БАЗЕЛЬСКИИ СОВЕТ О ПОДМАСТЕРЬЯХ-ПОРТНЫХ (1399 г.)

Таковы постановленияо подмастерьях-портных, принятые нами из-за их столкновений с цехом портных...

Во-первых, нам кажется согласным с божескими и человеческими законами, чтобы работники-портные отказались под присягой от тех своих собраний, постановлений и уставов, касающихся отношений между ними и мастерами-портными, которые были приняты ими против воли мастеров и без согласия и соизволения последних... Работник, имеющий какие-либо претензии к мастеру или у которого произошло столкновение с своим или чужим мастером, должен потребовать от мастера созыва судебного заседания из шести мастеров и изложить перед ними свою претензию. Если этот путь покажется ему неподходящим, то он может обратиться за правосудием к совету и к мастерам или к суду шультгейса [городского судьи], смотря по тому, что он сочтет наиболее для себя удобным. Так же точно предписывается поступить мастерам в претензиях против подмастерьев.

Во-вторых, запрещается впредь работнику из-за какой-либо претензии, которую он имеет к мастеру, или из-за столкновения с ним запрещать другим работникам работать у этого мастера. Это правило действует независимо от того, остался ли подмастерье, имеющий претензию, здесь или уехал в другое место. Если какой-либо работник нарушит это правило, уедет отсюда и станет запрещать другим работникам работать у своего бывшего мастера, то остающиеся здесь работники в силу данной ими присяги не должны следовать этому запрету.

В-третьих, подмастерья-портные имеют право соблюдать тот устав, который они сами составили у августинцев[12] и в котором идет речь о свечах, похоронах и штрафах за неисполнение статей устава, ибо установленное ими не противоречит божеским законам и справедливости. Но обсуждать какое-либо дело они могут лишь с согласия и соизволения мастеров-портных. При взимании подмастерьями штрафов, при составлении ими отчетности по сбору и расходованию принадлежащих им средств, при выборе ими казначея и обсуждении разных вопросов должен присутствовать мастер от портных, назначенный в данное время для этой цели. Исключение представляет лишь тот случай, когда сами мастера не захотят никого назначить дли этого. Если работник не захочет повиноваться этим распоряжениям или если между самими работниками произойдут столкновения, то они должны попросить портного-мастера передать то дело на обсуждение всех мастеров и шестерых выборных мастеров для решения его.

Так как работникам-портным, как и другим работникам, запрещено иметь общее помещение для собраний, то работники каждого мастера должны по праздникам питаться у него в доме, приглашаяк себе чужих работников только с ведома и согласия своего мастера. Но мастер, давший на это свое согласие, не должен платить штраф своему цеху и отвечать за это перед кем бы то ни было.

Так как мастера-портные установили размер заработной платы работникам и ученикам, не отдавая кому-либо из них предпочтения перед другими, то работники должны в силу присяги, данной ими совету и мастерам, отказаться от вмешательства в это дело. Каждый работник и слуга вознаграждается в зависимости от того, как они работают и сколько вырабатывают. Тому, кто приносит больше пользы и работает лучше других, дается большая плата, чем тому, кто не может так хорошо работать...

Нарушивший указанные постановления, кто бы он ни был, мастер или работник, платит пять гульденов штрафа в пользу совета и мастеров ... В доказательство всего этого мы велели внести эти постановления в нашу городскую книгу, написав две одинаковые грамоты, и, снабдив их малой городской печатью, дать каждой из сторон одну из них для руководства.

Сие случилось, и грамота эта дана в 1399 году после рождения Христова, в субботу после пасхальной недели.

 

(Практикум по истории Средних веков. – С.137 – 138)