БИОСФЕРА И ЕЕ РЕСУРСЫ

Учение о биосфере и биосферно-ноосферная концепция В.И. Вернадского.

Формирование концепции биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Концепция живого вещества. Выявления глобальной роли живого вещества. Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора. Место человека в экологической системе. Современная биосфера. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные биогеохимические циклы. Основные биогеохимические законы В.И. Вернадского. Рост производства нагрузки на окружающую среду.

 

Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Характеристика природных ресурсов Земли: литосфера, гидросферы и атмосферы. Классификация природных ресурсов. Проблема обеспеченности человеческого общества природными ресурсами. Рациональное природопользование. Разработка малоотходных технологий.

 

Водные ресурсы и их охрана.

Водные ресурсы Земли. Значение воды в хозяйственной деятельности человека. Водоснабжение и водопотребление, классификация, виды. Основные направления рационального использования водных ресурсов. Источники загрязнения воды и нерациональное и использование водных ресурсов. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в водоемах. Характеристика промышленных и бытовых сточных вод. Влияние загрязняющих компонентов сточных вод на живее организмы. Методы очистки сточных вод: механическая, химическая и биологическая. Причины и следствия теплового загрязнения водоемов. Подземные воды, их значение и охрана. Роль живых организмов в очистке воды. Организмы как индикаторы качества воды. Проблемы водных ресурсов в Казахстане.

Атмосферный воздух и его охрана.

Газовый состав атмосферы. Роль живых организмов в формировании современной атмосферы. Причины и следствия загрязнения факторов на окружающую природную среду. Классификация и характеристика выбросов от различных источников Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере (ПДК). Роль зеленых насаждений в снижении загрязнения атмосферного воздуха. Правовые основы охраны атмосферного воздуха. Вредное воздействие загрязнения атмосферы. Фотохимический смог и причины его образования. Отрицательное влияние загрязнения воздуха на почву и растительность. Глобальные последствия загрязнения атмосферы: изменение климата Земли, уровня радиации, термического режима, ионного состава Мирового океана. Состояние атмосферного воздуха в Казахстане.

 

Почвы и их рациональное использование.

Экологическое состояние земельных ресурсов в республики Казахстан. Источники, причины загрязнения и истощения земельных ресурсов. Проблемы опустынивания. Мероприятия по защите земель. Рекультивация земель и ее виды.

 

ОХРАНА ТРУДА

Глобальные экологические проблемы современности

Глобальные экологические проблемы современности: климатические изменения, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, сокращение биоразнообразия. Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности. Экологические последствия применения пестицидов. Образование форм вредителей сельского хозяйства, устойчивых к ядохимикатам. Биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства. Глобальное загрязнение атмосферы, почвы и Мирового океана. Действие загрязнителей окружающей среды на живые организмы.

 

Социально-экологические проблемы современности.

Социально-экологические проблемы: рост населения, ресурсный кризис, изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий. Действие фундаментального экологического Закона минимума в социальной экосистеме. Войны и терроризм: экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания. Радиация и жизнь. Главные пути миграции в биосфере радиоактивных изотопов.

Экологические проблемы Казахстана. Процессы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия. Социально-экологическеи проблемы Приаралья. Последствия ядерных испытаний для человечества. Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерные движения Невада-Семей. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. Экологический мониторинг, принципы его организации. Химический , физический и биологический мониторинг. Законодательные и правовые отношения к окружающей среде. Проблемы этики и эстетики в экологическом образовании человека.

Окружающая среда и устойчивое развитие человеческого общества.

Социально-экологический кризис и устойчивое развитие. Модель устойчивого общества, его признаки и принципы функционирования. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития. Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды. Охрана генетического разнообразия. Биосферные резерваты. Севильская стратегия развития биосферных резерватов. Красная книга. Документы международных организаций. Разработка основ рационального природопользования и охраны окружающей среды как необходимого этапа преобразования биосферы в ноосферу.

Принципы организации мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды. Методы и критерии оценки состояние окружающей среды. Основные подходы и принципы организации всех видов мониторинга (глобальный, региональный, фоновый, природно-хозяйственный, биоэкологический, геоэкологический, санитарно-гигиенический). Кадастровые системы информационного контроля состояния природной среды и ее ресурсов. Виды кадастров и их краткая характеристика. Автоматизированная система учета состояния природной среды.

 

1.4. ОБУЧАЮЩИЙ ФАКТОР

Обьем дисциплины-2 кредита. Обучающие элементы – лекции, практические занятия, СРСп, СРС. Формы контроля – рубежный контроль, включающий следующие виды: компьютерное тестирование, коллоквиумы, решение задач. По каждому кредиту – рубежное тестирование с применением рейтинговой системы.

Итоговая форма контроля – экзамен ,проводится в виде компьютерного тестирования, наряду с этим принимается во внимание знание терминов, умение рассказать тему и объяснять, отвечать устно на заданные вопросы.

 

1.5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Все вопросы и тесты находятся, включены в учебно-методический комплекс дисциплины и имеют электронный и печатный. Ежегодно эти вопросы обновляются.

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ И СРС

2.1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ И СРС

(ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

№ № Название темы лекции практ СРСП СРС Литература
основ дополн
Введение. Предмет и содержание экологии. 1. Определение экологии как науки, краткая история развития науки. 2. Основные цели и задачи экологии. 3. Основные разделы экологии: аутэкоогия, демэкология и синэкология. 4. Взаимосвязь экологии в решении современных экономических и политических проблем. 1-2 3-4
Аутэкология. Организм и среда 1. Уровни организации живых организмов. 2. Потенциальные возможности разложения организмов. 3. Понятие о среде обитания. 4. Живые пути приспособления организмов к среде. 5. Основные среды жизни. 3-4
Учение В.И. Вернадского о биосфере. 1. Понятие и определение биосферы. Понятие ноосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. 2. Структура биосферы 3. Живое вещество биосферы, его особенности и функции. 4. Биологическое разнообразие как основа стабильности биосферы. Значение сохранения биологического разнообразия. 5. Биогеохимические циклы 1-4
Демэкология 1. Понятие о популяции. 2. Статические характеристики популяции: численность, биомасса, возрастной и половой состав о популяции. 3. Динамические характеристики популяции: рождаемость, скорость роста и смертность. 4.Регуляция численности популяции. Факторы, влияющие на плотность популяции. Экологическая нища. 2-4 2-3
Синэкология. 1.Структура и свойства экосистем . Понятие биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. 2.Энергетический баланс экосистемы. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме. 3.Трофическая структура биоценоза (продуценты, консументы и редуценты). 5.Пищевые цепи, сети и уровни, экологическая пирамида. 6.Целостность и устойчивость экосистем, экологическая сукцессия. 3-5 6-7
Атмосфера 1. Атмосферный воздух, его качественный и количественный состав. 2. Загрязнение атмосферы, основные загрязняющие вещества и источники загрязнения (кислотные дожди, смоги, разрушение озонового слоя). 3 Влияние атмосферного загрязнения на окружающую среду и здоровье людей. .4 Охрана атмосферного воздуха 3-7
Гидросфера 1. Водные ресурсы Земли и их рациональное использование. Значение воды в хозяйственной деятельности человека. 2. Источники загрязнения воды и нерациональное и использование водных ресурсов. ПДК вредных веществ в водоемах. Характеристика промышленных и бытовых сточных вод. Влияние загрязняющих компонентов сточных вод на живее организмы. Организмы как индикаторы качества воды. 3. Методы очистки сточных вод: механическая, химическая и биологическая. Роль живых организмов в очистке воды 4. Подземные воды, их значение и охрана. 5. Проблемы водных ресурсов в Казахстане. Каспий, Арал, Балхаш.   2-4 2-3
Литосфера и рациональное использование ее. 1.Понятие о почве, состав и строение 2. Экологическое состояние земельных ресурсов в республики Казахстан. 3. Источники, причины загрязнения и истощения земельных ресурсов. 4. Проблемы опустынивания. Мероприятия по защите земель. 1-4
  Природные ресурсы. 1.Антропогенные воздействия на компоненты природной среды. Природные и антропогенные загрязнения природной среды. 2.Человеческая деятельность как фактор образования высокотоксичных вредных веществ и загрязнении природной среды. 3. Деятельность и роль международного сообщества в области экологии и охраны окружающей среды.   6-7 5-6
Современные социально-экологические и экологические проблемы мира и Казахстана 1. Мировые экологические проблемы: изменение климата, истощение озонового слоя земли, кислотные дожди рост населения, ресурсный кризис, демографический взрыв: постановка проблемы, деградация почвенного покрова и опустынивание, истребление лесного покрова Земли глобальное потепление и парниковый эффект изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий. Действие фундаментального экологического Закона минимума в социальной экосистеме. Войны и терроризм: экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания. Радиация и жизнь. Главные пути миграции в биосфере радиоактивных изотопов. 2. Экологические проблемы Казахстана. Процессы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия. Социально-экологическеи проблемы Приаралья. Последствия ядерных испытаний для человечества. Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерные движения Невада-Семей. 3. Экология и рациональное пприродопользование. Основные принципы охраны природы и рационального природопользования. Охраняемые природные территории. Биосферные заповедники. 4. Мониторинг окружающей среды Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. 2-3
Экологический мониторинг, его значение и роль 1.Экологический мониторинг, цели, значение и принципы его организации. 2. Виды мониторинга (химический, физический и биологический мониторинг. 3. Законодательные и правовые отношения к окружающей среде. 4.Проблемы этики и эстетики в экологическом образовании человека. 3-4
Защита окружающей среды 1. Основы экологического правоведения 2. Санитарно-гигиенические нормативы 3. Роль экологического образования и воспитания      
  Итого    

 

2.1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

(ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

Название темы лекции практ СРСП СРС Литература
основ дополн
Введение. Предмет и содержание экологии. 1. Определение экологии как науки, краткая история развития науки. 2. Основные цели и задачи экологии. 3. Основные разделы экологии: аутэкоогия, демэкология и синэкология. 4. Взаимосвязь экологии в решении современных экономических и политических проблем. 1-2 3-4
Учение В.И. Вернадского о биосфере. 1. Понятие и определение биосферы.Учение В.И. Вернадского о биосфере. Понятие ноосферы. 2. Структура биосферы 3. Живое вещество биосферы, его особенности и функции. 4. Биологическое разнообразие как основа стабильности биосферы. Значение сохранения биологического разнообразия. 5. Биогеохимические циклы 3-4
Природные ресурсы.
  1. Литосфера и рациональное использование ее, гидросфера, атмосфера
  2. Антропогенные воздействия на компоненты природной среды. Природные и антропогенные загрязнения природной среды.
  3. Характеристика загрязнения: физические , химические, физико-химические и биологические. Классификация загрязнения.
  4. Человеческая деятельность как фактор образования высокотоксичных вредных веществ и загрязнении природной среды.
  5. Реальные опасности природной среды от хозяйственной деятельности человека.
  6. Деятельность и роль международного сообщества в области экологии и охраны окружающей среды.
 
1-4
Современные социально-экологические и экологические проблемы мира и Казахстана 1. Мировые экологические проблемы: изменение климата, истощение озонового слоя земли, кислотные дожди рост населения, ресурсный кризис, демографический взрыв: постановка проблемы, деградация почвенного покрова и опустынивание, истребление лесного покрова Земли глобальное потепление и парниковый эффект изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий. Действие фундаментального экологического Закона минимума в социальной экосистеме. Войны и терроризм: экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания. Радиация и жизнь. Главные пути миграции в биосфере радиоактивных изотопов. 2. Экологические проблемы Казахстана. Процессы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия. Социально-экологическеи проблемы Приаралья. Последствия ядерных испытаний для человечества. Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерные движения Невада-Семей. 3. Экология и рациональное пприродопользование. Основные принципы охраны природы и рационального природопользования. Охраняемые природные территории. Биосферные заповедники. 4. Мониторинг окружающей среды Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. 2-4 2-3
Экологический мониторинг, его значение и роль 1.Экологический мониторинг, цели, значение и принципы его организации. 2. Виды мониторинга (химический, физический и биологический мониторинг. 3. Законодательные и правовые отношения к окружающей среде. 4.Проблемы этики и эстетики в экологическом образовании человека. 5. Защита окружающей среды 3-5 6-7
  Итого    

 

2.2. ТЕМАТИКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Наименование темы Кол-во часов Форма контроля
ВСК-1    
Беседы об экологии реферат
Абиотические и биотические факторы среды реферат
Организм и среда реферат
Задания для СРС адаптация организмов доклад
роль учения о ноосфере В.И. Вернадского реферат
Задания для СРС Экология популяций реферат
ВСК-2    
Экология человека. доклад
Деятельность РЭЦЦА реферат
Экологическому кодексу Республики Казахстан 1 год реферат
Деятельность Казахстанской ассоциации природопользователей для устойчивого развития за 2008 год. доклад
Международное сотрудничество реферат
итого  

2.3. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Наименование темы Кол-во часов Форма контроля
ВСК-1    
Понятие о экологии реферат
Взаимодействие популляций реферат
Типы взаимоотношений и их особенности реферат
Организм и среда доклад
Биотические отношения в экосистеме реферат
Система мониторинга окружающей среды реферат
Законы организации экосистем доклад
Биосфера и строение экосистемы доклад
Пищевые цепи биоценоза   реферат
Модель экосистемы (в аквариуме) реферат
Итого  

 

 

  1. СХЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

 

  Вид контроля ВСК 1 – 1,5 кредита ВСК 2 – 1,5 кредита   Тест-экз Итого
Недели        
   
Посещение 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 1,75 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 1,75    
Рубежный контроль                              
Практические занятия 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,74 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,74    
СРС 0,46 0,46 0,46 0,46 0,47 0,47 0,47 3,25 0,46 0,46 0,46 0,46 0,47 0,47 3,25    
СРСп 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,74 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,74    
  ИТОГО             100% (30 баллов)             100% (30 баллов)   100% (40 бал.) 100% (60 бал.)