Принципы тренинга

Понимая под принципами основные положения, руково­дящие идеи, правила реализации тренинга как метода, отметим, что к настоящему времени сформулирован ряд обоснованных принципиальных положений, относящихся к организации и проведению тренинга. Принципы социально-психологического тренинга, как части психологического, описаны в работах Л.А.Петровской, В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящевой.

С нашей точки зрения, принципы психологического тре­нинга включают в себя: принципы создания среды тренинга, принципы поведения участников тренинга, организационные принципы, этические принципы (табл.5).

Принципы тренинга содержательно тесно связаны с фак­торами изменений психологических феноменов, воплощение которых в среде тренинга относится к принципиальным усло­виям эффективного применения метода.

Психология тренинга 103

Таблица 5 Принципы психологического тренинга

Принципы соз­дания среды тренинга Принципы пове­дения участни­ков тренинга Организационные принципы Этические принципы
Системная де­терминация Реалистичность Избыточность Активность Исследовательская и творческая пози­ция Субъект-субъектное обще­ние Объективация поведения Искренность «Здесь и теперь» Физическая за­крытость Комплектование группы (гомогенность-гетерогенность) Пространственно -временная орга­низация Конфиденциаль ность Соответствие заявленных целей тренинга его содержанию Ненанесение ущерба

 

Тренинг предполагает усвоение человеком специфиче­ских профессиональных знаний, навыков, умений, коррек­цию установок, развитие личностных свойств через инте-риоризацию особенностей профессиональной среды, объек­тов и особенностей взаимодействия с ней профессионала. В результате тренинга специалист (или группа специалистов) достигает нового уровня осознания профессиональной сре­ды (социальной и физической), себя в ней и овладевает средствами ее преобразования для достижения целей про­фессиональной деятельности. Изменения психологических переменных профессионала или группы профессионалов являются результатом движения от внешнего к внутренне­му, от предъявляемых в тренинге образцов поведения и дея­тельности к их осознанию и включению в познавательные и регулятивные структуры психики в виде умений, навыков, установок. Все это определяет необходимость создания в тренинге специфической среды, отвечающей требованиям профессиональной реальности, индивидуально-

психологических особенностей участников тренинга и создающей эффекты системной детерминации изменяемых психологических свойств и образований. При этом учи­тывается и то обстоятельство, что психологические обра­зования, возникающие в процессе интериоризации внешнего профессионального

104 Макшанов СИ.

контекста, создаваемого в тренинге, активизируют самокоррек­цию, самоуправление и как следствие этого, влияние на порож­дающую их деятельность. Основополагающими принципами для формирования среды тренинга выступают:

1. Принцип системной детерминации,

2. Принцип реалистичности,

3. Принцип избыточности.

Характеристики среды, создаваемой в профессиональном тренинге, формируются с учетом ряда существенных противо­речий:

1. Локальная и специфическая среда тренинга выступает в конечном счете лишь фрагментом более широкого социаль­ного окружения, в котором протекает жизнедеятельность субъ­екта профессиональной деятельности. В связи с этим необхо­дим обоснованный прогноз возможностей переноса происхо­дящих в результате тренинга изменений психологических пе­ременных специалиста в актуальный и потенциальный профес­сиональный контекст. Воплощение произведенных изменений в образе жизни и параметрах профессиональной деятельности возможно, если объективные характеристики жизнедеятельно­сти допускают подобные изменения. Если потенциал измене­ний, произведенных в тренинге, оказывается недостаточным для преодоления сопротивления среды, то психологические предпосылки развития профессионала остаются нереализован­ными. Возможность подобных исходов не является свидетель­ством неэффективности тренинга, а говорит о существовании объективных ограничений личностного и профессионального развития. В связи с этим необходимо учитывать широкий спектр внешних по отношению к характеристикам специали­стов, проходящих тренинг, обстоятельств, таких, как ситуация в стране, отрасли, организации, позиция руководства организа­ции, связанная с целями тренинга.

2. Создание среды тренинга должно разрешать противо­речие между необходимостью сопровождения тренинга высо­кореалистичными моделями практики и обеспечением универ­сальности этих моделей. Другими словами, средствам, исполь­зуемым для создания необходимой для конкретной программы

Психология тренинга 105

тренинга среды, одинаково необходимы элементы специализи-рованности и элементы универсальности. Для разрешения этого противоречия требуются модели, отражающие как высоковеро­ятные элементы и ситуации профессиональной деятельности, так и единичные, маловероятные. При этом следует учитывать индивидуальные особенности жизненного и профессионально­го опыта проходящих тренинг специалистов, чьи субъективные оценки вероятности и значимости элементов профессиональной деятельности могут существенно различаться. К общим необ­ходимым свойствам всех средств создания среды профессио­нального тренинга относится изоморфизм, предполагающий адекватное отражение в ролевых и ситуационных играх, психо­гимнастических упражнениях, ситуациях для анализа и дискус­сиях структуры оригинала (реальных и прогнозируемых про­фессиональных ситуаций), а также предоставление возможно­сти участия в различных видах деятельности, выбор которых осуществляется самими участниками.

3. Третьим противоречием, от разрешения которого зави­сит эффективность тренинга, выступает противоречие между поставленными целями и готовностью участников измениться. Изменения невозможны без усилия, значительных психологи­ческих и энергетических затрат, что само по себе может вызы­вать напряжение и активизировать психологические защиты, отгораживающие участников от происходящего. В связи с этим среда тренинга, с одной стороны, должна быть достаточно пси­хологически безопасной для участников, а с другой - сохранять необходимый уровень новизны и проблемности. Учет взаимо­действия характеристик внешней, средовой детерминации из­менений и самодетерминации участников предполагает избы­точность средств регулирования уровня мотивации проходя­щих тренинг специалистов. При этом уровень психологической безопасности, предполагающий уважение достоинства лично­сти каждого, значимости занимаемой им позиции, определяется поставленными в тренинге целями и потенциалом участников. Необходимо также достижение оптимального соотношения и полимодальности «натурной» и «знаково-символической» ма­териализации фрагментов среды тренинга.

106 Макшанов СИ.

Принцип системной детерминации требует воплощения в среде тренинга основных факторов изменений психологиче­ских феноменов человека и группы и взаимодействия внешней детерминации и самодетерминации через механизмы психиче­ского заражения и подражания, обратной связи, регуляции уровня удовлетворения потребностей и включения участников тренинга в определенным образом организованную деятель­ность.

Принцип избыточности операционализируется через соз­дание возможностей выбора участниками различных вариантов представления информации, момента и способа деятельности.

Принцип реалистичности предполагает создание в тре­нинге среды, изоморфной по своим характеристикам - социаль­ной и профессиональной, работу с разными по вероятности возникновения и значимости в профессиональной деятельности ситуациями и проблемами. Реализация принципов создания среды тренинга осуществляется ведущим и определяет его дея­тельность.

Принцип системной детерминации при формировании среды профессионально ориентированного тренинга предпола­гает целесообразное воплощение факторов изменений в составе группы, личностных особенностях ведущего, пространственно-временных и информационных характеристиках содержания работы, о чем пойдет речь в третьей главе. Механизмы, обеспе­чивающие взаимодействие внешней детерминации, общих и специфических предпосылок самодетерминации, включают в себя психическое заражение и подражание, регулирование уровня удовлетворения потребностей и включение участников в определенным образом организованную деятельность. По­следнее предполагает создание условий для осознания образов прошлого, настоящего и будущего, охватывающих возможно большее число элементов системы, включающей в себя подле­жащие изменению феномены и предметную деятельность «здесь и теперь».

Реализация принципов создания адекватной целям тре­нинга среды, связанная с деятельностью ведущего, создает

Психология тренинга 107

предпосылки для осуществления принципов, характеризую­щих поведение и деятельность участников группы.

К ним относятся:

1 .Принцип активности.

2.Принцип исследовательской и творческой позиции.

3.Принцип объективации поведения.

4.Принцип субъект - субъектного общения.

5.Принцип «искренности».

б.Принцип «здесь и теперь».

Принцип активности предполагает включение в интен­сивную работу всех участников тренинга. Активность участни­ков группы тренинга носит особый характер, отличный от ак­тивности человека, слушающего лекцию или читающего руко­водство по применению той или иной технологии. В тренинге участники получают возможность включения в специально разработанную тренером или ими самими деятельность. Это может быть проигрывание той или иной профессионально зна­чимой ситуации, выполнение психогимнастических упражне­ний, наблюдение за поведением других по специальной схеме, разработка проектов деятельности в индивидуальном или груп­повом режиме. Активность участников тренинга возрастает в том случае, если они получают установку на включение в со­вершаемые в группе действия в любой момент. Особенно эф­фективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упраж­нения, которые позволяют активно участвовать в них всем чле­нам группы одновременно, что создает дополнительную моти­вацию за счет процессов межличностного сравнения в системе сложившихся в группе тренинга отношений. Принцип активно­сти, в частности, опирается на установленную закономерность об усвоении человеком 10% информации, воспринимаемой на слух, 50% информации, воспринимаемой по зрительному кана­лу, и 90% информации, получаемой в ходе самостоятельной деятельности.

Принцип исследовательской, творческой позиции участ­ников тренинга связан с тем, что в ходе его участники группы

108 Макшанов СИ.

осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, варианты разрешения проблем, уже известные и неизвестные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресур­сы, возможности и особенности, проявляющиеся в изоморфной профессиональной деятельности среде, получают возможность экспериментировать в широком диапазоне ситуаций со своим поведением и желающими сотрудничества участниками груп­пы. С этой целью в группе тренинга создается креативная сре­да, основными характеристиками которой выступают проблем-ность, неопределенность, принятие тренером, а впоследствии и группой, поведения каждого участника, безоценочность.

Реализация принципа исследовательской, творческой по­зиции каждого участника сталкивается с ощутимым сопротив­лением группы, нередко настроенной на получение рецептов деятельности и не готовой к принятию на себя ответственности за изменения, заявленные в целях тренинга. Люди, приходящие в группу тренинга, как правило, имеют опыт обучения в школе, в институте, где им предлагались те или иные правила, модели, которые необходимо было выучить и следовать этим образцам в своей практической деятельности. Сталкиваясь с другим, не­привычным способом освоения профессиональной деятельно­сти, участники группы проявляют недовольство, иногда в дос­таточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относить­ся к жизни, к профессиональной деятельности, самому себе. Задачей ведущего тренинг в таком случае становится постоян­ное генерирование ситуаций, позволяющих группе и каждому ее участнику осознать причины своей неготовности к самостоя­тельной деятельности, апробировать и тренировать новые спо­собы поведения и разрешения проблемных профессиональных ситуаций.

Особую значимость для тренинга как метода преднаме­ренных изменений имеет принцип объективации, основным требованием, сущностью которого является перевод поведения

Психология тренинга 109

участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции профессиональной деятельности на осознанный, ко­гда в любой ситуации специалист отдает себе отчет в том, с ка­кой целью он действует, адекватны ли избранные им средства ее достижения специфике ситуации и его возможностям. В на­чале тренинга этот принцип реализуется ведущим, впоследст­вии он может быть воспринят участниками. Универсальным средством объективации поведения выступает обратная связь, относящаяся к неотъемлемым признакам тренинга как метода.

В традиционных формах профессиональной подготовки предполагается, что вначале специалист получает информацию, а через неопределенное время - возможность ее использования, и только тогда происходит оценка субъектом реальной приме­нимости полученного им знания. Эффекты подобного варианта освоения профессии могут быть разнообразными, при этом, заметим, что полученная информация подвергается воздейст­вию механизмов забывания, интерференции с различными со­бытиями, оставаясь «перцептивно пустой», т.е. не связанной с переживаниями от практического использования полученных знаний. В тренинге создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоцио­нального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов ОС. Обратная связь создает условия для осознания, и, если это ста­новится необходимым, коррекции невербальных компонентов поведения и деятельности, что особенно важно для некоторых видов тренинга, где освоение кодирования и декодирования невербальных сообщений составляет одну из самостоятельных задач. Этому способствует сензитизация физических действий, участники тренинга осознают единство всех знаковых систем и научаются их использовать при построении концептуальных моделей профессиональной деятельности. Проходящий подго­товку в тренинге специалист при получении обратной связи обнаруживает имеющиеся у него дефициты умений и навыков, «белые пятна» теоретических знаний, а также неадекватность установок и стереотипов. Механизмы ОС позволяют специали­сту соотносить результаты своей деятельности и поведения с

110 Макшанов СИ.

целями тренинга, что необходимо для корректировки ее проте­кания, и производить замену неэффективных моделей управле­ния поведением на новые, более эффективные.

Обратная связь может быть разделена на прямую, цирку­лирующую непосредственно между участниками тренинга, и опосредованную техническими устройствами. В групповом профессиональном тренинге используются обе формы ОС, что обеспечивает ее интенсивный характер, необходимый для опе­ративного предъявления участникам возможно более полного образа их поведения и действий. Полнота и насыщенность ОС, получаемой в тренинге, определяет характеристики объектива­ции проявлений участников и облегчает преодоление импуль­сивности в поведении. Это обстоятельство иллюстрирует взаи­модействие принципов - в данном случае принципа объектива­ции и принципа избыточности, так как значительный объем информации и разнообразие форм ее предъявления дают воз­можность выбора участником тренинга именно тех фрагментов информации, к принятию которых он в наибольшей степени готов, что ослабляет эффект психологических защит, объектив­но активизирующихся при получении информации о результа­тах деятельности. ОС, циркулирующую между участниками тренинга, принято определять как межличностную ОС, доми­нирующую в групповых формах тренинга. Л.А.Петровская предлагает следующую дифференциацию межличностной об­ратной связи (1982):

1. Намеренная/ненамеренная (сознательно передаваемая и непроизвольная);

2. Вербальная/невербальная (в соответствии со средства­ми передачи).

Ненамеренная ОС поступает к участнику тренинга в про­цессе наблюдения конкретных лиц или группы в целом, в ходе которого воспринимаются сигналы, сознательно не предназна­ченные для него и посылаемые непроизвольно. В ходе тренинга внимание участников может обращаться на необходимость по­стоянного анализа ненамеренной ОС, которая находится в их распоряжении. В данном случае мы вновь сталкиваемся с си­туацией тесного взаимодействия принципов тренинга - кон-

Психология тренинга 111

кретно принципа объективации и принципа реалистичности. Особенностью ненамеренной ОС является ее спонтанность, большая искренность и большая адекватность. Это обстоятель­ство не дискриминирует значимость намеренной ОС в силу ее акцентированности на конкретных аспектах поведения и дея­тельности, что позволяет с меньшими затратами извлекать ин­формацию, релевантную целям тренинга. В то же время суще­ствуют барьеры подачи намеренной обратной связи, сущест­вующие у ее коммуникатора по самым разным причинам.

К опосредованным формам относятся обратные связи, получаемые участниками тренинга посредством технических устройств (аудио- и видеотехники, фото- и киноаппаратуры, компьютера, обучающих машин), предметных результатов дея­тельности, а также идеографической продукции (буклетов про­граммированных инструкций, рисунков и пиктограмм участни­ков тренинга). Опосредованные формы обратной связи сущест­венно увеличивают ее интенсивность и полноту, создавая по­лимодальные информационные структуры, обладающие избы­точностью.

Принцип субъект-субъектного (партнерского) общения предполагает такое взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются интересы, чувства, переживания, состоя­ния других, признается ценность их личности. Принцип субъ­ект-субъектного общения был глубоко обоснован Л.А.Петровской и разработан применительно к практике тре­нинга Ю.Н.Емельяновым. Реализация принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, позво­ляющую участникам группы экспериментировать со своим по­ведением, не опасаясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципами системной детерминации, творческой, исследова­тельской позиции участников группы.

Принцип «искренности» включает два аспекта: с одной стороны, каждый член группы тренинга сам определяет для себя меру искренности, а с другой стороны, тренер в начале занятий предлагает для обсуждения, а затем своими действиями поддерживает идею, заключающуюся в том, что в ходе обсуж­дения тех или иных вопросов не стоит говорить неправду.

112 Макшанов C.И

Принцип «здесь и теперь» предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников тренинга от происходящего в группе в сферы, возможно, весьма интересные, но не имею­щие отношения к актуальной ситуации. Вместе с тем принцип «здесь и теперь» не относится к универсальным, так как им не объемлются действия участников тренинга, связанные с реф­лексией прошлого опыта и с проекциями содержания тренинга и приобретенных в его ходе результатов в будущее. К этическим принципам тренинга относятся:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип соответствия заявленных целей тренинга его

содержанию.

3. Принцип ненанесения ущерба («не навреди»). Принцип конфиденциальности предполагает, что инфор­мация о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности не будет обсуждаться с кем бы то ни было за пре­делами группы. Соблюдение этого принципа позволяет форми­ровать открытую атмосферу взаимодействия между участника­ми тренинга, а также сохраняет мотивацию участников на об­суждение возникающих вопросов и проблем в рамках группы. Принцип ненанесения ущерба соприкасается с принципом кон­фиденциальности, соблюдение которой предотвращает воз­можный ущерб со стороны руководства и значимых других людей; с другой стороны, ненанесение ущерба связано с про­фессионализмом ведущего, его диагностическими возможно­стями и свободой от манипулятивных тенденций.

Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию определяет недопустимость по желанию тренера изменения содержательного плана работы с группой, например, перехода от развития навыков эффективного ведения деловых переговоров к рассмотрению источников неуверенности в себе одного из участников группы. В некоторых случаях это воз­можно после обсуждения такого шага в группе, однако, в целом предпочтительнее удерживаться в русле предъявленных целей, а возникающие по ходу работы и не соответствующие им за­просы решать другими средствами, в частности, в ходе индиви-

Психология тренинга 113

дуального консультирования или в рамках других программ

тренинга.

Организационные принципы включают: 1 .Принцип физической закрытости 2.Принцип комплектования группы тренинга 3.Принцип пространственно-временной организации тре­нинга.

Принцип физической закрытости означает, что группа тренинга работает постоянно в одном и том же составе; после того как работа группы началась, новые участники в группу не включаются. Если кто-то из участников пропускает несколько часов занятий, его можно с согласия группы включить в даль­нейшую работу, однако для этого ему необходимо рассказать обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.

Принцип комплектования группы включает два подприн-ципа: гомогенности и гетерогенности. Принцип гомогенности применяется в отношении таких характеристик участников тренинга, как профессиональная принадлежность, уровень должностной иерархии, по возможности возраста. Принцип ге­терогенности распространяется на такие характеристики, как пол, а также некоторые психические свойства личности.

Принцип пространственно-временной организации тре­нинга определяет временные и пространственные характери­стики работы группы.

Таким образом, совокупность принципов тренинга опи­рается на теоретические положения о факторах изменений и включает в себя четыре группы принципов: формирования сре­ды тренинга, поведения и деятельности участников тренинга, организационные и этические принципы. Можно также выде­лить принципы, характерные для отдельных программ тренин­га. О них особо будет сказано при описании тренинговых про­грамм в четвертой главе. Все группы принципов тесно связаны между собой; воплощение одного принципа возможно при ус­ловии реализации остальных: так, принцип избыточности труд­но реализовать вне принципов активности, исследовательской, творческой позиции участников тренинга; принцип объектива­ции вне принципа реалистичности и т.д.

114 Макшанов СИ.