Уточнённый расчёт площади зоны, поста, участка ТО или ТР
Площадь зоны, поста, участка ТО или ТР подлежит расчету. При этом во внимание принимается следующее: площадь, занятая подобранным технологическим оборудованием, оснасткой, напольным инструментом и приспособлениями, а также организационной оснасткой, увеличивает расчётную площадь зоны, поста, участка; при наличие настольного, переносного оборудования, приспособлений и приборов, а также настенного подвесного оборудования, в суммарную площадь должны входить площади, занятые столами, верстаками, стеллажами, на которых они размещаются, а не площади самого оборудования; если оборудование занимает меньшую площадь, чем площадь устанавливаемого на него автомобиля (подъёмники с подъёмной платформой, короткие осмотровые канавы, с габаритными размерами, меньшими, чем габаритные размеры автомобилей), то в суммарную площадь оно не включается; для поточной линии УМР, оснащённой моечной установкой, площадь моечной установки включается как площадь оборудования; при наличие тамбуров на въезде и выезде из зоны, с поста ТО и ТР, площадь тамбуров в суммарную площадь не включается.
Площади производственных участков определяются:
а) по площади, занятой оборудованием и коэффициенту плотности расстановки оборудования. Площадь любой зоны ТО, зоны или поста диагностирования, или участка ТР, при установке автомобиля на участке, уточняется по формуле 1.1:
FЗ = KПл ·( fА · XЗ + FОб) , м2 , (1.1)
где KПл - коэффициент плотности расстановки постов и оборудования, зависящий от назначения производственного помещения. По ОНТП коэффициенты имеют следующие значения, см. табл. 1.2;
XЗ - расчётное число постов в соответствующей зоне;
FОб - суммарная площадь оборудования в плане, расположенного вне площади, занятой автомобилем, м2 .
Таблица 1.2 - Значения коэффициентов плотности расстановки постов и оборудования
№ пп | Наименование зон, участков, помещений | Значения коэф-фицитов KПл |
Зона обслуживания и ремонта помещений | 4 - 5 | |
Участки, помещения | ||
Слесарно – механический, медницко – радиаторный; | 3,5 – 4,0 | |
Аккумуляторный, электротехнический, ремонта приборов; | 3,5 – 4,0 | |
Ремонта системы питания, таксометровый, радиоремонтный, обойный; | 3,5 – 4,0 | |
Вулканизационный, арматурный, краскоприготовительный; | 3,5 – 4,0 | |
Кислотная (электролитная), компрессорная зарядных устройств для электротранспорта; | 3,5 – 4,0 | |
Агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования и инструмента ( участок ОГМ); | 4,0 – 4,5 | |
Сварочный, жестяницкий, кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий. | 4,5 – 5,0 |
б) по удельной площади на одного работающего по формуле 6.58:
FУi = fР1 + fР2 ·( PТ- 1 ) , м2 , (1.2)
где fР1 – удельная площадь на первого рабочего, м2 , см. табл. 6.6;
fР2 – удельная площадь на второго и последующих рабочих, м2 , см. табл. 1.3;
PТ – число технологически необходимых рабочих в наибольшей смене, чел.:
Таблица 1.3 - Удельные площади, приходящиеся на рабочих участков
Участки | FР1, м2 | FР2, м2 |
Слесарно-механический | 8-12 | 5-10 |
Кузнечно-рессорный | ||
Медницкий | ||
Жестяницкий | ||
Сварочный, обойный, шиноремонтный, шиномонтажный, аккумуляторный | ||
Агрегатный, ремонта двигателей, деревообрабатывающий | ||
Карбюраторный, топливной аппаратуры, арматурный | ||
Электротехнический | ||
Малярный, кузовной ( с учётом въезда автомобиля на участок) |
Итоговая площадь поста, участка рассчитывается как сумма (1.1) и (1.2).
F= FУi + FЗ (1.3)
После уточнённого расчета производственной площади зоны, поста, участка выполняется их технологическая планировка с эскизным размещением оборудования, приспособлений организационной оснастки и напольного инструмента. При этом выдерживаются необходимые расстояния между автомобилями в зоне или на специализированных постах, между стенами, колоннами и размещаемым оборудованием, между единицами оборудования, приспособлений и оснастки. Указываются рабочие места, места подвода электроснабжения и потребители электроэнергия, места подвода горячей и холодной воды, сжатого воздуха, сжатого или сжиженного газа, места установки раковин и рукомойников, места установки канализационных трапов, т. е. слива горячей или холодной воды, места установки шлангов вытяжной вентиляции, места отдыха персонала, обозначаются зоны и посты, указываются порядковые номера оборудования, приспособлений и оснастки, которые будут переноситься в спецификации. В схеме технологической планировки указываются въездные и выездные ворота зоны, поста или двери участка, которых должно быть не менее двух ( одни – эвакуационные при ЧС). Указываются размеры зоны, поста, участка в мм, они должны соответствовать строительным нормам, т. е. должны быть кратными 6, 9 или 12м. На рисунках 1.2 - 1.3 приведены примеры технологической планировки постов ТО-1 и ТО-2.
При выполнении технологической планировки зоны, поста, участка необходимо соблюдать следующие нормы расстояний:
- расстояние от торцовой стороны автомобиля до стены - 1,2 – 2.0 м;
- расстояние от торцовой части автомобиля до стационарного технологического оборудования - 1,0 м;
- от продольной стороны автомобиля до стены на постах со снятием колёс, тормозных барабанов и газовых баллонов – 1,0 - 2,5 м;
- между продольными сторонами автомобилей на постах со снятием колёс, тормозных барабанов и газовых баллонов - 2,2 – 4,0 м;
1 – слесарный верстак; 2 – ларь для обтирочного материала; 3 – тележка для транспортировки аккумуляторных батарей; 4 – трёхфазная штепсельная розетка; 5 – передвижной пост слесаря-авторемонтника; 6 – воздухораздаточные автоматические колонки; 7 – стеллаж-вертушка для крепёжных деталей; 8 – гайковёрты для гаек колёс; 9 – гидравлической передвижной канавный подъёмник; 10 – подставка под ноги для работы в осмотровой канаве; 11 – ящик для инструмента и крепёжных деталей; 12 – передвижной пост электрика; 13 – установка для отсоса отработавших газов; 14 – переходной мостик.
Рисунок 1.2 - Схема технологической планировки тупикового поста ТО-1
- между автомобилем и колонной 0,7 – 1,0 м;
- между торцевыми сторонами автомобилей - 1,2 - ,0 м;
- от торцевой стороны автомобиля до наружных ворот – 1,5 - 2,0 м;
- от колонны до стены – 0,2 – 0,5 м;
- от колонн и стен до стационарного технологического оборудования – 0,8 – 1,0 м;
- между боковыми сторонами единиц технологического оборудования – 0,8 – 1,2 м;
- между местом рабочего и стационарным технологическим оборудованием – 0,8 м.
1 – ларь для обтирочных материалов; 2 – слесарный верстак; 3 – ёмкость для тормозной жидкости; 4 – стеллаж-вертушка для крепёжных изделий; 5 – тележка для транспортировки аккумуляторных батарей; 6 – пост электрика-карбюраторщика; 7 –пост слесаря-авторемонтника; 8 – тележка для снятия и установки колёс; 9 – электрогайковёрт для гаек колёс грузовых автомобилей; 10 – гидравлический канавный подъёмник; 11 – установка для отсоса отработавших газов; 12 – канавный электрогайковёрт для гаек стремянок рессор; 13 – подставка при работе в осмотровой канаве; 14 – ящик для инструмента и крепёжных деталей; 15 – маслораздаточная станция; 16 – воздухораздаточная колонка.
Рисунок 1.3 - Схема технологической планировки тупикового поста ТО-2: