Основные художественные достижения итальянского и северного Возрождения
Мы видим эпоху Возрождения, как время невероятного взлета, огромного количества ярчайших художников.
Художник начинает высоко цениться в обществе, изобразительное искусство оценивают как творчество, которое связано с реализацией духовных устремлений, творческих возможностей и определенных идей.
Первые художники эпохи Возрождения делали робкие шаги к переосмыслению художественной системы. Среди них живописцы Джотто и Чимабуэ. В их фресках по-прежнему мы видим сильное влияние тех принципов, которые установила средневековая церковь. Человек еще статичен, нет объемного изображения. Пространство еще не имеет перспективы. Но, в тоже время Джотто и Чимабуэ стремятся к тому, чтобы оживить человека, чтобы предать некую иллюзию движения, иллюзию внутреннего изменения, динамики. Они начинают вводить в картины бытовые элементы и пейзаж. Это меняет представление о мире, о картине человеческой жизни. Живопись становится более наполненной и естественной.
Затем появляются такие художники как Симоне Мартини, Филиппо Липпи, Сандро Боттичелли. Они пытаются осмыслить роль художника в обществе, назначение картин. В творчестве художников появляется огромное количество светских тем. Впервые за всю средневековую эпоху мы видим на картинах реального человека, начинает развиваться портрет.
. Во всех картинах Леонардо да Винчи человек представляется существом абсолютно самодостаточным, он внутренне благороден и спокоен, находится в полном равновесии с окружающей его природой. Во многих своих работах Леонардо да Винчи применяет прием, который позволяет эту гармонию наиболее отчетливо подчеркнуть. Это прием сфумато – легкая дымка, которая обволакивает фигуры, создавая плавный переход от самой фигуры к пейзажному фону.
В картинах Микеланджело множество библейских и мифологических сюжетов, подчеркивающих торжество человеческого духа. Это целый цикл сотворения мира, где показано рождение природы, сотворение живых существ и рождение человека, его развитие. У Микеланджело мы видим ряд фресок, в которых он изобразил важнейшую из самых драматичных сцен Библии − «Страшный суд» во многих его гранях и проявлениях.
Замечательным произведением Рафаэля является Сикстинская Мадонна. В этой картине в образе Мадонны, которая является знаковой фигурой всей эпохи, он выразил идею человеческой красоты, гармонии, любви и идею духовного очищения.
Архитектурные творения – одна из самых ярчайших страниц эпохи Возрождения. Итальянские архитекторы Брунеллески, Бромантэ, Микеланджело создали выдающиеся произведения. Это Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Капелла Бранкаччи, Собор Святого Петра.
Северное Возрождение – это культура, которая развивалась своим путем, не копируя итальянский Ренессанс. Северное Возрождение начинается приблизительно в середине 15 века и, в отличие от Итальянского Возрождения не имеет в своей основе возврат к античности. В основе всей эпохи лежит идея гуманизма, но она имеет свои особенности, свои проявления.
Во-первых, итальянское Возрождение проходило под знаком борьбы со средневековой схоластикой, оно было направлено на утверждение новых идеалов в науке и искусстве, требовало большей свободы и большего раскрепощения человеческого духа. Северное Возрождение предполагало, что культура будет развиваться по пути изменения экономических взаимоотношений. Эти изменения предполагали, что в Европе начинают формироваться первые признаки капиталистических отношений.
Второй важный момент, который оказал на Северное Возрождение сильное влияние − процесс Реформации. Поэтому гуманизм Северного Возрождения в определенной степени был обусловлен более активной борьбой с католицизмом, более активным стремлением к реформированию этой церкви.
Северное Возрождение захватило такие страны как Германия, Голландия, Фландрия, Франция и другие страны. Здесь мы видим много ярких, выдающихся имен в самых разных сферах.
Знаковая фигура немецкого Возрождения − Альбрехт Дюрер, который одним из первых начинает применять масляную живопись и работает с акварелью, использует разные техники, одним из первых начинает работать с гравюрой.
В центре английского Возрождения стоит фигура Шекспира, который предложил европейской литературе яркие, великолепные произведения. В них мы видим человека умного, деятельного, человека пытающегося постигнуть философию жизни.
Во французской литературе этого времени мы видим такую фигуру как Франсуа Рабле. В его романе «Гогрантюа и Понтагрюэль» мы видим невероятный оптимизм, ощущение полноты жизни, радость от самого момента человеческих поступков.
Голландский Ренессанс, как и фламандский – время невероятного расцвета живописи. Здесь огромное количество ярчайших имен, таких как Питер Брейгель, Иероним Босх.
Эпоха Возрождения к середине 16 века заканчивается. Еще по инерции будут создаваться произведения в духе этой эпохи, но многие идеалы этого времени начинают испытывать кризис. Происходит это потому, что изменяется сама жизнь и бороться со средневековой схоластикой теперь незачем, стремится к секуляризации ни к чему потому, что культура все увереннее стала выруливать на «новые рельсы», и мы видим, что светская культура к середине 16 века начинает занимать очень прочное место в пространстве Европейской культуры.
11.4. Маньеризм.
Маньеризм – это искусство, пронизанное духом копирования внешних тем и образов Возрождения и, прежде всего подражание манере Микеланджело, Рафаэля и Леонардо да Винчи, но внутренне это иное искусство − более экспрессивное и спорное, в нем нет той гармонии, которую мы наблюдаем у итальянских художников. Здесь больше декоративности, интереса к драматическим, трагическим темам времени. Это искусство, которое приближает нас к Новому времени высокого Возрождения. Внутренне человек становится более экспрессивным, стремится свое субъективное ощущение поставить в центр художественного измерения, художественного пространства и оценивать все происходящее. Это искусство, прокладывающее дорогу к стилю барокко, в котором огромное внимание будет уделено эмоциональной природе человека. Декоративная сторона маньеризма связана с тем, что в нем мы находим попытку превратить произведения, богатые внутренним идейным содержанием в нечто декоративное, важнейшую ценность приобретают интерьеры, экстерьеры. Начинает развиваться орнамент, различные формы декоративной отделки, особое внимание уделяется деталям.
На стыке искусства маньеризма и идеалов высокого Возрождения создаются многие произведения художников Венеции. Формируется Венецианская школа, к которой принадлежат Джорджоне, Тициан, Веронезе. Творчество венецианцев можно рассматривать как яркую заявку на развитие стиля барокко, которое найдет свое полное воплощение в искусстве Нового