СРСП № 10 -Модель экосистемы (в аквариуме)
Чтобы лучше представить себе, что такое экосистема, постарайтесь сами создать маленькую экосистему в аквариуме или в стеклянной банке с водой. Наполненный водой аквариум с растениями и улитками представляет собой мини-экосистему. Поэтому экологи часто используют аквариум как модель для изучения определенных природных явлений.
Насыпьте на дно литровой банки гравий, наполните ее водой, посадите 15-20 водных растений, запустите улиток и рыб.
Подберите литературу, которая подскажет вам, как это правильно сделать. Изучите выбранные вами живые объекты, составьте план и выполните (с помощью учителя) программу исследования. Выявите и опишите взаимосвязи, характерные для живых и неживых компонентов созданной вами экосистемы.
Вспомните, как осуществляется газообмен между животными и растениями.
Аквариумы могут иметь различную форму и емкость, рвзличную площадь зеркала воды.
Как форма аквариума влияет на количество кислорода в воде? Какая модель аквариума подходит больше? Зарисуйте аквариум. Измерьте площадь его водной поверхности.
Назовите организмы, которые могут быть включены в связи конкретных экосистем: растения-животные, растения-окружающая среда, животные как среда обитания для других животных, животные-окружающая среда.
Докажите, что в вашем аквариуме взаимодействуют свет, вода, зеленые растения.
Для наблюдения необходимо поставить заполненный водой аквариум на хорошо освещенный подоконник. Через неделю вы увидите на стенках аквариума мелкие зеленые нити или зеленый налет. Это водоросли. Мельчайшие споры водорослей носятся в воздухе. Они могли попасть в пустой аквариум или оказаться в воде. Они начинают бурно расти на свету при наличии в воде воздуха. Если вы хотите, чтобы водоросли развивались быстрее, обеспечьте дополнительное питание-добавьте удобрение в воду.
2.Можно сделать и более простую «аквариумную модель» экосистемы. Для этого вам подребуются 4 большие пробирки (банки) с плотными пробками (крышками). После заполнения водой в одну из них помещают улитку, во вторую-улитку и элодею, в третью-элодею, а одну оставляют только с водой (контроль). Количество организмов и освещенность в опыте можно варьировать. Все изменения условий фиксируйте в дневнике наблюдений, в который вносите характеристики состаяния улиток (активность движения и питания) и элодей, количество живых существ, соотношение между растеничми и животными. Выясните, какое значение имеет в опыте свет, определите взаимовлияние животных.
По результатам проведенный работы дайте ответы на следующие вопросы:
1. В чем проявляется взаимосвязь между живыми обитателями аквариум и водной средой?
2. Что служит источником пищи для водных животных? Могут ли они получать ее вне водной среды?
3. Какие условия необходимы для жизни водорослей?
4. В чем состоит связь водной и воздушной среды? Как эти две среды влияют на водных обитателей?
5. Почему водоросли и улитки не могут длительно жить друг без друга в водной среде?
6. Будет ли зависеть рост водорослей от того, насколько далеко от аквариума находится источник света?
7. Заметьте, как растут водоросли в аквариуме. (Для опыта взять воду из местного водоема с водорослями.)
8. Как водоросли питаются?
Единая экосистема может состоять из сотен, даже тысяч разных частей. Эти части можно разделить на две большие группы: живое и неживое. Даже после того как организм умирает, можно обнаружить признаки того, что он жил, рос, дышал и.д.т.
Для всех экосистем характерна взаимосвязь живых и неживых ее частей, использование внешней энергии и устойчивость.
Экологическая система-это совокупность живых и неживых кпонентов (частей), способная использовать внешний поток энергии, создавать взаимосвязи внутри себя, обеспечивать долгую саморегуляцию и устойчивость.