Алгоритм эссе по обществознанию

Подробный план действий с эссе на ЕГЭ по обществознанию.

 

1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.

2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.

3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.

4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).

5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.

6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.

7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.

8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».

9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.

10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.

11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…»), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».

12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.

13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.

14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

ПЛАН:

Культура.

«Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и

предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе» (Н. В. Гоголь)

«Искусство - диалог, в котором собеседник молчит». (Г.Ландау)

«Культура - лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». (Ф. Ницше)

«Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого, и музыканту - в

изображении невидимого». (Леонардо да Винчи)

«Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». А. Шопенгауэр.

«У искусства есть враг, имя которому - невежество». (Д. Кеннеди)

«Цивилизация есть стадия умирания культуры». (О. Шпенглер)

Философия.

«Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас)

«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов».

(Ж.-Ж. Руссо)

«Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения».

(Д. Дьюи)

«Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля. Они его

иногда топят, но без них он не может существовать» (Вольтер)

«Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней».

(А. Пуанкаре)

«Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов» (И. Ньютон)

«Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком

примитивны, чтобы ею пользоваться» (Карл Краус)

"Наши взгляды как часы - все показывают разное время, но каждый верит только свои"

«Не в том дело, что способности человека проявляются в деятельности, а в том, что они

в ней создаются». (Б. Теплов)

«Объявить себя гением легче всего по радио». Дон Аминадо

«Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое». Л.Левинсон.

Политика.

«В нынешние времена – все политика» (С. Къеркегор)

"Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие".

«Гордиться своей нацией – патриотизм, хвалиться своей национальностью -

национализм» (И.Н. Шевелев)

«Демократия – это право делать неправильный выбор» (Дж. Патрик)

"Демократия - это система, при которой у власти можно находиться лишь в результате

конкурентной борьбы за мнение большинства". (Круглов)

«История сама по себе не может заставить человека совершить грязное дело…» П.

Сартр.

"Когда народ много знает, им трудно управлять" (Лао-Цзы)

«Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой» (И.Н. Шевелев)

«Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика - это выбор между

гибельным и неприятным». (Джон Гэлбрейт)

«Партия есть организованное общественное мнение». (Б. Дизраэли)

«Революции – варварский способ прогресса». Ж. Жорес

«Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к

справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью» Роберт

Оуэн

Правоведение.

«Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить» (Д.

Гарфилд)

«Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» Ш. Монтескье

«Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему

способствует». (Сенека)

«Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» С. Паркинсон

«Пусть погибнет мир, но закон должен быть соблюден». (Изречение римского права)

"Свобода есть право на неравенство".

«Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон»

(Латинское юридическое изречение).

"Есть 2 мирные формы насилия: закон и приличия" И. Гете.

"Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек -

своего позвоночника" Б. Шоу

«Законы обязаны своей силой нравам» К. Гельвеций

«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы

помогать им» (Вольтер)

«Имею право или обязан?»

«Когда гремит оружие, законы молчат». Цицерон

"Совесть есть закон законов". Ламартин

“Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться

законам” (Сократ)

«Щадя преступников, вредят честным людям» (Сенека)

Экономика.

«Деньги - это свобода, выкованная из золота». (Э.М. Ремарк)

«Конкуренция - единственный метод взаимной координации наших индивидуальных

действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей». (Ф.

Хайек)

«Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие

качества людей» (Д. Сарнофф).

«Бизнес - это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к

насилию». М. Амстердам

“Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться, чтобы деньги

вели к улучшению жизни”. Генри Форд

«Нажить много денег - храбрость; сохранить – мудрость, а умело расходовать –

искусство».

«Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого».

С. Джонсон

«Не быть жадным - уже есть богатство, не расточительным - доход». (М. Монтень)

«Торговля не разорила еще ни одного народа». (Б. Франклин)

«Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в

обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия». (Г. С.

Беккер)

Социология.

«Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых:

голод, чума и война». (У. Гладстон)

«Алкоголизм и преступление - это два явления общественной жизни, находящиеся в

тесной связи друг с другом». (И. Мержевский)

«Без многого может обойтись человек, только не без человека» (Л. Берне)

vk.com/examinoexamino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

«Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои

обязанности». (А. Шопенгауэр)

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают».

(А.Г.Асмолов)

«Личностью не родятся, личностью становятся». (А.Н.Леонтьев)

«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль

ритм истории». (Р. Дарендорф)

«Личность – это человек как носитель сознания» (К.К. Платонов)

«Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению

к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А.Н. Леонтьев)

«Люди рождаются только с чистой природой, лишь потом отцы делают их иудеями,

христианами или огнепоклонниками». (Саади)

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

«Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства.

Национализм больших народов есть империалистическая экспансия». (Н. Бердяев)

«Нация - это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый

характер». (О. Пауэр)

«Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой». (И.Шерр)

«Никакая нация не может достичь процветания, пока не осознает, что пахать поле –

такое же достойное занятие, как писать поэму» (В. Букер)

«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал

другого» (Сенека)

«Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено

вперед, а не назад». (Н. Бердяев)

«Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».

«Семья - один из шедевров природы». (Дж. Сантаяна)

«Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Т. Белинский)

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-

своему" Л. Толстой.

«Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно

исчезнуть». Ф.М. Достоевский

“Семья более священна, чем государство”. Папа Пий XI

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).

«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-

Ж. Руссо)

«Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не

совершают неразумных действий" (Т. Ойзерман)

«Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой)

«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в

человека». (А. Пьерон)

Культура.

«Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и

предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе» (Н. В. Гоголь)

Автор данного высказывания хотел сказать, что письменные источники могут сгореть,

песни - умереть вместе с народом, а сооружения архитектуры могут стоять вечно.

Одним из видов искусства является архитектура - искусство строить и украшать здания.

Это особый вид искусства, т.к. творениями зодчих не только любуются, в них проходит

vk.com/examinoexamino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

наша жизнь. За многие годы своего существования люди создали сотни тысяч построек: от

глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, связанные с религией — храмы и

гробницы. Они хорошо сохранились, потому что для своих богов, фараонов, правителей

люди строили здания из самого прочного материала, прилагая всевозможные усилия.

Каждая эпоха истории характеризуется своей архитектурой. Мы никогда не спутаем

египетские пирамиды с усыпальницей Тамерлана в Самарканде.

Давно исчезли те народы, которые строили их, давно забылась история этих наций, но

произведения архитектуры остались. Именно они доносят до нас особенности развития

той или иной народности. С помощью таких построек мы пытаемся восстановить ход

событий, происходивших в те далекие времена, и постепенно, анализируя и собирая все

факты воедино, с уверенностью можем рассказать о народе, создавшем такие

великолепные постройки.

Кроме памятников архитектуры у различных народов существует свое устное народное

творчество: мифы, легенды, сказания, которые отражают быт, нравы, обычаи их народа.

Но бывает так, что эти предания стираются из памяти предков, забываются. Возможно,

потому, что не было письменности, или сегодня она не расшифрована. Например, всем

известна цивилизация инков, возникшая в X веке до н.э. Во времена своего

существования инки построили в своей стране прекрасные дороги, дворцы. У них

существовало узелковое письмо, которое до сих пор не расшифровано. Об этом народе

мы узнаем из записей захватчиков и архитектурных сооружений инков.

Я не полностью согласна с мнением автора, так как немало сооружений прошлого на

сегодняшний день разрушены или не сохранились, но память о них осталась в мифах.

Пример тому - семь чудес света, среди которых сохранились только египетские

пирамиды, но легенды о них переходят из поколения в поколение. Даже улицы Чебоксар

воссоздают летопись истории города. Введенский собор рассказывает о XVII в., Успенская

церковь - о XVIII в., особняк Ефремова о XIX в. Когда-то наши потомки будут судить о

нашем времени по сооружениям, которые только строятся.

«Искусство - диалог, в котором собеседник молчит». (Г.Ландау)

В данном выражении имеется сочетание «искусство - диалог». Диалог является одной

из форм общения Таким образом получается, что искусство - это общение. То есть автор

хотел указать, что произведения искусства наталкивают нас на разговор с автором, на

выражение своих чувств, эмоций, мыслей. Действительно ли это так? Искусство - это

специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности. Рисуя

картину или рассматривая ее в картинной галерее, мы общаемся с воображаемым

партнером. И это общение может нас утешить, дать нам какие-то знания, воспитать нас,

принести нам наслаждение.

Мы видим, что функции искусства во многом схожи с функциями общения. Например,

в стрессовой ситуации человек может позвонить другу и рассказать ему о всех своих

проблемах. А может просто послушать успокаивающую музыку или выплеснуть весь свой

гнев, как это делают многие художники, на бумагу, нарисовав что-либо. В обоих случаях

эффект будет одним и тем же. Искусство подобно умному, понимающему человеку, с

которым приятно пообщаться, потому что это несет человеку наслаждение. Ведь не

просто так люди едут за границу, чтоб посетить Лувр или проходят сотни комнат

Эрмитажа.

Творчество является неотъемлемой частью искусства, позволяет человеку создать свой

вымышленный мир, где происходит его общение с созданным художественным образом.

Этот художественный образ станет участником диалога с другими людьми, которые будут

оценивать эту картину. Использование произведений искусства на разных уроках в школе

vk.com/examinoexamino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

делает обучение более легким, т.к. ученик получает знания не только в ходе общения с

учителем, но и в ходе общения с художественными образами. Поэтому я считаю, что

автор прав. Истинные произведения вызывают зрителя на мысленный диалог с автором.

«Культура - лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». (Ф. Ницше)

Я глубоко не согласен с данным высказыванием немецкого философа XIX века Ф.

Ницше. Данное высказывание принижает значение культуры для человечества. По Ницше

инстинктивное, бессознательное в человеке занимает большую часть, а культура - это что-

то поверхностное, ведь кожуру яблока легко разрушить даже булавкой. Так что же такое

культура? В самом широком значении культура — это все виды материальной и духовной

преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты. Т. е.

культура — это все, что создано человечеством - от примитивного каменного топора до

симфоний Шнитке.

По известному выражению, культура есть мера человеческого в человеке. Т.е. без

культуры человек - просто животное, относящееся к роду Homo sapiens. Культура

биологически не наследуется, а передается из поколения в поколение с помощью

определенных знаковых систем (языка, письменности и т. д.), а также путем обучения и

подражания. Культура глубоко пронизывает все сферы жизни человека, что никак не

согласовывается с функцией тоненькой яблочной кожуры.

Давайте в качестве доказательства представим себе, что произойдет, если в одно

непрекрасное утро исчезнут все проявления культуры: вы проснетесь на сырой земле

голым и даже не сможете возмутиться, т. к. членораздельная речь тоже исчезнет,

завтракать вам придется корешками растений, и неизвестно, догадаетесь ли вы взять

палку-копалку, ведь трудовые навыки тоже исчезнут. О том, что это не фантастика

свидетельствуют, примеры детей - «маугли», ведь культура передается в процессе

воспитания и социализации. В одном можно согласиться с Ницше - культура сдерживает

наши животные инстинкты, но это все-таки не кожура, а вся структура, костяк нашей

цивилизации.

«Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого, и музыканту - в

изображении невидимого». (Леонардо да Винчи)

И поэт, и художник, и музыкант являются творцами искусства. Мы знаем, что искусство

- особый способ познания и отражения действительности посредством художественных

образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной

удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. В качестве объектов

эстетической реакции человека на отражающую действительность выступают

произведение искусства литературы, музыки, живописи и т. д. Однако Леонардо да Винчи

считает, что искусство поэзии ниже живописи и музыки. Возможно, он так думал, потому

что сам был живописцем. И ему менее понятны были принципы литературного искусства.

Но я с ним не согласна.

Создание совершенного, высокохудожественного произведения искусства в большей

мере зависит от творческих дарований его автора. Поэты, художники, музыканты

посредством создания произведений искусства реализуют такой вид познавательной

деятельности людей, как художественное познание. Но каждое из произведений

передано по-своему: своим языком искусства, своим способом. Поэт передает при

помощи слова те события, чувства, переживания, размышления, которые имели место в

его жизни, в природе, в мире. Поэт может допустить художественный вымысел.

Например, такие поэты как А.С. Пушкин, Тютчев, Бунин и другие многие свои

произведения посвятили описанию природы.

vk.com/examinoexamino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

Что касается художника, он действительно передает при помощи красок и цвета

видимые явления, может их копировать, восстанавливать по памяти. Например,

известные пейзажисты И. Левитан, В. Шишкин, И. Репин посвятили свои картины

изображению действительности природы.

Музыкант при помощи звуков выражает также и видимые, и невидимые явления.

Например, услышав великолепное пение птиц, журчание воды, шелест листьев,

Чайковский сразу же воспроизвел эти явления в своем музыкальном произведении

«Времена года».

Но все они воспроизводили действительную картину окружающего нас мира.

Огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и

фантазия познающего.

Язык искусства доступен каждому, но каждому близко то, что он больше понимает. Что

касается меня, мне по душе произведения художественной литературы. Все дело в том,

что каждому виду искусства присущ свой специфический способ воспроизведения

действительности. У каждого человека свои способности к восприятию разных видов

искусств.

Но и поэт, и художник, и музыкант позволяют нам лучше познать мир - и видимый и

невидимый.

«Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». А. Шопенгауэр.

Что такое мораль? И почему согласно Шопенгауэру обосновать ее трудно?

Мораль – это часть духовности, форма общественного сознания, это система норм,

регулирующих поведение людей, основанная на общепринятых представлениях о добре

и зле. Но категории добра и зла очень расплывчаты и когда дело доходит до моральной

оценки, то начинаются сложности. Попробуем разобраться почему.

Чтобы понять сущность морали, сравним ее с другим регулятором человеческих

отношений – правом. Мораль, как и право, нормативна по своей природе, но отличается

от права своим содержательным, неформальным характером. Моральные предписания,

нормы и принципы не всегда имеют четко фиксированный характер. Мораль обращена к

человеку как к личности, который может контролировать свои поступки, и которому не

чужды понятия совесть, долг, ответственность. Однако, за человеком всегда остается

право выбора как поступить.

В настоящее время во многих странах законом разрешены аборты. То есть на женщину

ложится огромная моральная ответственность – сохранить ли будущего ребенка или

прервать нить его жизни. С точки зрения закона эти действия не будут являться

убийством. А с точки зрения морали аборт это неправильно и общественное мнение

отрицательно относится к такому решению. Но если женщина не может обеспечить

будущего ребенка, если она смертельно больна – как тогда оценить ее действия с точки

рения морали? Больше вопросов, чем ответов.

Мораль регулируется не только за счет самоконтроля, но и с внешней стороны. То есть

общество в целом следит, регулирует и дает оценку действиям конкретного индивида.

В годы Великой Отечественной войны Сталин издал приказ: «Ни шагу назад!», который

заведомо обрекал людей на смерть. Таким способом, он хотел спасти страну и весь мир

от фашизма. Возможно, в той сложной, трагической для страны ситуации поступить по-

другому было невозможно.

Тем не менее, историки до сих пор спорят о том, не слишком ли высокая цена была

заплачена за победу.

vk.com/examinoexamino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

В этом и заключается исключительность морали – невозможность ее четко обосновать.

Для каждого отдельного индивида и времени, когда он живет, есть свое понятие морали,

нравственности.

Учитывая все выше сказанное, я полностью согласна с Шопенгауэром по данной теме.

Мораль – это нечто объемное, это социальный регулятор жизни, очень гибкий и

неподвластный перу. Как говорил Карл Маркс «Моральную силу невозможно создать

параграфами закона». В этом правиле слишком много исключений, на мой взгляд.

«У искусства есть враг, имя которому - невежество». (Д. Кеннеди)

Эссе №1

Автор считает, что незнание, не способность разбираться в чем-либо, а тем более в

искусстве может принести огромный вред искусству. И мы можем с этим согласиться.

Невежество происходит от слова «ведать» (знать). Невежи - люди, ничего не знающие.

На протяжении многих веков в языке бытует эта фраза. Именно невежество, т.е. полное

отсутствие знаний в этой области, мешало развитию искусства, тем более, когда невежи

находились у власти. Понимание искусства сложно. Так, искусство - это специфическая

форма сознания и деятельности людей, отражающая мир в художественных образах. Для

него характерны наглядность и образность, специфические способы воспроизведения

действительности, фантазия и воображение. А это дается не всем. Не каждый может

понять смысл того или иного произведения искусства.

Не секрет, что многие деятели искусств умерли в нищете из-за невеж, ведь из-за них

произведения часто не доходили до общества. Например, многие фильмы до

«перестройки» пролежали на полках архивов Госкино, т.к. были запрещены цензурой.

Или в итоге греко-римской войны из Греции были вывезены многие произведения

искусств, но они ценились не по мере гениальности создания, а по мере ценности

материала, из которого были сделаны. И вновь история как фарс повторяется дважды:

при захвате Рима вандалы переплавляли золотые скульптуры в слитки. Можно до

бесконечности приводить примеры, когда из-за невежества погибает то, что накоплено

веками и что является бесценным. Следовательно, искусство будет развиваться лишь

тогда, когда у него больше будет ценителей.

Эссе №2

Что такое искусство? У этого слова несколько значений. Искусством называют

воспроизведение действительности в художественных образах; умение, мастерство,

знание дела - например, искусство вязания; само дело - например, военное искусство.

Пожалуй, чаще всего мы подразумеваем под искусством художественное творчество,

направленное на создание чего-либо нового, оригинального, непохожего на то, что туже

создано другими. Искусство очень обширно: оно включает в себя архитектуру, живопись,

театр, и т.д. Нам известно немало произведений искусств, пришедших к нам с

незапамятных времен: поэмы Гомера, творчество Леонардо да Винчи. Каждая эпоха

рождала все новые и новые творения, которые нельзя ни с чем сравнить.

А как создаются шедевры искусства? Огромную роль играет любовь художника к

жизни, к искусству, вдохновение. Автор создает свои произведения в муках творчества,

часто в нищете, пытаясь правдиво передать мгновения жизни, свои мечты о гармонии

мира, о единстве человека и природы. Но, к сожалению, во все времена существовала и

такая черта, как невежество, т.е. отсутствие знаний, некультурность. Прежде всего, она

заключалась в отрицании очевидных культурных ценностей, полном презрении к ним.

Например, во время Октябрьской революции и гражданской войны уничтожалось

много памятников культуры, посвященных царям, государственным деятелям, церкви.

vk.com/examinoexamino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

Невежественный народ не понимал, что это произведения искусства, он думал, что

избавляется от буржуазных атрибутов. А во время инквизиции в XII-XVII в.в. в Европе было

сожжено огромное количество картин и научных книг (проявление невежества

католической церкви). Невежество нанесло непоправимый вред, потому что взгляды

невежественного человека были загнаны в религиозные, бытовые рамки. Подводя итог,

хочу согласиться с мнением автора и добавить, что разрешить проблему невежества

возможно путем приобщения к духовным ценностям, развитием личности.

«Цивилизация есть стадия умирания культуры». (О. Шпенглер)

Развитие культуры и цивилизации неразрывно связаны: вне духовных ценностей,

созданных в процессе культурной деятельности людей, не может сложиться и

цивилизационная общность.

Некоторые исследователи полностью отождествляют культуру и цивилизацию. Такая

точка зрения зародилась еще в эпоху Просвещения, когда Вольтер, Тюрго рассматривали

культуру прежде всего как развитие разума. При этом «культурность»,

«цивилизованность» нации или страны противопоставлялось «дикости» и «варварству»

первобытных народов.

Однако немецкий философ О. Шпенглер придерживался другой точки зрения. Он

считал, что культура—это вместилище всего лучшего в человеке, а цивилизация

связывается только со стандартизированным массовым производством. По Шпенглеру

цивилизация — высшая стадия культуры, на которой происходит ее окончательный

упадок, а культура - это цивилизация, не достигшая своей зрелости и не обеспечившая

своего роста.

Шпенглер выделил восемь культур. Каждая из них проходит за период своего

существования ряд стадий и, умирая, превращается в цивилизацию. По его мнению,

переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний;

подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Таким

образом, О. Шпенглер отрицая взаимосвязь и преемственность в развитии культуры.

Однако я с мнением Шпенглера не согласна. Свою работу 1913 года Шпенглер назвал

«Закат Европы». Тем не менее, за последний век европейская цивилизация не только не

погибла, но ступила на более высокий уровень развития. Я считаю, что с точки зрения

науки не стоит отождествлять культуру и цивилизацию. Мне больше нравится

высказывание Н. Рериха о том, что культура - это душа, это ядро цивилизации, духовные

ценности, а цивилизация - это тело, те какие-то технологические рамки, в которых живет

душа.

Приведем аргументы. Ни одна цивилизация не может существовать без культуры, как

тело не может существовать без души. Когда душа покидает тело, оно умирает. Поэтому,

точнее сказать, когда умирает культура, умирает и цивилизация.

Приведем примеры. Когда в древнеримской цивилизации в качестве государственной

религии было принято христианство, которое противоречило римской культуре, римская

цивилизация погибла. Когда коммунистическую идеологию СССР попытались заменить на

либеральную, Советский Союз распался.

Таким образом, культура и цивилизация, по моему мнению, - понятия несколько

различающиеся, но тесно взаимосвязанные. С парадоксальной точкой зрения Шпенглера

согласиться нельзя.

Философия.

«Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас)

vk.com/examinoexamino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

В основе существования вселенной лежит принцип конфликта, именно он заставляет

изменяться мир вокруг, заставляет его существовать, гореть и потухать, поэтому главным

источником существования, был огонь. Миру всегда присуща критическая

двойственность, антагонизм форм. Этот антагонизм - как приводные ремни мотора,

заставляют мир существовать из небытия и статичности. Вечный источник жизни – Бог.

Необходимость, которая определяет жизнь - судьба. Иными словами, утверждение, что в

основе существования лежат позднейшие принципы законов диалектики. Борьба – это

единство противоположностей. Без борьбы - нет прогресса. Что такое прогресс? В этом

вся суть вопроса.

Прогресс – это направление развития от низшего к высшему, поступательное движение

вперед, к лучшему. Мы заочно связываем слово прогресс с качественным улучшением, в

какой либо области существования. Если исходить из данной формулировки, прогресс как

любое движение из точки А в точку Б, должен сменить положение статичность или

перемещение и получить импульс. В данном случае, по мнению Дугласа, этот импульс

развития - борьба.

Итак, качественные изменения - следствие борьбы. Отсюда следует, что любое

развитие зависит от внутренних изменений. Закон диалектики – это взаимный переход

количества в качества. Мы видим два закона диалектики, которые содержат взаимосвязь.

Без борьбы - нет прогресса. Следовательно: прогресс рождается из борьбы.

«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов».

(Ж.-Ж. Руссо)

Я думаю, что автор хотел указать значение игровой деятельности в жизни человека,

отметить, что игра в жизни человека занимает важное место. В процессе игровой

деятельности человек может овладеть новыми знаниями. И я с этим совершенно

согласна.

Мудрецами не рождаются, мудрецами становятся в ходе активной деятельности.

Известно, что деятельность - это специфически человеческая форма взаимодействия с

окружающим миром. Любой из нас - и мудрец, и шалун — в процессе деятельности

познает мир, создает необходимые для собственного существования условия, духовные

продукты, а также формирует самого себя (свою волю, характер, способности). Таким

образом, шалун через характерную для него активную деятельность познает мир и делает

соответствующие выводы для себя. Шалит, значит, играет.

Мне понравились слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет

только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком

лишь тогда, когда играет». Действительно, игры сопровождают человека, на протяжении

всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло,

теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой деятельности ребенок не только

познает мир, но и учится трудовым навыкам. Так моя сестренка очень любит плескаться в

тазике и стирать белье вместе с мамой и позже ей это поможет в жизни. В ходе игры

человек учится общаться. Так, играя в «дочки - матери», дети усваивают социальные роли

матери и ребенка. И главное — в игре всегда присутствует творчество как создание чего-

то нового (ведь скучно повторять дважды одну игру), а творческая деятельность есть

высшее проявление человеческой сущности.

Таким образом, я считаю, нельзя наказывать за игры ребенка, а надо поддерживать

детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающее и тогда они станут

мудрецами.

vk.com/examinoexamino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

«Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость

воображения». (Д. Дьюи)

Вначале дадим определение науки. Наука—это систематизированные взгляды на

окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической

форме и основанные на научных исследованиях. Каким же образом происходят открытия

в науке? Чаще всего оно имеет следующую последовательность: гипотеза (выдвижение

версий), далее следует либо эксперимент, либо теоретический уровень (математическое

моделирование или математические расчеты), затем формируется теория (закон науки,

который позволяет объяснить и предсказать явления). Видимо Д. Дьюи имел в виду, что

если не будет выдвинута гипотеза, то и не будет выведено закона науки. И с этим я

абсолютно согласна.

Очень яркими, на мой взгляд, примерами дерзости являются утверждения Дж. Бруно,

Г. Галилея, что земля круглая, и она вертится. Это действительно было дерзостью в их

времена, расходилось с учением католической церкви о том, что земля плоская и вокруг

нее вертится Солнце. Каждого, кто сомневался, ждал костер инквизиции. Если

продолжить эту тему, то путешествия Магеллана тоже были дерзостью, желанием

доказать через кругосветное путешествие, что земля круглая. И он это сделал. Очень

многие открытия в географической науке были следствием великой дерзости

путешественников. Поэтому девиз «Дерзайте» всегда будет актуален, еще много в мире

неизведанного, неоткрытого.

«Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля. Они его

иногда топят, но без них он не может существовать» (Вольтер)

По моему мнению, высказывание Вольтера, известного поэта и философа, о том, что

эмоции и чувства играют немаловажную роль в жизни человека, верно и основано на

логических умозаключениях. Вольтер хотел сказать, что без эмоций человек просто не

может существовать, как личность, индивид. Лишь при тяжелых психических

заболеваниях все чувства могут пропасть, наступает апатия. У здорового человека апатии

как таковой не бывает.

Слово «эмоция» знакомо каждому. А вот его научное определение: эмоция – это

психический процесс, отражающий отношение человека к самому себе и окружающему

миру. Я читаю, и книга мне нравится или не нравится, я что-то делаю, и то, что я делаю,

мне нравится или нет, я вынужден с кем-то общаться, и тот, с кем я общаюсь, мне

нравится или не нравится. В то же время в каждой ситуации я доволен собой или

недоволен. Бывают, правда, такие моменты, когда мне все безразлично.

Когда мне что-то нравится, то возникает положительная эмоция, когда не нравится –

отрицательная. Если мне все безразлично, то становится скучно, а скука приводит к

раздражению, а это уже эмоция. Полное отсутствие эмоциональности является

признаком такого тяжелого психического заболевания, как шизофрения. Эмоции

возникают по разным причинам. Это и завершенное дело, и потеря друга, и лишение

каких-либо благ, и чтение книги и мн. др. Когда появляется эмоция, изменяется не только

внешний вид человека, но и деятельность внутренних органов, обменные процессы,

состояние нервной системы.

Человек запрограммирован на счастье. Он обязан быть счастливым, если хочет быть

здоровым, активным и долго жить. По этому поводу можно провести сравнение человека

с автомобилем. Человек, не имеющий соответствующей эмоциональной пищи, как

автомобиль, который заправляется не тем горючим, быстро изнашивается, двигается с

медленной скоростью по жизни, его часто приходится «ремонтировать» во время

многочисленных болезней.

vk.com/examinoexamino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

А для чего нужны отрицательные эмоции? Если их не чрезмерно много, они

стимулируют нас, заставляя искать новые решения, подходы, методы. Ведь

отрицательные эмоции возникают тогда, когда наша деятельность не дает нужных

результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что любая эмоция играет определённую для

неё роль и не может игнорироваться со стороны человека, как ничего не значащая. Что –

же касается меня, то с мнением Вольтера я согласен и считаю, что человека без эмоций

можно уподобить выжженной пустыне, ибо по сути он таковым и является.

«Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней».

(А. Пуанкаре)

Эссе №1

Наука является одной из форм духовной культуры. Увеличение, дальнейшее

совершенствование научных знаний во многом определяет развитие материального

производства, социально-экономических отношений и духовной жизни, то есть всех сфер

общественной жизни. Причем роль научных знаний постоянно возрастает.

Что такое наука? Наукой принято называть теоретически систематизированные взгляды

на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-

логической форме и основанные на научных исследованиях. Наука — это система знаний

о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль

таких знаний. Уже в самом определении термина «наука» говорится о систематизации

знаний. Суммой фактов можно назвать хронику событий, но никак не науку, т.к. это

противоречит принципу вытекания одного из другого, упорядоченности знаний. Если

допустить обратное, получается абсурд. Примером является утверждение, что здание -

это груда камней. Я считаю, что автор проводит параллель, чтобы более доступно

раскрыть значение науки.

Цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений

действительности. Для научного познания характерно стремление к объективности. Но

главное - это системность научных знаний. Приведем такой аргумент: когда в 5-7 классах

мы изучали математику, ботанику, физику, казалось, каждая наука существует сама по

себе. Но в 11 классе все науки стали сливаться, знания по математике стали помогать в

физике, физические знания — в химии, химические — в биологии и т. д. Каждый кирпичик

стоит на свои месте, и появляется целое здание — научная картина мира.

Я считаю правильным утверждение Анри Пуанкаре, поскольку приводимые факты

нужно еще обобщить, объединить в стройную систему, как и груду камней. Ученые не

просто собирают факты. Они сравнивают их, выявляют общие признаки и отличия и на

основании этого систематизируют полученные знания. Подобным образом шведский

натуралист Карл Линней на основе сходства по некоторым наиболее заметным признакам

классифицировал организмы по видам, родам, классом. Англичанин Томас Юнг дал

объяснение явления дифракции. Можно приводить множество примеров и из других

областей науки. Но везде слова Пуанкаре будут находить только подтверждение.

Эссе №2

Очень интересно высказывание Анри Пуанкаре. Он сравнивает здание и науку.

Казалось бы, что общего у них может быть. Наука является одной из форм духовной

культуры общества, а ее развитие – важнейший фактор обновления всех основных сфер

жизнедеятельности человека. Цель науки - описание, объяснение и предсказание

процессов и явлений действительности, т.е. ее теоретическое отражение. Язык науки

vk.com/examinoexamino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей четкостью и

строгостью.

Наука - это мышление в понятиях. Научные знания необходимы в нашей жизни. Даже в

античные времена научные достижения, хотя и были ограничены, но уже тогда многие из

них использовались в земледелии, строительстве, торговле, искусстве.

Действительно, для подготовки к строительству дома необходимо приобрести

строительные материалы. Но дом сам собой не построится, для этого нужно приложить

усилия: заложить фундамент, воздвигнуть стены и т. д. В науке мало знать факты, их

необходимо объяснить. Возьмем такой пример. В науке известны такие открытия, как

паровой двигатель. Данное открытие не осталось в истории просто фактом, а получило

дальнейшее развитие. Физика обобщила этот богатый опыт, и появился раздел

«классическая термодинамика».

В науке выделяют два пути развития: постепенный и через научные революции.

Строительство дома схоже с первым путем развитием науки, ведь дом не может быть

построен, если не будет последовательности. Так, Герц открыл электромагнитные волны,

а русский ученый Попов на их основе изобрел радио. Таким образом, как здание

воздвигается, опираясь на фундамент, а далее ложится камень на камень, так и в науке -

сделав научные открытия, ученые стараются доказать их научную ценность через

практическую деятельность. И я полностью согласна с этим утверждением.

«Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов» (И. Ньютон)

Эти слова сложно было бы понять, не зная их автора. Но зная, что автором этого

высказывания является Ньютон, один из самых выдающихся ученых человечества, мы

можем понять их смысл. Я думаю, «гигантами», на плечах которых стоял Ньютон, были

ученые-предшественники, а также полученное образование. Образование - это

целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений, навыков

либо их совершенствование. Ньютон был выдающимся физиком, механиком, астрономом

и математиком. Именно знания, которыми обладал Ньютон, позволили ему видеть

дальше других и открыть свои законы в физике, математике и астрономии. Он должен

был усвоить знания, которые были известны до него. Эти знания послужили лестницей к

плечам гигантов. Этой лестницей для Ньютона послужил Кембриджский университет, где

он получил основное образование. Большую роль сыграло и самообразование.

Полученные в университете знания об открытиях Коперника, Галилея, Декарта,

Гюйгенса были позже уточнены и обоснованы Ньютоном. Закон о всемирном тяготении

обосновал геоцентрическую систему мира Коперника, а три закона Ньютона завершили

труды Галилея, Декарта, Гюйгенса и других физиков. Вряд ли Ньютон смог открыть эти

законы, будучи незнаком с учениями предшественников. Это говорит об одной из

моделей развития науки: модели постепенного развития. Сущность модели выражена в

утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого

должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников. И

каждый из нас способен взобраться на плечи гигантов и увидеть дальше других. Ведь

окружающий мир не познан до конца. И приблизиться к полному познанию мира можно,

лишь получив образование и применив полученные знания для создания собственных

научных теорий, которые могут стать достоянием всего человечества.

«Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком

примитивны, чтобы ею пользоваться» (Карл Краус)

Высказывание Карла Крауса, австрийского писателя, о том, что «мы были достаточно

цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею

vk.com/examinoexamino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

пользоваться», верно, и сохраняет свою актуальность в нынешнее время, поскольку

сейчас, как никогда встаёт вопрос о взаимодействии человека и техники, природы и

цивилизации.

Научно-техническая революция выдвинула на передний план проблему применения

техники нового типа. Следует отметить, что развитие техники шло не только по пути ее

усложнения, но также и в направлении повышения ее качества и надежности работы. Все

те преимущества, которые были достигнуты благодаря техническому

усовершенствованию машин, практически часто сводились на нет неточными,

несвоевременными действиями человека. А всё потому, что эта техника делала

возможным решение принципиально новых задач, но при этом создавала для человека

совершенно новые условия труда. Присущие новой технике сложные процессы,

требовали от человека такой скорости восприятия и переработки информации, которая в

некоторых случаях превышала его возможности. Если к тому же учесть, что подобные

задачи приходилось решать в необычных или экстремальных условиях (например, на

самолете в условиях перегрузки, недостатка кислорода и пр.), в условиях высокой

ответственности за успех работы (например, на производстве, где цена ошибки очень

высока), то станет очевидным, сколь существенно изменились условия

жизнедеятельности человека за последние десятилетия.

Всё больше и больше природа становится объектом технологической эксплуатации,

она утрачивает священный характер. Укрепляется идея, высказанная Бэконом: «Знание –

сила». Однако далеко не всё, что изобрёл человек пошло ему на пользу. К примеру,

открытие ядерной энергии позволило людям сберегать природные ресурсы и в то же

время стало причиной массовых разрушений и смертей. В результате это, вроде - бы

мирное открытие породило такую глобальную проблему, как опасность мировой ракетно-

ядерной войны.

С высказыванием Карла Крауса я полностью согласен и делаю вывод, что причиной

низкой эффективности новой техники являлся не человек, который своими ошибками

препятствовал ее успешному применению, а сама техника, которая была создана без

учета психофизиологических возможностей управляющего ею человека и фактически

провоцировала его ошибки. Это лишний раз доказывает, что человек слишком

примитивен, чтобы в полной мере использовать созданную им - же технику.

"Наши взгляды как часы - все показывают разное время, но каждый верит только

свои".

Я согласна с данным высказыванием. Действительно, неотъемлемая черта каждого

индивида, приобретшего характерные черты и ставшего индивидуальностью – это свое

собственное мировоззрение.

Вообще, мировоззрение – это одно из основных философских понятий,

представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок

и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности. У каждого это

отношение свое.

К сожалению, многие люди очень упрямы и им сложно понять взгляды другого

человека. В современном мире опасно доверяться людям, поэтому, как сказал автор

высказывания А. Поп, все взгляды «как наши часы, показывают разное время, но каждый

верит только своим». И я считаю, что это правильно. Я сама лично не раз становилась

свидетелем того, как люди по глупой доверчивости совершали большие ошибки и

попадали в неприятные ситуации.

В литературе можно увидеть немало примеров, когда взгляды людей расходились

довольно серьезно. К примеру, известного поэта Маяковского поначалу отрицали многие

vk.com/examinoexamino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

современники, на их взгляд, этот поэт писал неправильные стихи. Однако Маяковский

никого не слушал и писал такие стихи, какие он хотел. Итог мы знаем – знаменитые стихи

этого поэта любят тысячи людей до сих пор.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что взгляды людей действительно

отличаются – у каждого человека они свои. И нужно четко понимать, когда нужно

прислушиваться к окружающим, а когда нужно прислушаться к себе и идти по своему

пути.

Не в том дело, что способности человека проявляются в деятельности, а в том, что

они в ней создаются. (Б. Теплов)

Данное высказывание связано с проблемой развития человеческих способностей. Эта

проблема важна для обществознания в целом, так как от развития человека зависит

дальнейшее развитие общества. Б. Теплов считает, что в деятельности способности не

только проявляются, но и зарождаются, формируются. Я согласна с мнением автора,

потому что без постоянного совершенствования способности человека могут сойти на нет.

Под способностями человека понимают его природную одаренность в чем-либо.

Существуют такие уровни способностей, как задатки, способность, талант и гениальность.

Развить задатки в способность, а затем – в талант человек может только в деятельности, т.

е. в форме социальной активности, направленной на преобразование действительности.

При этом, чтобы добиться больших успехов в чем-либо, нужно быть достаточно

трудолюбивым и целеустремленным. Так, герой романа Джека Лондона «Мартин Иден»,

добиваясь любви девушки и положения в обществе, совершенствуя свой литературный

дар, добился признания и стал известным писателем.

Мой кумир, художественная гимнастка Алина Кабаева, также стала талантливой

благодаря упорным тренировкам и работой над собой.

Таким образом, можно сделать вывод, что способности человека требуют постоянного

развития, а развивать их можно только в деятельности.

«Объявить себя гением легче всего по радио». Дон Аминадо

Радио в 19 веке стало первым шагом к появлению массовой культуры.

Радио, телевидение, пресса, Интернет – продукты информационной эпохи, которые

состоят на службе массовой культуры сегодня. Именно в постиндустриальном обществе

возможно искусственное создание кумиров литературы, поп-музыки, кино и т.д., так

называемые «фабрики звезд». Зачастую звездами подобного рода становятся люди, не

обладающие должными способностями в реальности. Об их мнимой талантливости

трезвонят радио, телевидение, пресса, Интернет.

Так, за короткий промежуток времени огромные массы людей вдруг узнают имена и

фамилии людей, находившихся ранее в неизвестности. В таких случаях говорят: «Он

проснулся знаменитым». Вот более позитивный пример влияния СМИ на сознание

общества: чтобы Александра Исаевича Солженицына признали классиком русской

литературы, ему пришлось пройти длинный путь непризнания и гонений равный почти 90

годам жизни, а о талантливом писателе Евгении Гришковце сообщили СМИ, и его имя

стало широко известным в короткий строк. Через сколько лет мы бы узнали поэта и барда

Владимира Высоцкого, если бы не «магнитофонная революция» в СССР 70-х годов.

Согласимся с мнением русского поэта 20 века Д. Аминадо, что сообщить человечеству,

что кто-то гений легче всего по радио, но является ли человек гением на самом деле,

выяснится через много-много лет, когда будет осмыслен вклад данной личности в

развитие общества.

vk.com/examinoexamino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

«Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое». Л.Левинсон.

Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука, техника,

человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что

человеческое общество прогрессирует. От первобытного стада мы пришли к государству,

от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше человек не мог

объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту

он уже освоил космос. Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с точкой зрения

Л. Левинсона на прогресс как на циклическое движение. На мой взгляд, такое понимание

истории означает топтание на месте без продвижения вперед, постоянное повторение.

Время никогда не повернётся вспять, какие бы факторы ни способствовали регрессу.

Человек всегда решит любую проблему и не допустит вымирания своего рода.

Конечно, в истории всегда были подъёмы и спады, и поэтому я считаю, что график

человеческого прогресса – это стремящаяся вверх ломаная линия, в которой подъёмы

преобладают по величине над спадами, но никак не прямая или круг. В этом можно

убедиться, вспомнив некоторые исторические или жизненные факты.

В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны. К примеру, Русь

начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в

своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы

отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь

встала на ноги и продолжала двигаться вперед.

Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как

диктатура. В условиях отсутствия свободы общество не может прогрессировать, человек

из мыслящего существа превращается в орудие в руках диктатора. Это видно на примере

фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический

прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти.

В-третьих, как ни странно, но иногда спады в развитии общества происходят по вине

самого человека, т.е. связаны с научно-техническим прогрессом. Многие люди сейчас

предпочитают общение с машинами человеческому общению. В результате уровень

гуманности падает. Изобретение ядерных реакторов – это, конечно, великое открытие,

позволяющее сберегать природные энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было создано и

ядерное оружие, которое принесло неисчислимые беды людям и природе. Пример тому

– ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв в Чернобыле. Но все же

человечество одумалось, осознав реальную угрозу такого оружия: во многих странах

сейчас действует мораторий на производство ядерного оружия.

Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и

преобладание в истории положительных действий людей над их ошибками. Очевидно

также и то, что общественный прогресс – это не бесконечное движение по кругу, что, в

принципе, не может считаться прогрессом, а движение вперёд и только вперёд.

ПОЛИТИКА.

«В нынешние времена – все политика» (С. Къеркегор)

С. Къеркегор поднимает проблему политизации всех сторон жизни человека не только

в отдельно взятой стране, но и в мире. Что же такое политика? Политика – это искусство

управлять обществом. Управлять при помощи чего? При помощи власти, для оказания

влияние есть все условия. Это политические организации, партии, чиновничий аппарат,

политические отношения, политическая идеология и все это направлено на организацию

жизнедеятельности.

При демократическом режиме – государство, являясь главным политическим

институтом, который осуществляет власть от имени народа, принимает законы, кодексы и

vk.com/examinoexamino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

другие документы по которым живет страна. Например, подошел пенсионный возраст

человеку, он оформляется по закону о пенсионном обеспечении, желает человек вступить

в брак - действует Семейный кодекс.

На международной арене сегодня проходят процессы глобализации. Есть так же

международный порядок взаимоотношений, который называется геополитикой.

Геополитическое устройство мира строится на принципах однополярности или

многополярности. Международная политика, как предложил Дмитрий Медведев на

саммите в Нью-Йорке, должна строиться на многополярности, т.е. взаимоуважении, с

учетом интересов стран, а не диктата, какой-то одной страны. Сегодня на мировой арене

действуют такие международные организации как МВФ, ООН, ОПЕК, МККК, ВТО и другие