Ранние формы религиозных верований
К древнейшим по своему происхождению формам религиозных верований относятся: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, погребальный культ.
Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima–дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б. Тайлером «Первобытная культура» для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии (философия дикаря).
В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.
Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим.
Одной из древнейших форм раннего религиозного верования является магия (от греч. megeia волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.
Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных средипроблем истории религий. Одни ученые - Джеймс Фредер - видят в ней предшественницу религии, другие—немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт, рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений.
Несомненно одно–магия была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное.
В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других–имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым–метеорологическая.
Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным.
Фетишизм–(от франц. fetiche–талисман, амулет, идол)–поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями могут быть камни, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.
Вера в амулеты (от араб. гамала-носить) восходит к первобытному фетешизму и магии.
В истории многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям–тотемизм. Мир в целом представлялся первобытному человеку одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила.
Тотемизм–это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).
От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.
Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.