Богословие как поэзия: роль в языка образов в богословии.

Никто из Святых, — утверждает о. Софроний, — не стал бы искать словесного выражения своего духовного опыта и навсегда пребыл бы в молчании, этом "таинстве будущего века", если бы не стояла перед ним задача — научить ближнего..." (5,с.82) Бог Сам по Своей милости открывается человеку. Бог Слово дает слово богослову. И Бог Слово дает слово всякому человеку в меру его готовности принять этот великий дар. "Глас таинственного Богословия" сам приходит к человеку и творит из него богослова. И тогда он, как пишет прп. Максим Исповедник, обращается к людям с речью, "бьющею из сердца, как из некоего источника" (2,т.3,с.198). Молчать в этом случае — значило бы идти против воли Божией.

 

Господь дает подвижнику не только то, что сказать, но и то, как сказать. Когда слово Божие рождается в душе, у человека нет возможности думать о красоте слога, о художественной отделке написанного (фактически это означало бы попытку переделать то, что дано Духом Святым). Как утверждают многие подвижники, "ни мало не вредит благоговейнейшему неученость в слововыражении" (2,т.1,с.388) [Отметим, что высказывание преподобного отца не направлено против знаний и учености. Перед этим св. Марк Подвижник пишет: "Уничижающий знание и хвалящийся неученостью не словом только есть невежда, но и разумом" (2,т.1,с.388)]. Слово рождается в единстве внутреннего содержания и внешнего выражения. Кроме того слово рождается не само по себе, а как речь — в тесной взаимосвязи с другими словами. Причем, эта взаимосвязь имеет более или менее явственно ощутимый ритмический характер. Так мы приходим к вопросу о соотношени богословия и поэзии.

Высокие образцы глубокого богословия и совершенной поэтической формы в их единстве дает нам Божественное Откровение Священного Писания. Псалтырь, "Песнь песней", пророческие книги уже несколько тысячелетий свидетельствуют об органическом единстве богословия и поэзии. Некоторые отрывки из Писаний апостола и евангелиста Иоанна или апостола Павла выглядят как маленькие богословские поэмы. И такие примеры легко умножить. Священное Писание дало непревзойденные до сих пор образцы богословской поэзии или поэтического богословия, осененные высокой и искренней покаянной или славословной молитвенностью. Они стали источником вдохновения и для церковных поэтов, и вообще для поэтов всех последующих времен.

В поэтической форме написано большинство православных церковных песнопений. Православные богослужебные тексты, вослед за Священным Писанием, дают образцы не только высочайшего богословия, но и совершеннейшей поэзии. Исключительно глубоко богословское содержание Октоиха, Постной и Цветной Триодей, месячных Миней, но их художественная ценность, как произведений церковной словесности, имеет также непреходящее значение [Русский читатель возможно не всегда может оценить собственно поэтические достоинства тропарей, кондаков, стихир и других богослужебных песнопеий, переведенных с греческого языка. Поэтические достоинства подлинника (начальные, внутренние и конечные рифмы, аллитерации и др.) в церковно-славянском переводе частично утеряны, поскольку переводчики совершенно справедливо не могли пожертвовать точностью богословского содержания ради передачи художественных особенностей и стилистических красот оригинала]. История церковной поэзии знает имена святых, богословский вклад которых в Православную Церковь неотделим от их поэтического вклада. Прп. Роман Сладкопевец, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Косма Маюмский, прп. Иосиф Песнописец и многие-многие другие святые, — среди них не только преподобные, но и миряне, и благоверные цари, и святители, — своим боговдохновеным словом закрепили органичное единство богословия и поэзии.

Как ни удивительно, но Православие знает только трех Богословов, трех святых, которые получили от Церкви это высокое звание. Один апостол Иоанн Богослов, один святитель Григорий Богослов, один преподобный Прп. Симеон Новый Богослов. Причем именование их Богословами отодвинуло на задний план все остальные их подвиги и достоинства. Церковь выбрала и богослужебно закрепила за ними это уникальное, редкое и оттого особо почетное звание. Как бы новый чин святых!

Что объединяет трех великих Богословов Православия? На этот вопрос можно дать несколько верных дополняющих один другой ответов. Мы же хотели бы подчеркнуть лишь взаимосвязь писаний трех Богословов с поэзией. Пролог четвертого Евангелия и некоторые его главы дышат высокой истинной поэзией. В стихотворную форму облекали отдельные свои произведения свт. Григорий и прп. Симеон Новый Богослов. Святитель Григорий, предваряя обвинения в человекоугодии и искании славы, за то, что он обратился в своем богословии к стихотворной форме, выдвигал четыре причины, по которым он выбрал "мерную речь". Во-первых, поэтическая форма (речь идет о знаменитых двустишиях святителя) напоминает о мере и не дает "писать много". Во-вторых, она позволяет "горечь заповедей подсластить искусством". В-третьих, хотя красота христианства в умозрении, а не в слове, поэтическая форма не дает чужим (не христианским авторам, противникам христианства, еретикам) получить "преимущество в слове".

Здесь можно вспомнить также какую неоценимую роль сыграла поэзия в борьбе с ересями и лжеучениями. Начиная с середины II века на Востоке была распространено гностическое учение Вардесана. "Чтобы привлечь к себе народ, он излагал свое учение в поэтической форме; написанные увлекательным языком по изобретенным самим Вардесаном размерам песни его... распространили его учение даже за пределы Месопотамии и надолго укоренили его заблуждения". Против учения Вардесана выступил прп. Ефрем Сирин: "...Для привлечения заблуждающихся к истине, Ефрем видел нужду облечь ее в те же приятные формы, какими прикрывалось заблуждение. Поборнику истины не трудно было усвоить простую метрику стиха Вардесанова... Остальное довершит сила истины и дух благодати, изливавшийся во всех словах святого поэта... Оружие, избранное Ефремом для поражения ересей гностических оказалось верно. Народ с жадностью внимал песнопениям св. отшельника и забывал песни Вардесана. Потому Ефрем употребил то же оружие и против новых лжеучений, распространившихся в IV столетии".

Православные защитники Истины подняли богословие на уровень богодухновеного поэтического творчества, а поэзии указали ее призвание и истинное предназначение — в порыве вдохновения свыше стать богословием. Ибо все от Бога: и вдохновение, и мысли, и слова, и ритм, и форма. Все от Него, и все к Нему. Если же не так, то поэзия не исполняет своего истинного свышнего призвания. Поэзия не только не чужда богословию, но именно в богословии она и обретает себя. Опыт пребывания в Боге ищет себе выражения в слове, опыт же этого "таинственного богословия" так головокружительно высок, что облечь его безупречно в человеческое слово невозможно. Поэзия помогает выразить этот запредельный опыт. Читателю же поэзия споспешествует если не подняться на недосягаемую высоту неизреченного Боговедения, то хотя бы приобщиться к непостижимой тайне Триединого Бога, прикоснуться к тайне совпадения высоты и глубины.