Оценка эффективности тренинга как метода преднамеренных изменений
Проблема эффективности тренинга привлекает внимание пользователей и исследователей с самого начала применения метода и по сей день не утратила дискуссионности. Исследуя в 50-е г. эффективность психотерапии, Г.Айзенк установил, что психотерапия не более успешна, чем спонтанная ремиссия. Последующие исследования психотерапевтических методов показали различную эффективность методов, опирающихся на разнообразные концептуальные основания, среди которых наиболее эффективными признаны помогающие (по сравнению с обнаруживающими) поведенческие методы и методы, основанные на положениях гештальт-теории (Grawe, 1938).
Существующее многообразие видов и форм тренинга, опирающихся на различные теоретические основания, требует определения области применения каждого вида тренинга и обнаружения присущих им ограничений.
Психология тренинга 125
Измерение результатов тренинга необходимо для определения наиболее эффективных и валидных программ, а также их компонентов. В значительном количестве опубликованных работ, посвященных данному вопросу и свидетельствующих о результативности практики тренинга, зафиксированы отчетливые и устойчивые изменения психологических переменных различного уровня у участников тренинга различных видов, форм и модификаций.
Индивидуальные формы профессионального тренинга, к которым относятся различные модификации аутогенной, психогигиенической, эмоционально-волевой, идеомоторной и других тренировок претендуют на эффективное достижение заявленных целей. Так, исследования операторов химического производства показали положительное влияние эмоционально-волевой тренировки на их психологические качества: увеличились количественные показатели объема памяти, улучшились характеристики переключения и распределения внимания (Ломов, 1984). Объективные данные совпали с субъективными показателями испытуемых, отметивших большую легкость, снижение напряженности в процессе исполнения деятельности после тренировок. Эффективность индивидуальных форм тренинга на основе методики психосаморегуляции обнаружена и на уровне более сложных профессионально важных психологических образований. Установлена эффективность тренинга выработки оптимальных способов преодоления тревоги по отношению к изменению выраженности поведения типа А на группах мужчин в возрасте 36-47 лет. Обнаружено, что под влиянием тренинга выраженность проявлений поведения типа А (конкурентности, агрессивности, мотивации достижения, нетерпеливости и т.д.) значительно уменьшается по сравнению с контрольной группой (Havelock, Havelock, 1973).
Существенным достижением для каждого варианта тренинга является обнаружение областей и факторов его малой эффективности. Так, для методик саморегуляции обнаружено, что они наиболее эффективны для открытых, эмоциональных, терпеливых, уравновешенных, обладающих развитыми образными представлениями людей. По данным 14 исследований
126 Макшанов СИ.
аутогенной тренировки, применяемой в целях психотерапии, ее эффективность для людей с психосоматическими и соматофор-матическими расстройствами оказывается недостаточной (Grawe, 1988). Эти данные не противоречат данным, полученным Х.Линдеманом, установившим недостаточную эффективность AT для лиц, обладающих гиперактивностью, агрессивностью, эгоцентричностью (Линдеман, 1980).
В исследовании Г.Латама и Л.Саари приводятся данные об эффективности поведенческого тренинга менеджеров среднего звена. По данным самоотчетов (менеджеры заполняли опросники относительно их самооценок происшедших изменений по окончании тренинга и через 8 месяцев после него), отмечаются устойчивые положительные изменения управленческих навыков. Данные самоотчетов подтверждают и результаты психологического тестирования менеджеров экспериментальной и контрольной групп. Тест, включавший в себя 85 заданий, подготовленный на основе описания критических управленческих ситуаций, показал значимые различия экспериментальной и контрольной групп. Аналогичные изменения были зафиксированы экспертами в поведении менеджеров, а также в результатах их практической деятельности. Примечательно, что через год подобный тренинг был проведен и с менеджерами контрольной группы, после чего различия были устранены (1979).
Во многих исследованиях указывается на увеличение в результате тренинга диагностических умений специалистов, их способности к рефлексивному управлению собственным поведением, осознанию процессов, оптимизирующих либо разрушающих групповое взаимодействие.
Проблема эффективности тренинга тесно связана с проблемой выделения релевантных критериев, каждый из которых должен учитывать отсроченность проявления происходящих в результате тренинга изменений. Обобщение данных различных программ группового тренинга показывает, что у 11,3% участников положительные изменения появлялись через 6 месяцев, вначале они либо отсутствовали, либо оценивались как отрицательные; у 8,3% такие изменения обнаруживались непосредственно после завершения тренинга, но не удерживались, исчезая
Психология тренинга 127
через 8 месяцев; у 27% положительные изменения возникали по завершении тренинга и удерживались 8 месяцев (Яценко, Гришин, Семилет, 1985).
В качестве теоретической основы для описания результатов тренинга используются различные модели. Одной из наиболее обобщенных моделей является трехмерная модель Havelock & Havelock (1973). Согласно данной модели для определения эффективности тренинга используются уровень исходной цели (получение нового, усиление существующего, распространение или уменьшение влияния существующего); уровень объекта изменений (эмоционально-аффективная сфера, перцептивные способности, поведенческие изменения); сфера изменений (способность влиять на других, способность к продолжению обучения и т.д.).
В дальнейшем для подходов к измерению результатов тренинга, в том числе и к выработке критериев, оценивающих его эффективность, характерно стремление к большей конкретности, повышению прикладного, практического значения предлагаемых вариантов оценки. Наибольшую сложность при этом представляла и представляет проблема сочетания критериев, измеряющих изменение на уровне организации и группы, и персональных критериев.
Один из первых перечней критериев эффективности профессионального тренинга был предложен Д.Киркпатрик (1959). Он включал в себя четыре группы критериев:
1 .Реакции - измерение впечатлений участников тренинга.
2.Научение - измерение объема освоенного материала.
3.Поведенческий - измерение того, насколько результаты тренинга воплощаются в профессиональной деятельности.
4.Результативный - измерение результатов тренинга, отражающихся в улучшении количественных и качественных характеристик труда.
Подход, предложенный в работе Д.Киркпатрик, во многом оправдан и может быть положен в основу формирования совокупности критериев эффективности профессионального тренинга и определения средств их измерения. На сегодняшний день в качестве наиболее распространенных средств оценки
128 Макшанов СИ.
эффективности тренинга применяются самоотчеты участников тренинга, экспертное оценивание, психодиагностические средства, оценка результатов деятельности (экономические критерии, произвоительность труда, характер затрат и пр.). Перечень требований к критериям эффективности тренинга приводят М.Блам и Д.Нэйлор:
1. Достоверность.
2. Реалистичность.
3. Репрезентативность.
4. Связанность с другими критериями.
5. Приемлемость для анализа деятельности.
6. Приемлемость для менеджмента.
7. Устойчивость в различных ситуациях.
8. Прогностичность.
9. Экономичность.
10. Допустимость.
11. Измеряемость.
12. Релевантность.
13. Объективность.
14. Дискриминативность.
Пункты 1, 3 и 7 относятся к критериям достоверности, 4-6, 10-14 - к критериям валидности; 2, 8, 9 и 11 - к критериям практичности тренинга (табл.7).
Таблица 7 Соответствие способов оценки эффективности тренинга требованиям к критериям эффективности (по Blum, Naylor. 1968)
Самоотчеты | - | - | + | + | - | + | - | - | + | + | - | + | - | + |
Экспертиза | + | + | + | - | + | + | - | + | - | + | + | - | + | + |
Тесты | + | - . | - | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + |
Оценка результатов деятельности | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Психология тренинга 129
Характеристика валидности тренинга может происходить по четырем категориям: собственно тренинга, деятельности специалистов, прошедших тренинг, интраорганизационная и интерорганизационная валидность. Различные типы валидности представлены в порядке возрастания сложности их достижения. Наиболее труднодостижимой является интерорганизационная валидность тренинга в связи с большими отличиями в целях, задачах, потребностях, продукции организаций.
Таким образом, валидные тренинговые программы нуждаются в разработке совокупности критериев эффективности, включающей в себя психологические, предметные (характеризующие масштабы переноса результатов тренинга в профессиональную реальность) и экономические критерии.
Психологические критерии включают в себя количественные и качественные (структурные) характеристики изменений профессионально важных личностных и субъектных свойств специалистов, стандартизованных на основе профессиональных норм совместно с показателями их устойчивости во времени и генерализованное™ по отношению к множеству профессиональных ситуаций, а также меры субъективной удовлетворенности тренингом.
Предметные критерии характеризуют изменения показателей профессиональной деятельности специалиста, группы специалистов, организации в целом после прохождения тренинга. Они могут включать показатели продуктивности профессиональной деятельности, ее качества, количества и структуры ошибок, скорости, текучести кадров и т.д. Предметные показатели эффективности могут преобразовываться в экономические. Они формируются с учетом исходной для определения экономического эффекта концепции предотвращенного ущерба и обозначенных нами предметных изменений. Выделение всей совокупности критериев эффективности профессионального тренинга в каждом конкретном случае требует проведения междисциплинарных исследований с привлечением психологов, экономистов и технических специалистов.
В исследованиях, связанных с изучением эффектов тренинга, отмечаются факты, связанные с изменениями субъект-
130 Макшанов СИ.
ных, личностных характеристик участников, а также показателей их жизнедеятельности. С точки зрения Л.А. Петровской, эффекты, это то, что «мы получаем в результате использования метода, к чему сводится его применение с практической точки зрения» (Л.А. Петровская, 1989. С.86).
Проведенный нами опрос ведущих тренинга позволил выделить десять групп возможных эффектов тренинга с учетом вероятности их возникновения, без учета специфики конкретных программ и эффектов на уровне группы и организации. По мнению ведущих групп тренинга, преднамеренные изменения возможны в особенностях протекания психических процессов, навыках и умениях, установках, системах отношений личности, представлениях о себе (дескриптивных и оценочных компонентах Я-концепции), системах ценностей и целей, уровне рефлексии, эффективности профессиональной деятельности в целом, экономическом благополучии, состоянии здоровья и продолжительности жизни. При этом ведущие, опираясь на свой опыт, оценивали вероятность возникновения каждой группы изменений. На основании их оценок построен график, отражающий объективированное видение ведущими вероятности изменений в перечисленных психологических феноменах (см. рис.1).
Рис. 1. Вероятность преднамеренных изменений психологических феноменов человека в психологическом тренинге с точки зрения практиков: 1 - особенности психических процессов; 2 - навыки и умения; 3 - установки; 4 - отноше-
5 |
4 |
3 |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Психология тренинга 131
ния личности; 5 - представления о себе (Я-концепция); 6 - система ценностей и целей; 7 - уровень рефлексии; 8 - эффективность профессиональной деятельности; 9 - экономическое благополучие; 10 - состояние здоровья; 11 - продолжительность жизни
Наиболее вероятными ведущие считают изменения навыков и умений, эффективности профессиональной деятельности, представления о себе, совокупность отношений личности, установки и уровня рефлексии.
Выводы:
1. Тренинг определяется как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических переменных человека, группы и связанных с ними характеристик организаций в целях гармонизации профессионального и личностного бытия человека и обеспечения эффективности организационной деятельности. Тренинг преимущественно применяется в практической работе с профессионалами различных специальностей на всех этапах психологического обеспечения профессиональной деятельности: профессиональной ориентации, адаптации к профессиональным требованиям и ценностям организации, достижения и развития профессиональной компетентности, переподготовки и выхода из профессии.
2. Реализация тренинга требует соблюдения группы взаимосвязанных принципов, определяющих его эффективность и масштабы переноса результатов в профессиональную реальность: принципы создания среды тренинга, принципь1, характеризующие поведение и деятельность участников группы, этические и организационные принципы.
3. Тренинг позволяет создавать условия для преднамеренных изменений как субъектных, так и личностных характеристик профессионала. Его отличительной особенностью является наличие возможности для изменений не только на уровне субъектных и личностных свойств конкретного профессионала, но и на уровне профессиональных групп и организаций. Наиболее вероятны изменения эффективности профессиональной деятельности, навыков и умений, системы установок, ценностей и целей, уровня рефлексии.
4. Применение некоторых программ тренинга ограничено для лиц, обладающих определенными индивидуально-психологическими особенностями, а также для организаций, на-
132 Макшанов СИ.
ходящихся на определенных этапах развития и ориентирующихся на несопоставимые с целями тренинга ценности и миссию.
Эффективность тренинга связана с его теоретическими основаниями, воплощением его методологических принципов и может быть измерена с помощью совокупности объективных и субъективных критериев. Валидные программы тренинга нуждаются в применении совокупности критериев эффективности, объединяющей психологические, предметные и экономические критерии. Психологические критерии включают в себя количественные и качественные (структурные) характеристики профессионально значимых личностных и субъектных свойств, стандартизованных на основе популяционных и профессиональных норм совместно с показателями их устойчивости во времени и генерализованности по отношению к множеству профессиональных ситуаций, а также меры субъективной удовлетворенности тренингом.
Психология тренинга 133