Современность
Современность не мода, не конъюнктура, не авангардистский бросок «в будущее» (кто смеет утверждать, что знает нужное будущему!). Это и не настоящее в том узком понимании этого слова, когда определенные временные рамки как бы останавливают непрерывный процесс жизни. Это настоящее с перспективой перехода в будущее, т.е. настоящее, которое преодолевает собственные каноны, постулаты, штампы, привычки...
В самом деле, что есть настоящее театра? То, что только что достигнуто, но уже обязано уступить место новому.
Мы стремимся к тому, чтобы наш спектакль волновал сегодня. Оперный спектакль — в принципе самое эмоциональное из всех других театральных зрелищ. Но и его эмоции не возникают беспричинно. Толчок им дают мысль, идея, акт, событие. Выкиньте идею из оперы — останется любование пением, музыкой, мизансценами, декорациями, неизбежно связанное с разложением оперного синтеза.
Следовательно, современность в искусстве есть выражение перманентно развивающегося процесса жизни. Дело, конечно, не во внешних приемах, не в костюмах, древних или современных, не во времени и месте действия. Дело в духе спектакля, который современен в движении от вчера, через сегодня в завтра.
В опере это движение особенно важно, ибо в оперной драматургии прочнее всего держатся так называемые «вечные темы» (любовь, патриотизм, предательство, ревность, дружба и т.д.), в сценическом раскрытии которых необходимо искать те психологические и социальные контакты, которые живут сегодня и могут (должны) развиться в будущем. Напротив, темы отмершие, идеи «заржавевшие», хотя когда-то и бывшие живыми, должны быть отвергнуты как потерявшие свою заразительность и право на внимание зрителя.
Вместе с тем чувство современного — это отнюдь не подражание тому, что сейчас модно или злободневно.
Кстати, о злободневности и моде. Они вовсе не противопоказаны искусству, просто нельзя не учитывать кратковременность их существования. Как бабочка, жизнь которой длится несколько часов, все же выполняет свою функцию в сложной системе природы, так и злободневность может принести пользу, даже помочь организации жизни на известном этапе, и брезговать ею недостойно художника. Однако это еще не современность в ее важнейшем проявлении в искусстве.
А мода? Признайтесь, трудно было бы беседовать сегодня с человеком, одетым по моде середины XIX века: костюм, манеры — все будет отвлекать вас от существа разговора. Но трудно общаться и с тем, кто одет вызывающе модно — тут «мода» подавляет мысль, душевность, расположение... В искусстве же погоня за модой ради того, чтобы прослыть ультрасовременным художником — просто пошлость.
Но останавливаться на этом мы не будем. Важнее другое: если современность в искусстве — не только осознание сегодняшнего, но и предощущение завтрашнего дня, то новаторство и открытия, естественно, являются главным ее признаком. Но можно ли, вернее, следует ли, стремясь к открытиям, отрываться от тех, для кого ставишь спектакль, от тех, кто сидит сегодня в зрительном зале. В зале наш современник: он должен понять и принять наши художественные и идейные стремления. Иначе нарушится демократическая основа искусства, а это уже профессиональное преступление.
Итак, будем помнить, что современно то искусство, которое выражает нынешний этап жизни общества, его социально-политические, нравственные особенности; что формы выражения должны быть адекватны содержанию, и это очень важно; что современность— почва, порождающая свой стиль, запечатлевающий ее черты в художественном обобщении, что современен не тот художник, который выдумал что-то небывало новое, а тот, кто сумел проявить в своем искусстве дух и материю времена. Такой художник открывает людям не только окружающий их мир, но и перспективы его развития, закладывает зерна, которые дадут всходы завтра.
Чайковский был современником тех, кто жил в конце XIX века. Постановка его «Евгения Онегина», если она осуществляется в наше время, должна быть современницей нам. «Какая уж там современность — скажет иной режиссер. Где ее искать: в чувствительной девушке начала XIX века, начитавшейся сентиментальных романов и без памяти влюбившейся в приезжего "денди"?» Подумаем. Татьяна Ларина, полюбив в пору ранней юности, пронесла свое чувство к Онегину через всю жизнь. И не запятнала его изменой благородному, но не любимому мужу. Иронические пушкинские строки — «Привычка свыше нам дана: замена счастию она» (очаровательно пересказанная поэтом сентенция Шатобриана) — становятся в трактовке Чайковского чем-то вроде эпиграфа, акцентирующего идейную установку оперы — мысль о значении нравственного долга, о его победе над чувством, более того — о его способности управлять нашими чувствами. Надо ли этими идеями заражать современника? Надо, особенно если подумаем о будущем человеке, о духовном его облике. Поэтому можно уверенно сказать: хорошо, что эмоциональной кульминацией этой гениальной оперы является нравственная победа женщины — ее отказ от возможного счастья во имя чести, долга, верности слову и дружбе. Это и художественный акт, и великий общественный пример.
Да, но что же тогда сказать о «Дон Карлосе» или «Кармен»? То, что и здесь следует искать путь, ведущий наши эмоцию и мысль в будущее. В этом заключается современность сценического истолкования оперного произведения, а не в том, чтобы одеть участников событий, происходивших в библейские времена или в Древнем Египте, в сегодняшние бытовые костюмы.
Ну, а если десятки умных и талантливых людей не нашли в произведении прошлого той грани, которая была бы созвучна нашей современности? Тогда следует усомниться в целесообразности его постановки. Видимо, данная опера оказалась для нас безнадежно устарелой. Однако надо помнить, что подлинно классическое оперное произведение всегда несет в себе заряд соучастия в разных эпохах.
Что касается опер, созданных в наши дни, то их ценность, естественно, определяется единством идеи, драматического решения, музыкального языка, что уже само по себе обеспечивает современный строй и смысл произведения. Именно по этим признакам и Стравинский, и Прокофьев, и Шостакович признаны современниками классиками.
СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА
ОПЕРНОГО АКТЕРА
Было бы заблуждением считать, что работа оперного актера мало чем отличается от работы актера драматического театра. Разумеется, в творческих принципах и навыках у обоих есть много общего; общим является и основное требование, предъявляемое к представителям той и другой профессии — быть на сцене органичным, естественным, убедительно выполняющим логику действий образа, даже если эта логика и самый образ чужды человеческой индивидуальности данного актера. Короче, оба в равной мере должны обладать способностью «влезать в шкуру» создаваемого образа.
Однако для артиста музыкального театра одной этой способности недостаточно. Он должен обладать навыками органического существования в музыке, уметь подчинять свой актерский «механизм» музыкальной логике, темпу, ритму, метру музыкального произведения, должен пластически, всем телом ощущать музыку, так как жест, походка, любое движение оперного актера есть «отзвук» музыкальной интонации.
Природа оперного театра вносит серьезную поправку и в работу оперного актера над ролью —она тоже имеет свою специфику. Сейчас необходимость «актерствовать» на оперной сцене стала очевидной всем. Однако, увы, слишком часто «игра» сводится к простейшим перемещениям по сцене и жестикуляции, сопровождающей пение. В данном случае перед нами, разумеется, не оперный актер, скорее, жестикулирующий певец. Его поведение — механика, лишенная художественной достоверности и той действенности, которая превращает поющего на сцене артиста в оперный персонаж.
Безусловно, пение в опере есть главное из выразительных средств, участвующих в создании образа. Однако оно не может быть обособлено от общей жизни сцены, от действия, слова, эмоций, воплощенных композитором в оперной музыке. Пение в опере — это существование персонажа в определенных обстоятельствах. Существование же на сцене — это действие. Значит, пение должно быть действенным. Каждая фраза, слово, звук есть воздействие на партнера, обстоятельства, на самого себя. Великий актер — певец Ф. Шаляпин особое значение придавал в пении интонации, т. е. умению окрасить звук в соответствии с характером действующего лица, выразить звуком его душевное состояние, связанное с конкретной ситуацией, умению интонацией (Не путать с бытующим в музыке понятием интонации как высотного соотношения звуков: «чистая» интонация, «фальшивая» интонация.) эмоционально воздействовать на партнера и тем самым на публику.
Для этого требуются понимание важности этого обстоятельства и вокальное мастерство (иной артист с хорошим голосом лишь громко «выстреливает» верхние ноты, отчего смысл фразы пропадает). Великими мастерами этого искусства были Шаляпин и Калласс (Можно порекомендовать режиссеру, слушая записи и глядя в партитуру, внимательно изучать принципы их драматического пения!). Вспомним, что главным требованием к музыке на заре оперы было правильно и ясно выражать слово, что опера началась с подражания человеческой речи. В начале XVII века композиторам рекомендовалось учиться писать музыку у хороших актеров, дабы уметь выражать смысл и характер слова, фразы. Реформа Глюка в большой мере заключалась в утверждении значения слова, фразы, ее драматургического смысла. Передовые русские композиторы-демократы XIX века ставили слово — конкретный носитель идеи — в основу своего творчества (М. Мусоргский, А. Даргомыжский). В оперных произведениях этот принцип нашел свое наиболее яркое выражение. Оперное пение обязательно выражает слово, мысль фразы и ее эмоцию. Однако важно добиваться гармонии выразительного слова и выразительного звука. Иной певец, стремясь быть понятым, излишне дробит музыкальную фразу, переводит ее в речитатив, а то и в говорок. В опере же надо петь, а не говорить (Когда Ф И Шаляпин говорил, что петь надо, как говоришь, это следует понимать, как умение певца выражать пением активное желание или стремление, умение окрашивать звук в соответствии с этим желанием, добиваться правильного осмысленного наполнения содержанием фразы, как это бывает в речи, в противовес «протокольному» пению, не выражающему действие и характер, а лишь формально воспроизводящему ноты партии). Рваная вокальная фраза теряет силу музыкального воздействия.
Разумеется, гармония слова и звука возможна при наличии певческого голоса (этого удивительного феномена, который требует бесконечного внимания, поддержки, тренажа и ухода) и искусного владения им. Интонация роли (Будущему режиссеру следует помнить, что Шаляпин никогда не говорил «работа над партией». Он всегда говорил о создании роли.), интонация каждой певческой фразы ищется в соответствии с общим характером создаваемого образа, его драматургической функции в опере. Поиски музыкально-вокального образа (Лазовский А Дирижер и певец. М , 1959.) не могут осуществляться в отрыве от общей концепции будущего спектакля. И было бы странным считать, что поиски интонаций могут проводиться певцом отдельно от собственно сценических репетиций. Сценическая форма, очевидное и конкретное театральное действие плодотворно влияют на процесс формирования образного действенного комплекса, в частности, музыкально-вокального образа.
Поэтому практика старого театра, когда певец сначала готовил «партию» с концертмейстером, потом с помощью дирижера пытался найти в ней выразительные акценты, а потом отдельно с режиссером занимался «сценическим поведением», все больше уходит в прошлое. Как подсказал опыт, такая система работы над «партией» ничего, кроме путаницы, конфликтов и невозможности прийти к единству в создании музыкально-сценического образа, не приносит. Однако режиссер, слишком уверенно и настойчиво указывающий актеру и дирижеру нужную «окраску звука», интонацию, темп, нюанс, желаемых результатов тоже не добьется. Диктаторство режиссера и в этом вопросе противоречит природе оперного театра, где лишь консолидация мнений и чувствований, единство цели и согласованное достижение ее каждым членом творческого коллектива, уважение к каждой театральной профессии приносит пользу. Режиссер должен разбираться в вокальных приемах, быть музыкально-теоретически грамотен, сведущ в законах изобразительного искусства, но не тщиться «подменять», пользуясь своими знаниями, инициативу певца, дирижера, художника — профессионалов своего дела. Тут предпочтительнее умелое воздействие на воображение партнеров по работе, способность вызвать у них эмоциональный отклик, потребность создать образ, а не просто «исполнить партию».
Режиссер — идеолог спектакля, но значение его руководства не в диктате, а в умении мобилизовать многообразие талантов, способностей, профессий и опыта коллектива. В работе с актером-певцом он должен добиваться, чтобы тот уяснил главную задачу — логику поведения и чувствования персонажа. Пусть исполнитель сам или с помощью концертмейстера и дирижера ищет свой вокальный образ. Важно, чтобы при этом между режиссером, дирижером и актером установилась общность понимания задач и принципов решения роли. И достигается это убеждением, а не спором, доверительным взаимопроникновением в мысль и представления партнеров, а не беспрекословным указанием, подавляющим их художественную инициативу.
Следует добавить, что искусств о создания вокального образа в опере все еще находится на весьма невысоком уровне и как встарь нередко подменяется увлеченностью певческим звуком (по возможности сильным), часто даже без учета нюансов, указанных автором. В этой части работы с актером многое решает терпение, убежденность и деликатность, а главное — безупречный профессионализм режиссера. Даже минимальные признаки дилетантства уничтожают его художественный авторитет.
Мы уже неоднократно отмечали, что вокальный образ в оперном спектакле не может возникнуть вне сценического действия, вне той сценической формы, которую придаст ему (действию) режиссер. Но самая-то форма во многом зависит от вокального образа, создаваемого тем или иным актером, и эта взаимозависимость, определяя интонацию роли, уточняет, конкретизирует ее, помогает ее утверждению. Органичность сплава сценического пения и сценического поведения и обусловливает появление оперного образа.
Сейчас каждый оперный певец хочет «играть» на сцене, но следует безошибочно отличать более или менее осмысленную жестикуляцию певца от подлинного его существования в образе, т. е. от органичного выполнения им логики действия. Большое значение в этом смысле имеет пластика. Для того, чтобы быть в музыке, воплотить в сценическом поведении интонацию роли, оперный актер должен быть пластичным, танцевальным. Тренировать в себе эти свойства надо не только и не столько для того, чтобы участвовать по необходимости в танцевальных сценах, требуемых сюжетом оперы (Онегин и Ольга на балу в доме Лариных, Болконский и Наташа на великосветском балу, Дон Жуан и Церлина на балу во дворце Дон Жуана), но, главное, чтобы ощущать в любом движении, жесте, мизансцене связь с музыкальным процессом. При этом пластика оперного актера далеко не всегда должна выражать звучащую в это время музыку, а тем более иллюстрировать ее. Жест, походка, любое движение должны быть драматургичны, т. е. находиться в пластическом соотношении с звучащей музыкой, подчеркивая характер данного персонажа. Когда Маргарита, Фауст и Мефистофель в опере Гуно, появившись на площади, принимают участие в народном празднике, пластика Мефистофеля должна быть отлична от пластики Фауста, а тем более Маргариты. Вместе же они резко отличаются от веселящейся толпы, хотя музыка вальса объединяет всех. Найти особенность пластики определенного персонажа — задача трудная, особенно для артиста, не воспринимающего музыку всем своим существом, всем телом. Противоречие же между звучанием голоса, оркестра и визуально-пластическим несовершенством артиста разрушает природу оперного синтеза.
Мы говорили о том, что актер музыкального театра должен владеть всеми элементами актерского мастерства, обязательными для любого актера — и оперного, и драматического. Однако процесс создания роли у них различен: актер драмы в идеале при посредстве правильной логики действия создает свою логику чувств. Оперному же актеру логика чувств «задана» партитурой, она полностью, во всех деталях, выражена музыкой. Его задача — изучив эту логику, создать соответствующую ей логику действия, которая как бы породила чувства персонажа, зафиксированные композитором в партитуре.
Взаимоотношения действия и чувств в опере очень сложны, вряд ли возможно перечислить даже тысячную долю возможных их сочетаний. Однако актера-певца постоянно подстерегает опасность иллюстрации чувств, выраженных музыкой и передающихся нам по «звуковой волне» голоса и оркестра. Это антихудожественно и недопустимо. Почему? Во-первых, никакой, даже самый великий актер не сможет зримо выразить чувства столь глубоко и заразительно, как это делает музыка. Во-вторых, чувства актера, родившиеся под влиянием музыки оперы, — это чувства актера, а не создаваемого им образа. (Иными словами, лишь сочувствие образу.) В-третьих, даже при равной с музыкой силе выражения чувств, актер не может рассчитывать на точное совпадение оттенков этих чувств. Подобное просто противоречит человеческой природе, которая дает человеку необозримый мир разнообразия чувствований, но исключает их повтор и совпадения.
Значит, актеру оперы не следует «обременять» себя заботами о поисках в себе нужных чувств, о том, чтобы они рождались в нем во время исполнения роли на сцене. Достаточно (а это тоже не так просто) в соответствии с логикой чувств образа, зафиксированной в партитуре, создать свою логику поведения персонажа и так убедительно ее воспроизвести, чтобы она как бы срослась драматургически с теми эмоциями, которые выражает музыка. Надо создать действия, которые как бы рождали самое музыку и в свою очередь как бы рождались ею. Количество «комбинаций» действие — чувства не имеет предела. Каждый актер находит свои, в соответствии с собственной творческой индивидуальностью и пониманием им роли.
Надо отметить, что «подставленные» музыке действия влияют на восприятие и самой музыки. Поэтому здесь необходимы мера и такт; «подставленное» не должно подменять сущность действия, установленного сценарием, т. е. тем драматургическим каркасом, который послужил причиной написания композитором оперной музыки. Условно можно сказать, что действие сценария — это то, что делает персонаж; музыка раскрывает духовный смысл этого поступка; режиссер же в совместной работе с актером определяют характер поступка, т. е. то, как он совершается.
Для наглядности разберем пример: Татьяна пишет письмо Онегину. Это — действенный факт сценария. Какие чувства, сменяя друг друга, овладевают ею во время написания этого «рокового» письма? Ответ дает нам музыка. А как это происходит на сцене, зависит от художественной фантазии, индивидуальных возможностей и концепции режиссера и актера.
Первый вариант. Татьяна предельно сосредоточена, она почти не меняет позы, ее внутреннее напряжение столь велико, что она недвижима (не чувствует, как затекли ноги, спина). Лишь внутренний огонь — то мечты, то отчаяния, то веры — полыхает в ее сердце и выражается в предельной экспрессии пения.
Второй вариант. Эмоции, охватившие молодую девушку, столь сильны, что она не в силах владеть собою. Ей то становится душно, и она выбегает в сад, то вдруг страх приковывает ее к зеркалу, в котором она пытается узнать себя, новую; то ее кидает в озноб, и она кутается в платок, то в отчаянии бросается на кровать, то начинает молиться, стоя перед иконами на коленях, то быстро пишет письмо на подоконнике, то...
Третий вариант. Сев за столик, Татьяна фантазирует, воображает, представляет... Чувства новые, неизведанные сплетаются в ее мечтах с содержанием десятков прочитанных книг, романов, сентиментальных повестей... Вот — книги, вот — жизнь... Книги влияют на способ выражения чувства, но сама любовь?.. Процесс перехода из мира чувств девочки во взрослую жизнь? «Пора пришла, она влюбилась». Растерянные глаза, вопросительная интонация жеста, фразы...
Таким вариантам практически нет конца. Какой же «подобрать», «подставить» к музыке Чайковского, чтобы получилась Татьяна именно П. И. Чайковского? Перед нами она может предстать страдающей, опьяненной мечтой, счастливо влюбленной, мечтательной, отрешенной от всех, открывающей для себя новый мир и т.д. и т.п. В искусстве режиссуры нет одного какого-то «оптимального варианта». Убедительность образа сегодня и в данном театре — вот задача режиссера.
Сцена письма Татьяны — лишь эпизод в сценической жизни оперного образа; в дальнейшем он не повторится, но останется в памяти зрителя и самого персонажа эмоциональной кульминацией спектакля. Он, этот эпизод, определит весь процесс жизни образа — и сцены письма, и после нее. Поэтому в сочетании с решением этой сцены должны быть продуманы все остальные: какой была Таня до этой сцены? Что случилось с ней в этой сцене? Какой стала Таня после этой сцены? Это перспектива роли.
А ведь как часто интонации артисток и их поведение в этой сцене вызывают желание спросить: «Зачем же писать письмо, если это вызывает такие страдания? Так страдать могла бы, скорей, покинутая женщина «бальзаковского возраста»!»
Всем известно изречение К. С. Станиславского: музыка — это как, а слово — что. К счастью, его собственная практика противоречит некоторой элементарности этой формулы — в лучших оперных работах великого мастера как решалось не самой музыкой, а соотношением ее со сценическим режиссерским образом, каждый раз иным.
Приведу еще пример вариантов решения. При первой постановке оперы С. Прокофьева «Война и мир» среди многих возможных решений сцены смерти Андрея Болконского была выбрана следующая, самая простая. Обычная, реальная изба. Неподвижно лежащий Болконский; рядом— почти неподвижная Наташа. Простота и будничность избы контрастировали с возвышенными чувствами Андрея и Наташи. В дальнейшем, в других постановках, та же мизансцена представала в некотором обобщении: намек на избу, в оконце видна единственная звездочка. Вокруг все «размыто». Как бы из «небытия» для Андрея возникает Наташа. Свеча медленно догорает и гаснет. Тьма. Только звезда в оконце продолжает сиять. Третий вариант был осуществлен на огромной сцене Кремлевского дворца. Та же мизансцена (Наташи и Андрея) была поднята вверх и совсем лишена интерьера. Это был малый и все же значительный мир человеческой любви и страдания среди ураганного неистовства природы и военных катаклизмов.
Во всех трех вариантах неизменным оставался мир чувств Наташи и Андрея. Ему же противопоставлялись разные конкретно-вещественные образы. Противопоставлялись!
Оперный образ создается на основе сопоставления сценария, музыки и режиссуры. Действующее лицо (актер) — в центре. И решает не обстановка, а внутренний его мир, воплощенный в зримом образе, который должен сопоставляться, а порой вправе и противопоставляться музыке, контрапунктировать ей.
Вернемся к «Онегину»: после того, как Татьяна выслушала «проповедь» Онегина, вблизи снова рождается беспечная песня девушек, собирающих малину. Как сопоставить душевное состояние Татьяны с этой песней? Как она должна себя вести? В ремарке значится, что Таня под руку с Онегиным послушно направляется к дому. Но эта ремарка навеяна романом А. С. Пушкина, а сценический опыт подсказывает, что сопоставление с музыкой, заменившей здесь литературное повествование, требует иного решения. Изменил поведение Татьяны в заключении этой сцены К. С. Станиславский в своем знаменитом спектакле, изменено оно было и в спектакле Большого театра 1944 года.
Мы выше сказали, что актеру в опере не следует старательно культивировать в себе эмоции образа, выраженные музыкой. Режиссеру же еще раз напомним слова Шаляпина о том, что актер, расчувствовавшийся под влиянием музыки, теряет контроль над собой, вокальным звуком, музыкальной, следовательно, и сценической выразительностью. В театральной практике вы часто встретитесь с попыткой артиста, певшего в спектакле неритмично или фальшиво, оправдать свои промахи тем, что он «заигрался». Это — признак дилетантизма, отсутствия у певца хорошо согласованных контактов с оркестровой музыкой и сценой.
При подготовке оперы Монюшко «Галька» одна из певиц — исполнительница главной роли, репетируя второй акт, каждый раз обливалась слезами, не чувствуя, а, скорее, сочувствуя своей героине. Ей казалось, что это и есть чувства персонажа — бедной, покинутой девушки. В результате точного расчета физических действий, точно выстроенной логики действия слезы пропали. Артистка сетовала: «Засушили роль!» На самом же деле на смену сочувствия пришла логика действия, и естественное поведение вытеснило сентиментальную «жалостливость» артистки к судьбе Гальки. Настало время сочувствовать героине зрительному залу. Это сочувствие вызывалось конкретными событиями, происходившими на сцене, событиями, которые как бы рождали эмоции, выраженные музыкой.
Между прочим, молодому режиссеру надо учитывать, что оперные артисты любят в своей профессии те черты, которые доставляют им самим удовольствие. Они чаще заботятся о своем удобстве в роли, вместо того, чтобы целиком посвятить себя «удобству» спектакля — вернее, интересам публики, полноте ее восприятия образа — и думать о целесообразности роли в общем контексте оперы. Отсюда частые требования: «дайте попеть», «придумайте мне эффектный выход или уход», нежелание появляться в гриме старухи, искать «походку или жест», показывающие артиста имярек в «невыгодном свете», хотя бы этого и требовал образ.
Все это, разумеется, результат недостаточной культуры оперного артиста, недостаточной любви к искусству театра и наивного преобладания над ней любви к себе на театральной сцене.
С этим надо бороться. Но ни окрик, ни «проработка» здесь не помогут. Нужна терпеливая и кропотливая работа с коллективом над воспитанием в каждом артисте уважения к автору, его идее, над постепенным приобщением артиста к особенностям художественной жизни сцены.
А между тем удовлетворяющее артиста «самочувствие» в роли (удобно, приятно) часто бывает обманчивым и расходится с художественным результатом.
Кроме того, режиссеру музыкального театра надо всегда помнить, что состояние голосового аппарата артиста сильнейшим образом влияет и на физическое его самочувствие, и на «психику». Игнорировать это нельзя и вредно. Лишь понимание того, что хрупкий инструмент актера — голос есть драгоценность не только его личная, но и наша общая, позволит режиссеру относиться к «претензиям» певца с вниманием, тревогой или уважением, поможет тактично уберечь артиста от душевной травмы. В этом вопросе режиссер должен быть особенно чутким и отнюдь не выказывать пренебрежения по отношению к «звучку» и разумным заботам артиста о своем голосе — ведь это главное средство выражения эмоций, характера, поведения действующего лица. Таковы проверенные жизнью, опытом и практикой обстоятельства, с которыми встретится в опере молодой режиссер.
Еще одно важное обстоятельство — внимание к дикции. Казалось бы, это элементарная обязанность и оперного артиста, и режиссера. Однако и здесь бывает много причин для огорчений: плохая вокальная школа, игнорирующая согласные звуки; отсутствие внимания, любви к слову и т.д.
При этом дикционная техника еще далеко не решает всей проблемы слова в опере. Артист должен иметь художественную потребность в пении выражать мысль автора, в найденной вокальной интонации действовать словом, ведь именно в слове раскрывается конкретный смысл сценических чувств и событий. Плохо понимая слова, пришедший в оперу человек может услышать только, как персонаж оперы чувствует, но что он чувствует, что с ним происходит в большой мере останется для него тайной. Возможно ли при таких условиях мечтать о демократическом оперном искусстве? Мы уже не говорим об элементарном уважении к автору произведения, который, музыкой выражая слово, придавал ему соответствующий смысл и характер.
Слышимость текста зависит и от того, с какой точностью распределяет артист силу звука при построении музыкальной фразы — ее начала, развития, кульминации и т.д. Музыкально спетая оперная фраза (при условии оригинального текста или хорошего перевода) всегда понятна и текстово. То, что мы называем осмысленным пением, по существу, является синонимом музыкального пения.
Напомним, что специфика поведения актера на оперной сцене во многом определяется и тем обстоятельством, что в силу музыкальных закономерностей время, необходимое для свершения того или иного поступка или простого физического действия, а также для произнесения слова или фразы текста, то растягивается, то предельно сжимается. Это делает процесс свершения действия условным, непохожим на течение тех же процессов в обычной жизни, равно как и на их воплощение на драматической сцене.
Примеры. Фраза Сабинина («Иван Сусанин» М. Глинки): «Не томи, родимый, не круши меня! Ты не омрачай мне дорогого дня» — в житейском произнесении или на драматической сцене займет не более трех-четырех секунд. В опере это обращение к отцу невесты занимает около двадцати пяти секунд: слова «растянуты» мелодией, и вместо естественной в таком случае нетерпеливой просьбы появляется нечто другое — взволнованное, но сдержанное ощущение значительности момента. Личное желание молодой пары сдерживается пониманием общих обстоятельств, требующих терпения и выдержки. Не случайно к голосам любящих присоединяются размышления отца и всех присутствующих жителей села, благодаря чему разговор людей, посвященный, казалось бы, частным их интересам, приобретает весомость народного обобщения: тучи, сгустившиеся над родиной, требуют мужества, собранности, жертвенности от всех и от каждого. Так слова обретают в музыке новое осмысление, пронизываются тем высоким чувством патриотизма, которое режиссеру естественно принять за «зерно» оперы М. Глинки («Иван Сусанин»).
В опере Ж. Визе «Кармен» мы найдем другой пример: пятеро контрабандистов сходятся на мысли, что участие женщины в операции, где надо ловко провести, обмануть блюстителей закона, всегда приносит успех. Чтобы донести эту «сентенцию» до зрителя, в обычной речи с лихвой хватило бы пяти секунд. Но только для первого построения знаменитого квинтета контрабандистов Визе понадобилось не менее чем полминуты. Весь же квинтет (с уговором Кармен принять участие в операции) идет три минуты. И... тем не менее оставляет впечатление необычайно стремительного темпераментного объяснения. Это временное несоответствие обусловлено тем, что Визе дал в своей музыке художественное обобщение, дерзко неуловимый образ мира контрабандистов. Поэтому, как бы виртуозно быстро вы ни сказали фразу о ловкости женщины, она покажется медленной по сравнению с развернутым во времени, однако предельно динамичным квинтетом.
В качестве еще одного примера можно привести песню Яго из оперы «Отелло» Дж. Верди. Задача Яго — напоить Кассио. Если подойти к такой задаче с позиции жизненной правды, то для этого трех минут будет явно мало. В опере же опьянение происходит в течение всего только застольной песни и... этого времени достаточно, чтобы поведение захмелевшего Кассио казалось нам естественным и правдивым. Отсюда вывод: законы оперно-вокального искусства не всегда следует соизмерять в соответствии с жизненными навыками. Не следует подходить к ним и исходя из законов... драматического театра. У оперы свои закономерности, условности, своя художественная правда.
Нередко в вокальной партии имеет место скороговорка с многократным повторением одних и тех же слов. Темп, в котором произносится скороговорка, есть органическая черта характера действующего лица в том или ином его состоянии (ария Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини, рондо Фарлафа в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки. Значит, это важный фактор в решении артистом роли.
Темп, метр, ритм, тональность, инструментовка— все это признаки сценической жизни персонажа, для проявления которой необходимо единство сценической и пластической формы, логики действия и содержания музыкально-вокального образа. Об этом и должен позаботиться режиссер, исходя из возможностей данного актера.
Наше замечание не случайно, т.к. сценическая (действенная) форма, созданная воображением режиссера без связи с индивидуальностью актера (исполнителя роли), всегда рождает неорганичность, фальшь в поведении актера, тем самым накладывая отпечаток неубедительности на весь спектакль.
Подытоживая основные положения работы режиссера с актером в опере, отметим следующее:
1. Особенность искусства оперного актера продиктована природой оперы. Ее драматургия определена музыкой, а потому содержит не только события и действия, но и точную фиксацию эмоций и характеров.
2. Главным выразительным средством в процессе воплощения чувств и действий персонажа является певческий голос актера. Однако оперное пение — это раскрытие конкретного характера, конкретных действий и чувств в определенных драматических ситуациях. Поиски интонаций (окраска звука) образа в данных обстоятельствах есть главное, что делает пение действенным, оперным, выражающим драму, написанную музыкой.
3. Музыка как главное выразительное средство оперного образа должна беспрестанно влиять на существование актера на сцене. Вместе с тем следует опасаться внешней иллюстрации музыки движением. Надо искать верное для образа соотношение физического действия персонажа и звучащего в данный момент музыкального образа.
4. Эмоции образа определены музыкой оперы, но актеру следует знать, что попытка слепого повторения их при исполнении роли обречена на неудачу и стремление к этому нецелесообразно. Актер, основываясь на анализе музыкальной драматургии оперы, создает действенную логику, соответствующую логике чувств, зафиксированной в партитуре.
5. Непрерывные тренировки оперного актера в области сценического движения, пластики, танца— непременное условие для органического существования актера в музыке, ее ритме, метре, темпе, для ощущения им пульса в каждом мгновении жизни образа в спектакле. Подобные навыки гарантируют свободу существования актера в комплексе музыка — вокал — движение — действие.
6. Элементарные и обязательные для актера любого театрального жанра навыки (физическая раскрепощенность, сценическое внимание, чувство взаимодействия с партнером, воображение и т.д.) для оперного актера должны быть сами собою разумеющимися.
7. Слово — важнейший фактор выразительности оперного пения. Пренебрежение к нему есть дискредитация значения оперного синтеза и признак разрушения природы оперной драматургии.
РЕЖИССЕР И ТЕАТР