г. Ростов-на-Дону

2014 г.


ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией

судоводительских дисциплин

Протокол № __ от «____» «_____»2014 г.

Председатель

_____________________ Соломатин Н.Т.

 

Исполнители:

 

Преподаватели морского колледжа ___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) является одним из видов Государственной (итоговой) аттестации выпускников, завершающих обучение по программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломнй работы. Содержание дипломной работы заключается в навигационной проработке маршрута перехода судна.

Дипломная работа является типовой по структуре и содержит перечень разрабатываемых вопросов в соответствии с Международной конвенцией по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты ПДНВ78, с поправками в отношении функций:

v Судовождение на уровне эксплуатации;

v Эксплуатация судна и забота о людях на уровне эксплуатации.

Предъявляемая к защите дипломная работа структурно состоит из следующих элементов и разделов в следующей последовательности: теоретической части, практической части, графической части на ксерокопиях морских навигационных карт (МНК) и презентации, типового расчетного задания (индивидуальное задание). Предъявляемая к защите дипломная работа в сброшюрованном виде должна содержать разделы в следующей последовательности:

Титульный лист

Лист задания

Аннотация

Оглавление

Перечень сокращений

Введение

Разделы:

1. Теоретическая часть ВКР.

1.1. Анализ требований руководящих документов по обеспечению навигационной безопасности рейса судна.

1.2. Теоретическое обоснование выбора маршрута перехода и предварительные расчеты выбранного маршрута.

2. Практическая часть ВКР.

2.1. Подбор навигационных карт и пособий на переход.

2.2. Корректура навигационных карт и пособий, системы навигационной информации на переход;

2.3. Составление штурманской справки на переход.

2.4. Составление штурманской справки по заданному порту отхода.

2.5. Составление штурманской справки по заданному порту прихода.

2.6. Планирование перехода и предварительная прокладка;

2.7. Навигационные расчеты на переход.

2.8. Расчет СКП определения места судна и дискретности определения места судна на участках перехода.

3. Графическая часть – предварительная прокладка на ксерокопиях морских навигационных карт (МНК).

4. Типовое расчётное задание: «Расчет элементов дуги большого круга (ДБК) при плавании судна по ортодромии».

5. Охрана труда на морском транспорте и предупреждение загрязнения окружающей морской среды.

Заключение;

Список использованных источников;

Приложения (если имеется необходимость).

Презентация.

В выстроенной структуре выпускной квалификационной работы необходимо раскрыть содержание каждого элемента.

Цель выполнения и последующей защиты ВКР заключается в том, чтобы выпускник, получающий квалификацию техник - судоводитель, мог продемонстрировать уровень овладения профессиональными компетенциями в видах профессиональной деятельности, согласно ФГОС и требованиям Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (далее – ПДМНВ 78 с поправками 2010 г.), и мог продемонстрировать применение их в практической деятельности, а именно: планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна; маневрировать и управлять судном; обеспечивать безопасность плавания

Кроме того, целями выполнения выпускной квалификационной работы для курсанта (студента) являются:

v овладение начальными навыками исследовательской деятельности;

v формирование умений обобщать и систематизировать научный текст;

v развитие умений анализировать изученный материал;

v повышение самооценки своего интеллектуального труда;

v выработка уверенности в достижении поставленных задач.

Выполнение выпускной квалификационной работы поможет курсанту (студенту), ретроспективно обратившемуся к пройденному материалу, глубже осознать его, привести в соответствие теоретические знания и практическую часть курса, определить область активного применения результатов проведенного исследования.

Объект исследования ВКР – управление движением морского судна по выбранной или заданной траектории с учётом воздействия внешних сил и субъективного фактора и выработка способов и рекомендаций для обеспечения безопасного плавания морского судна из порта отхода в порт прихода.

Для обеспечения безопасности плавания судна в любых условиях плавания и с наивысшей точностью решаются задачи:

1. выбор наивыгоднейшего пути судна;

2. следование выбранным путём на основании показаний приборов о направлении и пройденном расстоянии (счисления пути судна) и с учётом систематических обсерваций (коррекции траектории движения судна наиболее точным, в условиях плавания, способом);

3. анализ возможных ошибок в счислении пути и обсервациях;

4. анализ воздействий внешних факторов на движение судна и их учет.

Предмет исследования ВКР – судно, способное безопасно следовать заданным направлением движения, обладающее набором определенных тактико-технических характеристик «плавучесть и остойчивость», «маневренность (ходкость и управляемость)», «непотопляемость», «водонепроницаемость и прочность», а также способность судна выдерживать действие различных эксплуатационных нагрузок, не получая остаточных деформаций и не разрушаясь.

Приступать к выполнению ВКР следует только после того, когда основная часть программы по разделам ПМ усвоена, завершена программа практической подготовки на борту судна и выпускник имеет достаточное количество знаний и практических навыков для решения этой важнейшей задачи ГИА.

Студенты заочной форм обучения, совмещающие обучение и прохождение практической подготовки на борту судна с работой в должностях на судах транспортного флота, могут выполнять дипломную работу по фактическому выполненному рейсу судна в период обучения.

Титульный лист оформляют на специальном бланке с заполнением всех его граф, на нем ставят подписи дипломник, руководитель, консультанты, рецензент и председатель цикловой комиссии по тематике дипломного проектирования.

Лист задания содержит название темы дипломной работы, ее исходные данные, перечень вопросов, которые следует разработать, перечень графического материала и календарный план выполнения. Лист задания подписывают дипломник, консультанты разделов, руководитель и председатель цикловой комиссии по тематике дипломного проектирования..

Аннотация объемом не более 1 страницы включает следующую информацию: тип и название судна, порты погрузки и выгрузки, груз с указанием его количества, используемая вычислительная техника и программное обеспечение. Аннотацию представляют на двух листах - на русском и английском языках.

Оглавление содержит дословные названия разделов, начиная с введения.

Введение следует начинать с краткого изложения общих задач морского транспорта, необходимости предварительного планирования предстоящего рейса с учетом всех факторов для обеспечения безопасности плавания. Надо указать, какую роль в решении этих задач играют судоводители в рамках своей служебной деятельности, требования, предъявляемые национальными и международными документами в области планирования рейса судна.

Разделы 1 - 5 содержат результаты работы дипломника в соответствии с рекомендациями данных методических указаний.

Заключение выражает в краткой форме обобщенные оценки маршрута перехода судна (или его части), результаты исследования и обоснованные предложения дипломника, направленные на повышение безопасности и эффективности подобных рейсов.

Список использованных источников отражает список использованных источников, проработанных автором, независимо от того, имеются ли в тексте ссылки на нее или нет. Выпускная квалификационная работа должна иметь 15-20 источников, из них 75% - последних 5 лет издания и ссылки на интернет ресурсы.


 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ РАЗДЕЛА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ВКР

 

1.1. Анализ требований руководящих документов по обеспечению навигационной безопасности рейса судна.

Основные требования к точности судовождения разрабатываются и утверждаются Международной морской организацией (IMO) и международной ассоциацией маячных служб (IALA). В Российской Федерации эти требования изложены в Рекомендациях по организации штурманской службы на судах ММФ СССР (РШС-89).

В Резолюции ИМО А.893(21) «Планирование рейса» изложены требования по планированию рейса и перехода включает оценку, т.е. сбор всей информации, относящейся к предполагаемому рейсу или переходу; подробное планирование всего рейса или перехода от причала до причала, включая районы, в которых требуется присутствие на борту лоцмана; выполнение плана и контроль за продвижением судна при выполнении плана. Должна быть изучена вся информация, относящаяся к предполагаемому рейсу или переходу.

В Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС 74/78) содержатся технические и эксплуатационные требования и нормативы относящиеся к плавучести; остойчивости и непотопляемости; механическим и электрическим установкам; противопожарной защите судов; спасательным средствам; радиосвязи; безопасности мореплавания; безопасности перевозки грузов; безопасности некоторых видов судов; безопасности некоторых видов судов; управлению безопасности эксплуатации судов.

В Международном кодексе по управлению безопасностью (МКУБ), принятом ИМО 4 ноября 1993 г. в качестве резолюции ИМО А.741 (18), изложены требования к судоходным компаниям по разработке, внедрению и предъявлению СвУБ и освидетельствованию судов.

В Конвенции о грузовой марке 66/88 установлены единые принципы и правила касающиеся предельной загрузке судов; высоту надводного борта.

В Кодексе торгового мореплавания содержатся положения, определяющие правовой статус судна, экипажа, организацию перевозок грузов и пассажиров, буксировки, морского страхования, общей аварии, порядка возмещения убытков от столкновения судов, вознаграждения за спасение на море, пределов ответственности судовладельца.

В Резолюции ИМО А.529 (13) от 17.11.83 г. /2/ для предупреждения навигационных происшествий, связанных с посадками на мель выработал стандарт точности судовождения. Стандарт предназначен для выработки требований к точности судовождения, обеспечения навигационной безопасности плавания с заданной вероятностью (РБП = 0,95), оценки эффективности работы систем и средств навигационного оборудования (СНО) и технических средств навигации (ТСН), а также оценки работы судоводителей.

Нахождение судна в море постоянно связано с его пребыванием в тех или иных сложных в навигационном отношении районах. В любой момент времени плавания судна должна быть обеспечена навигационная безопасность плавания, т.е. должно выполняться условие

 

DHO > 0, 1.1

 

где: DH0расстояние до навигационной опасности.

Для обеспечения навигационной безопасности судна при плавании от момента выхода до момента прихода , «от причала до причала», должна постоянно вестись навигационная прокладка, которая включает в себя счисление, определение места судна и расчеты маневров для расхождения с другими судами.

Процесс измерения и обработки навигационных параметров сопровождается погрешностями, которыми будут отягощены и координаты места судна. Поэтому для обеспечения навигационной безопасности плавания, обоснования маневра судна с целью расхождения с навигационной опасностью необходимо производить оценку точности определения места судна.

Оценка точности места судна должна производиться:

v при выполнении предварительной прокладки;

v при подходе к берегу, навигационной опасности, стесненным водам;

v в случаях, когда невязка обсервованного места превышает допустимую величину.

Интервал между обсервациями в зависимости от навигационных условий плавания устанавливает капитан судна.

Факторами, влияющими на требования к точности судовождения, являются: скорость судна, расстояние до ближайшей навига­ционной опасности, район плавания.

Плавание судна осуществляется в трех специфических, с точки зрения наличия навигационных опасностей, районах:

v открытого моря;

v прибрежного плавания;

v стесненного плавания.

В соответствии с требованиями стандарта точности при плавании в районах открытого моря со скоростью до 30 узлов погрешность счислимого (текущего) места с вероятностью Р = 0,95 не должна превышать 4% от дистанции до навигационной опасности:

 

MT < 0,004DHO 1.2

 

В стандарт IMO включена таблица, содержащая требования к точности определения места судна M0, допустимое время плавания по счислению tД в зависимости от DHO при условии, что гирокомпас и лаг соответствуют требованиям IMO, счисление не корректировалось, погрешности имеют нормальное распределение, а течение и дрейф учитываются с возможной точностью.

Требования данного стандарта имеют ориентировочный характер, так как основаны на усредненных оценках точности счисления.

Рекомендации IMO позволяют реализовать единый подход к определению требований к точности плавания и способствуют повышению безопасности плавания судов.

В районах прибрежного и стесненного плавания, где место судна контролируется с помощью обсерваций по береговым ориентирам и радионавигационным системам, требования к точности судовождения зависят от конкретных обстоятельств плавания.

Для обеспечения навигационной безопасности плавания необходимо произвести следующие расчеты:

v оценить вероятность безопасного плавания РБП для конкретных условий плавания;

v в том случае, когда РБП < Рзад, необходимо рассчитать допустимую РСКП счислимого места МД в зависимости от Рзад;

v выбрать способы определения места судна, удовлетворяющие условию М0 < МД;

v рассчитать tД для конкретных способов определения места судна;

v рассчитать дискретность обсерваций Δt0 = tД - 2tобс;

 

Требования международного стандарта точности представлены в таблице 1.1.

Табл. 1.1.

Международные стандарты точности судовождения.

Минимальное расстояние до ближайшей навигационной опасности D, мили Допустимая радиальная погрешность места судна RД с вероятностью 95%, Мили Радиальная погрешность обсервованного места судна Rп с вероятностью 95%, мили
< 0,1 0,1 0,25 0,5 1,0 2,0
Максимально допустимый интервал времени между обсервациями tД, мин
0,4 _
0,8
1,2
1,6
2,0
2,4
2,8
3,2
3,6
4,0

 

Навигационная безопасность плавания РБП оценивается вероятностью прохода судна по чистой воде без соприкосновения с надводными и подводными препятствиями с известными координатами.

Для расчета РБПпри плавании среди навигационных опасностей, расположенных на различных направлениях в прибрежной зоне, используется функция кругового распределения Релея:

 

1.3

 

,где: D - кратчайшее расстояние до ближайшей навигационной опасности;

М - РСКП счислимого места судна в точке кратчайшего расстояния до ближайшей навигационной опасности.

Расчет РБП производится с помощью Мореходных таблиц МТ-2000 (табл. 4.18) по аргументам D и М.

Табл. 1.1 может быть использована для расчетов МД при заданном Dmin по заданной вероятности безопасного плавания PБП, a также для определения минимального допустимого расстояния до навигационной опасности Dmin при известной РСКП счислимого места судна М заданной вероятности безопасного плавания PБП.

Если навигационные опасности расположены по одному борту, то вероятность безопасного плавания рассчитывается по формуле

 

1.4

 

 

,где: ФZ — функция Лапласа, определяемая по аргументу

И в этом случае для расчетов можно использовать сборник Мореходных таблиц МТ-2000 (табл. 4.19), вход по аргументам D и M.

В требованиях международной ассоциации маячных служб изложены принципы плавания в стесненных районах, в узкостях, по системам разделения движения (СРД), каналам, фарватерам и требования к точности судовождения.

Международная ассоциация маячных служб (МАМС) регламентирует расчет PБП производить с помощью нормированной функции Лапласа, которая может быть выбрана из Мореходных таблиц МТ-2000 (табл. 4.20).

1.В общем случае, когда линия заданного пути (ЛЗП) проложена на расстояниях D1 и D2 от границ полосы, по которой следует судно, вероятность безопасного плавания рассчитывается по формуле

 

1.5

,где: Ф(zi) — нормированная функция Лапласа;

 

  - нормированное расстояние до опасности, выраженное в средних квадратических отклонениях;

 

Di — расстояние до ближайшей границы полосы движения;

0,7МT − средняя квадратическая погрешность места судна по направлению, перпендикулярному к линии пути.

  1. В случае, когда ЛЗП проложена посредине полосы, т.е. D1 = D2 = 0,5H (H— ширина полосы следования судна по системе раз­деления движения, фарватеру, каналу)

 

1.6

,

,где:   - нормированное расстояние до опасности, выраженное в средних квадратических отклонениях;

 

   

 

   

 

Использование Мореходных таблиц МТ-2000 (табл. 4.20), может облегчить решение и обратной задачи, когда для обеспечения заданной вероятности безопасного плавания РБП требуется рассчитать допустимую РСКП места судна МД.

Прокладка ЛЗП посредине узкости наиболее предпочтительна, так как в этом случае РБП = max.

3.В соответствии с правилами 9 и 10 МППСС-72 при плавании судна в узкости, по СРД, на фарватерах, по каналам судоводитель должен, насколько это возможно, держаться внешней границы прохода с правого борта.

Если при плавании посредине узкости PБП = 1 или PБП > Рзад, то следует рассчитать то минимальное расстояние Dmin на котором мо­жет быть проложена ЛЗП относительно внешней границы узкости.

При плавании вдоль одной навигационной опасности (одной границы прохода), когда расстояние до другой навигационной опасности D2 > 3MT и Р2 = 1, вероятность безопасного плавания может быть рассчитана по формуле

 

1.7

 

,где:    

При решении подобной задачи работа упрощается, если воспользоваться Мореходными таблицами МТ-2000 (табл. 4.23).

Российский стандарт точности судовождения соответствует нормам международного стандарта. Требования российского стандарта точности судовождения представлены в таблице 1.2.

Табл. 1.2.

Отечественные нормативы точности судовождения.

 

Зона плавания Допустимая средняя квадратичная погрешность определения места судна МД Частота определений места судна tД Допустимое время измерения и обработки навигационных параметров, мин
Зона стесненного плавания:
- акватории портов, гаваней 5-20 м Непрерывно лоцманским методом, с применением высокоточных РНС
- узкие (шириной 100 - 200 м) каналы и фарватеры 0,15 ширины канала, фарватера 1 - 5 мин 0,5 – 1
Прибрежная зона:
- фарватеры шириной 2 - 20 кбт 0,2 ширины фарватера 1 - 5 мин 0,5 – 1
- системы разделения движения 0,2 ширины полосы одностороннего движения 10 - 30 мин 1 – 3
- рекомендованные пути в расстоянии до 25 миль от берега 1 - 5 кбт 20 - 30 мин 1 – 3
- рекомендованные пути в расстоянии свыше 25 миль от берега 2% от расстояния до берега, но не более 2 миль 1 - 2 ч 5 – 10
Зона открытого моря
  2% от расстояния до опасности, но не более 2 миль 2 - 4 ч 10 – 15
         

 

На основании рекомендаций МАМС, Российских наставлений по штурманской службе на судах следует придерживаться точностей места судна и частоты обсерваций в зависимости от ширины полосы следования. При этом точность определения места и час­тота обсерваций должны обеспечить РБПне менее:

0,997 - в каналах с Н ≤ 100 м;

0,993 — на фарватерах с Н ≤ 250 м;

0,950 - на фарватерах, в полосе с Н > 0,2 мили.

Перевод известных радиальных средних квадратических погрешностей места судна М в радиальные погрешности RP заданной вероятности Рзад производится по формуле 1.8.

 

1.8

 

,где: kP — коэффициент, выбираемый из Мореходных таблиц МТ-2000 (табл. 4.15).

 

1.2. Теоретическое обоснование выбора маршрута перехода и предварительные расчеты выбранного маршрута.

 

На основании информации из руководства «Океанские пути мира», гидрометеорологических и лоцманских карт, Таблиц морских расстояний, лоций и руководств для плавания в табл. 1.3. приводятся все имеющиеся варианты перехода. Рекомендуется также использовать аналогичные иностранные источники, например Ocean Passages for the World, Distance Table.

Таблица 1.3.

№ п/п Краткие рекомендации по выбору маршрута Источник № пути, стр. Расстояние, мили
         
         
         

 

Рекомендованные варианты перехода судна.

 

После оформления таблицы делается аргументированный вывод, в котором дается краткое, но конкретное обоснование выбора маршрута плавания из имею­щихся вариантов с указанием источников (и страниц), где приведены рекоменда­ции по выбору курсов. Маршрут плавания должен быть обоснован с учетом сезона, ожидаемых погодных условий, характеристик и особенностей суд­на, характеристик и особенностей груза, целей и задач рейса.

По форме, аналогичной табл.1.3, оформляется таблица 1.4 «Рекомендации по выбору курсов в прибрежном и морском плавании». В данной таблице на основа­нии данных лоций (см. раздел «Рекомендации по выбору генеральных курсов»), наставлений и руководств для плавания кратко указываются рекомендации по вы­бору пути судна после выхода из порта отхода до начала морской части перехода и от точки окончания морского перехода до порта назначения. Таблица 1.4. должна содержать рекомендации по проходу средиземных и межостровных морей, архипе­лагов, проливов. При оформлении таблиц 1.3. и 1.4. следует учитывать рекомендации по выбору пути судна, изложенные в пункте 2.6 «Планирование перехода и предва­рительная прокладка».

Таблица 1.4.

№ п/п Краткие рекомендации по выбору маршрута Источник № пути, стр. Расстояние, мили
         
         
         

 

 

При работе над таблицей 1.5. следует использовать данные выпуска № 1 ИМ УНиО и информацию путевых МНК. Рекомендуется также использовать пособия № 9036 и «Ship's Routeing».

Таблица 1.5.

Сведения о системах разделения движения (СРД) и рекомендованных курсах (РК).

 

Участок перехода Наименование СРД Направление, град Ширина поло­сы, м.м Гарантированная глубина, м СНО
Карта № значение РК Длина, м.м. Ширина зоны разделения, м.м Допустимая осадка, м
           

 

 

Таблица 1.6.

Расчет протяженности перехода.

 

Участок перехода Расстояние, мили
по табл. морских расстояний по генеральным картам уточненные данные
1.      
2.      
.........      
Общая протяженность перехода      

 

Расстояние между портами отхода и прихода в таблицу 1.6. выбирается из «Таблиц морских расстояний». После прокладки маршрута на генеральных картах (придерживаясь рекомендованных курсов) с них снимается общее расстояние пе­рехода и заносится в таблицу. Разница в расстоянии, выбранном из таблиц и сня­том с генеральной карты, не должна превышать 10%. Под «уточненными данны­ми» подразумевается расстояние, измеренное по путевым картам и планам, после выполнения предварительной прокладки (т. е. данная графа таблицы заполняется позднее).

По расстоянию между портами отхода и прихода (из «Таблиц морских расстояний») и заданной скорости судна в таблицу 1.7 рассчитывается предваритель­ная продолжительность перехода. Затем учитывается снижение скорости при про­хождении узкостей, лоцманской проводке, выходе из порта и при входе в порт, а также время на швартовные операции. При этом скорость судна принимают в соот­ветствии с условиями плавания (ППХ, ПСХ, ПСМХ), а время на швартовные операции равным 45 мин.

Эти предварительные данные необходимы для планирования перехода, а так­же для подачи заявок на топливо, смазочные материалы и другие виды снабжения на предстоящий рейс.

 

Таблица 1.7.

Предварительный расчет продолжительности рейса.

 

Характеристики Значения
Общее расстояние перехода, мили  
Заданная (плановая) скорость, узлы  
Время - часы, минуты  
Время на швартовные операции, часы: - в порту отхода  
- в порту назначения  
Потери времени на прохождение, часы: - выходного канала порта  
- пролива  
- канала  
- входного канала порта  
Общее время перехода - сут., час., мин.  
Назначенное время выхода в рейс - дата, время, № пояса  
Расчетное время прихода в порт назначения (без перевода часов): дата, время,  
№ пояса  
Перевод часов (со своим знаком), часы  
Смена даты (если пересекается ЛСД), 24 часа со своим знаком  
Ожидаемый приход в порт назначения (ЕТА) по часовому поясу порта: дата, время (№ пояса)  

 

Правовой режим по маршруту перехода.

 

При работе над таблицей 1.8. следует использовать данные пособия № 9001 «Пределы действия территориальной юрисдикции государств в Мировом океане».

Таблица 1.8.

Сведения о территориальных водах.

 

Государство Порядок отчёта вод Ширина, мили Примечание
Террит. воды Спец. зоны
         

 

При работе над таблицей 1.9. следует использовать информацию из лоций, данные выпуска № 1 ИМ УНиО. В дальнейшем, при выполнении предварительной про­кладки, табл. 1.9. может быть дополнена информацией с путевых МНК.

Таблица 1.9.

Сведения о запретных и ограниченных районах плавания.

 

№ кар­ты Государство Район, (название, обозначение) Географическое по­ложение, размеры Характер ограничений Порядок информации Источник сведений
             

 

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ РАЗДЕЛА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ВКР

 

2.1. Подбор навигационных карт и пособий на переход.

 

При работе над данным пунктом рекомендуется изучить структуру и правила использования Каталога карт и книг [5, стр. 217-223].

Табл. 2.1 «Список отечественных карт на переход» составляется по форме «Каталога карт и книг»; в нее последовательно по порядку номеров включаются карты: генеральные, масштаба 500000, путевые, частные карты, планы портов, справочные, вспомогательные и специальные карты (обзорные, часовых поясов, элементов земного магнетизма, рекомендованных путей, гидрометеорологические, карты для плавания по ДБК, номограммы и т. п.). Подбор карт должен быть исчер­пывающе полным.

Таблица 2.1.

Список отечественных карт на переход (образец заполнения).

 

Адмиралтейский номер Район Год печати Масштаб 1 : Примечание
1 22100 От мыса Таран до порта Устка 2003 200000 Путевая
……          

 

Таблица 2.2. «Список отечественных руководств и навигационных пособий на переход» составляется по форме «Каталога карт и книг»; в нее включаются все не­обходимые на переход руководства и навигационные пособия, изданные УНиО МО и другими отечественными издательствами. Таблица заполняется в следующей последовательности: лоции, «Огни», РТСНО и расписание передач, описания и правила плавания, положения и руководства, гидрометеорологические атласы и таблицы, астрономические таблицы и пособия, справочные издания, ката­логи.

Таблица 2.2.

Список отечественных руководств и навигационных пособий на переход (образец заполнения).

 

Адмиралтейский номер Название руководства (пособия) Год издания Примечание
1 7207 Каталог карт и книг Атлантический океан
         

Таблица 2.3 «Список английских (либо американских, французских и т. п.) карт на переход»;

Таблица 2.3.

Список английских карт на переход (образец заполнения).

 

Адмиралтейский номер Район Год печати Масштаб 1 : Примечание
1 2369 Darlowo to Mys Taran Including Gulf of Gdansk 2004 200000 Путевая
……          

 

Таблица 2.4 «Список английских (либо американских, ...) руководств и навигаци­онных пособий.

Таблица 2.4.

Список английских руководств и навигационных пособий (образец заполнения).

 

Адмиралтейский номер Название руководства (пособия) Год издания Примечание
1 NP 131 Catalogue of Admiralty Charts and Publications 2001

 

Таблицы 2.3. и 2.4. позволяют проверить умение дипломников работать с иностранным ка­талогом; они не должны быть полными, достаточно привести 2—3 карты (книги) из каждого раздела каталога.

После выполнения данного раздела руководитель дипломной работы дает разрешение выдать исполнителю морские навигационные карты для выполнения предварительной прокладки, о чем делается отметка на лис­те задания.

 

2.2. Корректура навигационных карт и пособий, системы навигационной информации на переход.

Приступая к выполнению данного раздела, необходимо внимательно прора­ботать и изучить требования и правила, изложенные в руководствах №№ 9038, 9026, 9022, а также в учебнике [5, §§ 58, 64—71]. Следует четко представлять себе важность и сущность корректуры карт, руководств и пособий для плавания и мето­дику выполнения корректуры. Кроме этого в обязательном порядке необходимо изучить систему условных знаков и сокращений, применяемую на российских навигационных картах по пособию № 9025.

Также следует изучить систему ограждения МАМС по пособию № 9029.

Необходимо знать все виды печатных корректурных документов и систему передачи по радио оперативной навигационной информации по радио.

При использовании ИМ УНиО следует учитывать применяемые сокращения:

Н - новая карта (пособие)

НИ - новое издание

ВИ - возобновленное издание

ИЗ - изъято

УП - упразднено

ПН - присвоен номер

ПГ - пригодный год печати

Присвоены адмиралтейские номера:

9956 - ИМ УНиО

9959 - приложения к ИМ УНиО

Например, 9956.01-14 (вып. № 1 ИМ УНиО за 2014 год). Следует обратить особое внимание на содержание выпуска № 1 ИМ УНиО, которое отличается от всех остальных выпусков ИМ. В первом выпуске приводится важнейшая информа­ция по правилам и инструкциям о режиме плавания в водах России, о районах ми­рового океана, имеющих особый статус, включая информацию об установленных путях, границах СРД, районах запретных для плавания и др. Все остальные выпус­ки ИМ УНиО (№№ 2 - 52) имеют типовую структуру и состоят из пяти отделов.

Приложения, дополнения, сводные корректуры к руководствам будут указы­ваться соответственно с добавлением буквы к номеру руководства: 1300 П, 1300 Д1, 1300 С.

В нумерниках для всех руководств указывается год, например, 1300-80. Следует внимательно изучить порядок приема, регистрации, использования оперативной навигационной информации, передаваемой по радио в рамках как оте­чественной, так и всемирной службы навигационных предупреждений, порядок со­вместного (параллельного) использования информации от этих служб, порядок восстановления пропущенной информации. Обязательной частью курсового проек­та является фактическое выполнение корректуры карт с таким расчетом, чтобы было выполнено не менее 10 корректур снанесением и 10 корректур с упразднением информации.

Каждая карта должна быть откорректирована по извещениям мореплавателям УН и О МО РФ за 2014 год. На откорректированной карте под нижней горизонтальной рамкой красной тушью (чернилами) указываются сведения о корректуре, ставится дата и подпись исполнителя. Подробно порядок корректуры описан в Правилах № 9032, которые надлежит тщательно изучить.

Следует также изучить систему корректуры карт Британского
адмиралтейства по пособию NP-294 "How to Correct Your Charts the Admiralty
Way", проработать систему условных знаков английских карт по пособию
"Symbols and Abbreviations used on Admiralty Charts" (Chart №5011) и изучить
структуру "Admiralty Notices to Mariners" (ANM).

Необходимо обратить внимание на одно принципиальное отличие в
корректуре отечественных и английских навигационных карт и пособий. При
корректуре отечественных карт и пособий первым обрабатывается самый «свежий»
выпуск ИМ УН и О МО РФ, а затем остальные в порядке убывания номеров. При таком
подходе исключается выполнение корректуры по полностью отмененным
извещениям, выпущенным ранее. Напротив, корректура английских карт и пособий
начинается с самого «старого» ANM и затем по возрастанию номеров. Такой
подход вынуждает сделать все корректуры, в том числе и отмененные в
дальнейшем. Это является следствием отсутствия в Британском адмиралтействе
системы отмены старых извещений более поздними.

Для удобства выполнения корректуры и контроля ее качества в дипломном
проекте должны быть приведены таблицы 2.5 — 2.6. При заполнении этих таблиц
допускается использование электронных баз данных о корректурной информации
(в том числе доступных через Internet), однако это ни в коей мере не должно ис-
ключать работу с печатными выпусками ИМ УНиО.

 

Таблица 2.5.

Перечень номеров ИМ для корректуры карт.

 

№ карты Год выпуска ИМ №№ выпусков ИМ №№ извещений мореплавателям
       
       
       

 

Таблица 2.6.

Перечень выполненной корректуры карт.

 

№ карты Год выпуска ИМ Номер ИМ Содержание корректуры Координаты
j l
           
       
       

 

Таблица 2.7.

Перечень выполненной корректуры навигационных руководств и пособий.

 

№ Пособия/ руководства Год выпуска ИМ Номер ИМ Содержание корректуры Координаты
j l
           
       
       

 

Системы навигационной информации и передачи сообщений на переходе.

В таблицах 2.8 — 2.10 приводятся сведения об источниках оперативной навигационной и метеорологической информации. При работе над таблицами 2.7 — 2.9 следует использовать современные данные из пособий, выпущенных после 1
февраля 1999 г., т.е. после полного задействования ГМССБ.

Границы районов передачи НАВАРЕА и НАВТЕКС следует отобразить на
общей схеме перехода и генеральных картах.

Таблица 2.8.

Районы передачи НАВАРЕА по маршруту перехода.

 

Участок перехода Район (обозначение) Координатор Радиостанция
       
       

 

 

Таблица 2.9.

Данные о станциях НАВТЕКС по маршруту перехода.

 

Район НАВАРЕА Страна Радиостанция Координаты Дальность действия Литера В1 Время передач Язык передач Статус
                 

 

Таблица 2.10.

Расписание работы и передач навигационных, метеорологических и факсимильных сообщений по маршруту перехода.

 

№ по описанию Название Частота Время передачи Вид сообщения Район обслуживания
позывной режим
         
     
           
       

 

В таблице 2.11. приводятся сведения о станциях, передающих поправки для
DGPS. Для составления данной таблицы рекомендуется использовать сведения из
Admiralty List of Radio Signals, Vol. 8, "Satellite Navigation Systems".

Таблица 2.11.

Сведения о станциях, передающих поправки DGPS на переходе.

 

Название станции Координаты Поправки DGPS Идентификационный № Дальность действия, м.м Контроль целостности Статус Типы передаваемых сообщений
Частота Скорость передачи Опорной станции Передающей станции
                   

 

При работе над таблицами 2.12. и 2.13. дополнительно рекомендуется использовать
сведения из пособия Admiralty List of Radio Signals, Vol. 6., Guide To Port Entry.

Таблица 2.12.

Сведения о системах управления движением (СУДС).

 

Район Наименование СУДС Зона действия СУДС Каналы связи Источник, стр
       

 

В таблицу 2.12 включается следующая информация: ДИСП, ЕТА, маршрут­ные донесения в системах судовых сообщений (типа «MAREP», «BAREP», «GIBREP»), точки обязательного выхода на связь с операторами СУДС (ПРДС) с указанием используемых каналов связи, и т.п.

Таблица 2.13.

Порядок радиоинформации по маршруту перехода.

 

Район Точка подачи информации с судна Адресат Содержание информации Форма подачи Описание (источник, страницы)
Карта№
           

 

2.3. Составление штурманской справки на переход.

 

На основе изучения данных лоций, справочников, планов порта должно быть составлено краткое описание маршрута перехода. При этом следует тщательно отбирать только тот материал, который имеет прямое отношение к предстоящему переходу, соот­ветствует типу судна и присущим ему ограничениям. Элементы обстановки, имеющие важное значение для обеспечения безопасности плавания судна, должны быть сверены по различным источникам.

Рекомендуется составлять штурманскую справку в следующей последовательности и в табличной форме.

 

2.3.1. Навигационно – гидрографический обзор района плавания.

Таблица 2.14.

Навигационно – гидрографическая характеристика района плавания.

 

Район перехода Берега Грунт Глубины, м Сведения о магнетизме
         

 

2.3.2. Сведения о портах – убежищах (якорных стоянках) на переходе.

 

Таблица 2.15.

Информация о портах – убежищах (якорных стоянках) на переходе.

 

Порт - убежище № карты № лоции Удаление от предполагаемого маршрута Глубина якорной стоянки Обеспечиваемость укрытия
           
           

 

2.3.3. Гидрометеоусловия по участкам перехода.

 

Производится изучение, анализ и краткое описание гидрометеорологических условий по маршруту на период (месяц) плавания включая следующие элементы:

v общая характеристика;

v атмосферное давление и ветры;

v экваториальная депрессия;

v тропические циклоны;

v облачность и осадки;

v туманы и видимость;

v температура и влажность воздуха;

Дается краткая характеристика океанографических условий на переходе:

v течения, общий перенос воды;

v приливные течения;

v солёность и плотность воды;

v температура воды;

v волнение моря;

v ледовая обстановка.

Обобщая всё вышесказанное, составляется таблица 2.16. , в которой показаны основные погодные условия рассматриваемого района плавания.

 

Таблица 2.16.

Гидрометеоусловия по участкам перехода

(на заданный месяц или по фактически выполненному рейсу)

 

Метеорологические элементы   Участок перехода
         
Повторяемость ветра, % N          
NE          
E          
SE          
S          
SW          
W          
NW          
Штиль          
Средняя скорость ветра, м/с.          
Число дней со скоростью ветра ≥ 15 м/с.          
Число дней с туманом          
Средняя облачность, баллы          
Число ясных дней (0÷2 балла)          
Число пасмурных дней (8÷10 баллов)          
Среднее количество осадков за сутки, мм.          
Максимальное количество осадков за сутки, мм.          
Число дней с осадками          
Число дней со снегом          
Число дней с грозой          
Температура воздуха, Сº средняя            
абсолютный max          
абсолютный min          
Относительная влажность, %          
               

 

Примечание. Многоточием (…) обозначается отсутствие данных, нулем (0)- отсутствие явления или незначительную его вероятность.

 

2.3.4. Сведения о приливах.

 

Необходимо дать общую характеристику приливных явлений на всем переходе. Для участков с ограниченными глубинами, а также для портов и якорных стоянок сделать расчет времени и высот полных и малых вод на полагаемую дату прихода.

Результаты расчета представить в виде таблицы 2.17.

 

Таблица 2.17

 

ХХарактер пприлива Максимальная величина прилива, м ДДата Полные воды Малые воды
Фаза ЛЛуны вВремя чЧас, мин Высота, м Время ччас, мин Высота, м
             
             

 

Для судна минимальная глубина должна составлять величину равную осадке плюс запас под килём (UKC), который должен быть рассчитан для конкретных условий.

Расчет подкильного запаса производится по следующей методике.

Перед выполнением данного раздела рекомендуется изучить материал в
учебнике [11, стр. 345-353] и в пособии [17, п.2.5].

Запас под килем (UKC) - (Under keel clearance) определяется разностью фактической глубины в данной точке в данный момент времени (Н ф) и максимальной осадкой судна (Ттах).

 

UKC = Н ф – Тmax. 2.1

 

 

В свою очередь

Нф = Н0 ± ΔH(t) 2.2

 

 

, где Н0 - указанная на карте глубина в данной точке относительно нуля глубин, м; ΔH(t) - отклонение фактического уровня воды от ординара (от нуля глубин) в данный момент времени, м; эта поправка является положительной, если фактический уровень воды выше ординара. Определяется с помощью графика прилива.

 

Tmax = To+ ΔT, 2.3

 

 


,где To - статическая осадка судна в воде стандартной плотности (ρ0 = 1025 кг/м3), м;

ΔT - увеличение осадки судна при переходе в воду с плотностьюρ1 ,м;

 

ΔT =   2.4

 

 

,г ,где D - водоизмещение судна, т;

q — число тонн на 1 см осадки, т/см.

Общий запас под килем (UKC) считается достаточным, если он не менее суммы запасов глубин:

 

UKC ≥ Σ Zi,

 

,где Σ Zi, = Z0 + Z1 + Z2 + Z3

 

,где Z0 - минимальный навигационный запас глубины Δнз, обеспечивающий безопасное плавание и управляемость судна на мелководье по тихой воде самой малой скоростью; определяется в долях осадки в зависи­мости от вида грунта и степени изученности района. При плавании на портовых акваториях величина минимального навигационного запаса (Zi) определяется с помощью таблицы в [11, стр.351, табл. 18.4];

Z1 - запас глубины на крен судна, возникающий от воздействия расчет­ного ветра и гидродинамических сил на повороте; рассчитывается по формуле:

Z1 = sin Θ ≈ 0,01 х Θ, м

где В - ширина судна, м; Θ - угол крена, град.

 

Z2 - волновой запас, учитывающий дополнительное погружение судна на волнении; определяется по методике РШС-89 [18, стр. 52].

Z3 - скоростной запас глубины, учитывающий изменение осадки судна на ходу по сравнению с его осадкой на тихой воде без хода за счет «проседания»; определяется по данным маневренных характеристик судна.

Следует учитывать, что минимальное значение UKC нередко определяется правилами плавания в порту и нормативными указаниями компании.

Порядок расчетов:

1. находится сумма запасов Σ Zi;

2. находится минимальная безопасная глубина:

Hmin = Tmax + Σ Zi

3. находится фактическая глубина Нф;

4. сравниваются величины Нф и Hmin:

> если Нф > Hmin, плавание судна возможно;

> если Нф < Hmin, с помощью графика прилива определяется промежуток времени, в течение которого возможен безопасный проход судна данным участком; с учетом результата выбирается время выхода судна из порта;

Волновой глубины рассчитываются по методике РШС-89 [18, стр. 52], а скоростной запас - по данным маневренных характеристик судна.

Затем по одному из имеющихся участков с лимитирующими глубинами рассчитывается табл. 2.18.

 

Таблица 2.18.

Оценка динамической осадки судна и минимальной безопасной глубины и UKC.