Регулирование этнических конфликтов затрудняется
следующими факторами: разные культуры (язык, религия, образ жизни); разный социально-политический статус; изменение демографической ситуации (значительный прирост потока мигрантов рост рождаемости); наличие внешних сил, заинтересованных в продолжении конфликта.
Урегулирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. Для достижения этого балансанеобходимо выполнение трех обязательных условий: каждая из сторон должна признать наличие конфликтной ситуации; высокая степень организованности сторон; принятие твердых правил (равенство возможностей сторон).
50. ПРИЧИНЫ ОБОСТРЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ВОПРОСОВ
Причины и факторы этнических конфликтов:
территориальные проблемы и споры.Этносы – территориально организованные общности людей, и любое посягательство на их территорию воспринимается как посягательство на сам этнос Для обоснования территориальных претензий используются, как правило, исторические факты. В результате многочисленных миграций населения, завоеваний территория расселения этноса неоднократно менялась. При этом эпоха выбирается достаточно произвольно в зависимости от целей спорящих сторон. Территориальные проблемы неразрешимы. Стороны могут принять компромиссное решение, которое не переведет конфликт из открытого в скрытое (латентное) состояние, и следующие поколения могут возобновить открытый конфликт;
социально-экономический конфликт.Причины – борьба этносов за материальные ресурсы (земля и ее недра), разделение труда, идеологические проблемы и т. д.;
религиозные конфликты.Противоречия между христианами и мусульманами, православными и католиками способствуют заметному осложнению межнациональных отношений.
СМИ – фактор межнациональной дестабилизации.Фокусируя внимание на освещении межнациональных отношений лишь на фактах из конфликтных регионов или однобоко освещая события, СМИ часто разжигают межнациональные страсти.
Главный способ разрешения конфликтов– это достижение согласия по основным вопросам и начало взаимодействия. Такой исход достигается с помощью посредников, в том числе религии. Религиозные организации располагают большими возможностями для сглаживания этнополитических противоречий.
Вторым вариантом разрешения является взаимное поражениеконфликтующих сторон. Чаще всего такой результат конфликта возникает, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, и результат не удовлетворяет ни одну из сторон.
Возможно и естественное затуханиеэтнических конфликтов. Это реальный и часто встречающийся исход. В данном случае конфликт проходит все стадии своего развития и заканчивается в результате разрушения прежде единого полиэтничного общества.
51. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА. СТАБИЛИЗАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
Длительные, затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах, так как оказывают необратимое влияние на психику людей, ускоренными темпами расходуют материальные блага, искажают моральные ценности.
Последствия социального конфликтавесьма про тиворечивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к необоснованным затратам ресурсов, а с другой – способствуют решению многих проблем, сплачивают группы и в конечном счете служат одним из способов достижения социальной справедливости. Социологи (конфликтологи) сегодня еще не пришли к выводу о том, полезны или вредны конфликты для общества. Так, многие считают, что само общество развивается исключительно благодаря социальным конфликтам.
В каждом конфликте существуют как разрушительные(конфликт способен разрушать социальные общности), так и созидательные моменты.Часто конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации.
Для каждой стадии межэтнического конфликта существует ряд действенных мер, которые необходимо применить для стабилизации положения:
1. При урегулировании конфликта в течение латентного периода следует:
добиться практической реализации принципа гражданского равноправия;
проводить политику социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп 2. Для снятия этнической напряженности необходимо:
создавать этнически нейтральные подразделения полиции и армии с определением их четких функций и полномочий в конфликтных действиях;
организовать подачу и изложение точной и непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой информации;
строго преследовать по закону организаторов уличных беспорядков.
3. Для быстрого прекращения военных действий необходимо:
удаление из зоны конфликта, арест или временное задержание сторонников конфликта;
предотвращение раскола по этническому признаку в государственных и силовых структурах;
введение особого контроля за средствами связи;
проведение комплекса мер по сведению к минимуму количества человеческих жертв и материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасности населенных пунктов и городов)
предотвращение мародерства и военных преступлений.
4. На четвертом этапе необходимо;
дать общую оценку последствий конфликта и объявить программу (план) воссоздания единства;
придать восстановительному процессу нейтральный характер;
не допускать героизации террористов и экстремистов;
отказаться от драматизации конфликта и не допустить его фиксации в исторической памяти этноса.
52. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В современных условиях каждая сфера общественной жизни порождает свои специфические виды социальных конфликтов. Можно поэтому говорить о наличии в обществе политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видов конфликтов. В Российской Федерации каждый из указанных видов конфликтов имеет свою специфику.
Политический конфликт– это конфликт по поводу распределения власти, влияния, доминирования авторитета. Политический конфликт может носить скрытый или открытый характер. Одной из форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью. Сегодня этот конфликт реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах.
Современная социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Политикам необходимо понимать наличие этой тенденции и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы они перерастали в насильственные действия.
Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты.Это конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего эти конфликты связаны со статусными или территориальными претензиями этнических и национальных групп друг к другу. В нашей стране вдохновительной идеей таких конфликтов является идея суверенитета территории, народа или этнической группы. Национально-этнический конфликт первоначально носил характер борьбы за перераспределение власти между центральными органами государственной законодательной и исполнительной власти, центром и регионами. Большую роль в этом конфликте сыграла проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей. В созревании национально-этнических конфликтов определяющими стали и другие причины. Национально-этнические конфликты в современной России чаще всего носят политический характер. Актуальной остается борьба за обладание властью, материальными и духовными ценностями между коренным населением и мигрантами, между этническим большинством и меньшинством.
53. ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В современной жизни России заметную роль играют социально-экономические конфликты,т. е. кон фликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам. Социально-экономические конфликты в современной России чаще всего имеют объективную основу. Они обусловлены:
переходом хозяйства страны на рыночные отношения;
связаной с этим борьбой за перераспределение собственности между различными социальными группами населения;
обнищанием широких слоев населения;
структурной перестройкой экономики;
скрытой или открытой массовой безработицей и т. д.
Значительную роль в этих конфликтах играет и субъективный фактор:ошибки в проведении реформ, ошибки налоговой политики, бюрократизм в институтах власти и т. д.
Социальные конфликты могут протекать в формевнутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т. п. Яркая форма выражения конфликта – различного рода массовые действия. Они реализуются в форме:
предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп;
мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ;
прямых акций социального протеста.
Массовый протест– это активная форма конфликтного поведения. Массовый протест может выражаться в различных формах: организованной и стихийной, прямой или косвенной. Он может принимать характер насилия или системы ненасильственных действий. Формы выражения массовых протестов: митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в определенных целях.
Современная забастовка – это заранее подготовленная акция с четко сформулированными целями, предварительно обсужденными в коллективах, опирающаяся на признанных лидеров, возглавляемая органом руководства, пользующимся поддержкой прессы, какой-то части парламента и населения.
54. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ЕГО СТРУКТУРА И МЕТОДЫ
Методология исследования сегодня является актуальной для любой науки, так как усложняются исследуемые задачи и резко возрастает значение используемых средств. Часто модель научного исследования социологии строится на примерах точных наук.
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических и практических (организационных) процедур, связанных между собой единой целью. Цель исследования– получить сведения о некотором изучаемом явлении или процессе. Главной цели подчиняются задачи исследования – более мелкие мишени, при решении которых сложится общая картина. Объект исследования– любой социальный процесс, явление, группа общественные отношения и др. Непременное условие – наличие в сфере исследования проблемной ситуации. При изучении тех или иных явлений опытные социологи сначала стараются найти типовое, алгоритмическое решение проблемы, и если оно не удовлетворяет желаемым результатам, то необходимо составить особый комплекс методов изучения данного явления путем комбинации базовых методов.
Основные типы социологических исследований:разведывательное (пилотажное); описательное; аналитическое.
Виды исследований:теоретические и эмпирические (практические) методы.
На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования.
Теоретические методы: структурно-функциональный метод.С позиции этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Структурно-функциональный подход позволяет установить общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация а именно – государство, партии, профсоюзы, церковь. Особенности метода: изучает вопросы, связанные с функционированием социальной структуры; сравнительный метод– исследователь исходит из соображения, что имеются определенные общие закономерности социального поведения. Он предполагает сопоставление однотипных явлений (например, разных эпох и народов) – социальной структуры, государственного устройства и т. д. Достоинства метода: он позволяет использовать опыт других стран и народов; выдвижение гипотез– предположений об особенностях или характере тех или иных явлений. Формулируется после предварительного изучения объекта гипотезы. После дополнительного исследования гипотеза либо подтверждается (и становится теорией), либо опровергается. Существуют описательные и объяснительные виды гипотез.
При проведении социологических исследований необходимо составить план или программу основных методов сбора информации.
55. СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. АНАЛИЗ
Структура исследования:
постановка цели;
определение параметров сбора информации;
(выборка объектов – целевая группа (например, только мужчины от 45 до 60 лет. Выборка формируется с помощью статистики и представляет собой модель исследования. Виды выборки: простая (непроизвольная), стратификационная (только люди определенного состояния), квотная – средняя, отражающая усредненный вариант мнений и др.), время и методы опроса и т. д.)
инструктирование интервьюеровили непосредственных исполнителей (при некоторых видах работы – инструктаж опрашиваемых);
проведение исследования;
анализполученных результатов и допущенных ошибок.
Социологическое наблюдение – преднамеренное целенаправленное, систематическое восприятие и фиксация наблюдаемых социальных явлений. Это общенаучный метод, но его применение в социологии имеет ограничения, так как не все социальные явления поддаются непосредственному восприятию Но если наблюдатель лично связан с объектом наблюдения, то данные его работы будут субъективны Главный недостаток метода– невозможность проведения повторного наблюдения.
Виды наблюдения:включенное, невключенное полевое, лабораторное, структурированное (связано с детальной инструкцией по фиксации результатов) неструктурированное.
Социологический эксперимент.Объектом экспе римента являются люди или социальные общности Данный метод наиболее эффективен для проверки гипотез, так как позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора на исследуемый объект и обнаружить причинно-следственные связи (например, влияние уровня образования на восприятие рекламы). Особенностьсоциологического эксперимента – пилотируемость (может контролироваться и управляться социологом)
Анализ документов, или контекст-анализ,– предполагает извлечение социологической информации из документальных источников, выявление количественных статистических данных; сегодня применяется с использованием компьютерных технологий.
56. ОСНОВАНИЯ ВЫБОРКИ. МЕТОДЫ АНАЛИЗА. ТЕСТИРОВАНИЕ
Биографический метод– используется для описания типичной жизни и особенностей биографии людей определенных поколений. Метод способствует разрешению социальных проблем, изучаются установки, мотивы личности. Недостаткиметода субъективность воспоминаний, незнание социального явления в целом.
Социодиагностика– совокупность методов, позволяющих распознать относительно устойчивые свойства личности (интроверсия (погруженность, обращенность индивида на внешний мир или в себя) заторможенность – возбудимость и др.).
После сбора всех данных и первичной обработки необходимо сгруппировать полученные материалы.
Группировка проводится по:
комбинированному методу – с использованием двух и трех методов;
структурному методу – по возрастным, социальным и другим признакам;
аналитическому методу – по нескольким признакам (например, уровень образования и чтение книг).
Затем проводится анализ полученной информации
Методы анализа:
классический, качественный (направлен на установление причинно-следственной связи); этот подход страдает субъективизмом;
количественный (контент-анализ) – направлен на выяснение искажений в полученной информации, при этом из текста и других источников извлекаются количественные показатели; ограничен по степени применения, так как не все можно изучить и показать языком цифр.
Конечные результаты исследования представляются в видеписьменных или устных отчетов (встречается реже), статистики, фотодокументов и в других формах.
Полученные в итоге исследования результаты подвергаются контролю или проверке. Чаще всего она может осуществляться повторным выборочным опросом (например, каждый третий опрошенный), наблюдением, интервью, машинной (компьютерной) обработкой. После этого полученные результаты интерпретируются в соответствии с начальной гипотезой из которой исходили при начале исследования.
Тестирование(от англ. test – проверка) – метод психодиагностики, применяемый для измерения и оценки качеств и состояний индивида.
Возникновение тестов было связано с необходимостью сравнения и ранжирования индивидов по уровню развития. Преимущества метода:оценка индивида в соответствии с поставленной целью; обеспечивают возможность получения количественной оценки; удобство обработки; оперативность; массовость; объективность; сопоставимость информации.
Требования тестов:стандартизация заданий и условий выполнения, наличие кодировочного ключа (для подсчета баллов).
Классификация тестов:простые (элементарные), ориентированные, опросники (применяются для диагностики личности).
57. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС. АНКЕТИРОВАНИЕ
Социологический опрос – самый распространенный метод сбора информации. Методом опроса изучаются явления, которые не поддаются прямому наблюдению. Его основное назначение – обеспечить двусторонний поток информации между управляющими и управляемыми, получить информацию о мнениях людей, их мотивах и оценках явлений (например, как основная масса населения относится к международным событиям). Его основные преимущества:оперативность, массовость, экономичность, откровенность, обусловленная добровольностью участия.
Виды опросов:телефонный, факсовый, почтовый личный, письменный (анкета, тест), устный (интервью), очный, заочный, сплошной, выборочный, массовый, специализированный (опрашиваются специалисты или эксперты в определенных областях).
Анкетирование– письменная форма опроса, осуществляющаяся без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом (анкетируемым человеком), длится не более 40 мин. Анкета– перечень предложенных вопросов, на которые необходимо односложно или развернуто ответить. В зависимости от вида составленных вопросов бывает открытой(когда есть строчка для своего варианта ответа) или закрытой(с перечнем вариантов ответов). Вопросы подразделяют напрямые, личные и косвенные (последние повышают правдивость ответа). Опрашиваемый может сам заполнять анкету. Формы проведения– индивидуальная или групповая.
Интервьюирование – форма очного проведения опроса, при которой исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Метод предполагает личное общение интервьюера с опрашиваемым. Факторы, влияющие на результаты опроса:
настроение респондента в момент опроса; ситуация опроса (благоприятные для общения условия – хорошая погода, удобное место опроса и др.); содержание анкеты или устного вопроса; качество работы интервьюера (правильная речь, приятная внешность, последовательность действий).
Социометрический опрос– используется для анализа взаимоотношений в коллективе и их оптимизации путем взаимовыбора по предложенным критериям. Позволяет анализировать отношения внутри коллектива или группы, изучать их проблемы (авторитет, лидеры, изгои). Условия проведения опроса:проводить в коллективах, работающих вместе не менее 6 месяцев; исследовать группами по 10–15 человек. В конце исследования проводится разработка коррекционных мер отношений в коллективе. По результатам опроса выстраиваются социометрическая матрица (в горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – объекты выбора (кого выбирают)) и социограмма (схема межличностных отношений в коллективе).
Шкала приемлемости– вид анкетирования на приемлемость различных видов поведения. Используется для выяснения отношения респондентов к тем или иным социальным явлениям (разводам, проституции и др.).