Музыкальная грамота
Музыкальная грамота в аэробике имеет свою специфику. Музыкальные произведения для сопровождения занятий особым образом адаптированы для удобства как преподавателя, так и занимающихся, однако они сохраняют тему произведения, которая может быть как темой классического, так и популярного (эстрадного) направления. Музыкальная фонограмма составлена по принципу "нон-стоп", она имеет ясно выраженные музыкальные акценты, которые преподаватели иногда между собой называют "битами", в ней отсутствуют паузы, а вся аранжировка подчинена задаче равномерности звучания отдельных кусков и относительной простоте подсчёта.
Наиболее простое строение музыкального произведения, в котором отдельные куски равномерны, называется "квадратным". Однако, его нельзя считать общим законом построения музыкальных произведений. По своей длительности отдельные части сложных музыкальных произведений (симфонические произведения, опера и т.п.) могут находиться между собой в самых различных ритмических соотношениях. Но для музыкального сопровождения занятий гимнастикой и аэробикой чаще всего выбираются музыкашьные произведения именно квадратного строения, то есть такие, в которых музыкальная фраза имеет 4 части (такта), равные по длительности. Более того, если прежде аккомпаниатор, обеспечивающий музыкальное сопровождение занятий гимнастикой, должен был адаптировать музыкальное произведение для применения его в вышеуказанных целях, то в настоящее время производится специальная запись и продажа профессиональных кассет и СД для занятий аэробикой. Соответственно все музыкальные произведения, которые используются для записи, адаптированы и имеют кроме ясно выраженных музыкальных акцентов ещё и "квадратное" строение.
Таким образом, наименьшее (практически значимое в аэробике) построение, занимающее 4 такта, является музыкальной фразой. На слух граница фразы воспринимается как кратковременный (действительный или воображаемый) перерыв звучания (пауза), как контрастный скачок музыкальной мысли, смена темы, вопрос или ответ и т.п.
Каждый такт музыкальной фразы состоит из 8 долей (счётов), если считать по восьмым долям (на каждый счёт) или из 4 долей, если считать по четвертям (через счёт). Таким образом, музыкальная фраза фонограммы для занятий имеет 4 такта по 8 счётов каждый, то есть длится 32 счёта (при подсчёте "на каждый счёт" или по восьмым долям) или 16 счётов (при подсчёте "через счёт" или по четвертям).
Соответственно и простейшие аэробические комбинации элементов (шагов, прыжков) состоят также из четырёх частей (восьмёрок), каждая из которых посвящена выполнению одного элемента один или два раза, в зависимости от того, на сколько счётов рассчитан элемент. То есть, комбинация составляется на 32 счёта и рассчитана на 4 элемента, по 8 счётов на каждый.
Как правило (и это ещё один момент адаптации музыкального произведения к сопровождению занятий аэробикой) первая нота (счёт) в каждом такте является ударной. Соответственно, ударными являются также 3, 5 и 7 счёты. Именно на эти счёты приходятся основные команды преподавателя и именно под эти счёты идёт движение (шаг) так называемой "ведущей" ноги.
Однако со временем, когда преподаватель набирается опыта, а его клиенты осваивают правильную технику движений и простейшие комбинации, приходит время вносить разнообразие в занятия, развивать координацию, ритмичность, двигательную память. Тогда на помощь приходят так называемые "ритмические вариации движений". Это озна-