Вопрос №7. Культура и техника

Бердяев противопоставил культуру и технику в книги «Человек и машина». По мнению Бердяева, техника – последняя любовь человека. Всё, что происходит с миром, питает эту новую веру человека. Технику он понимает в 2-х смыслах: Techne (греч.) «индустрия», «искусство»; Technaka (греч.) «фабриковать», «создавать с искусством».

60-е – 70-е годы 20 века. Особое направление в философской мысли – философия техники. Техника изначально обеспечивает материальное производство, стала занимать ключевые позиции во всех сферах человеческой деятельности. Формирует особый тип мышления – техническая рациональность (ориентация на прагматику). Смена мировоззрения – наука сменяется техническим.

Маркузе. «Если техника становится универсальной формулой деятельности → она определяет границы в целом. Возникают: 1) Техницизм и технократизм. 2) Антитехницизм.

1). Исходный принцип: определение реальности в социальном и культурном развитии человека. Технологический детерминизм. Его аспекты – Техника автономна, самостоятельна, имеет собственную логику развития.

2). Развитие техники – прогресс. Технический прогресс – единственно возможный прогресс в современном мире.

3). Техническое творчество. Единственный возможный вид творчества в современную эпоху. Наука становится прикладной. Технические открытия. Сферы деятельности, недостающие до техники, устаревают морально. Концепция отстающей культуры – не успевает за техникой.

4). Техника диктует конечную цель любого познавательного процесса. Наука зависит от ближайшего прагматического результата. Роль прикладной науки увеличивается, роль фундаментальной науки – сокращается. Главной ценностью культуры становится прагматика.

5). Всё вышеперечисленное имеет влияние на науку. Необходимо образовывать человека так, чтобы он мог ориентироваться в технической среде.

6). В рамках философской техники формируется концепция технократии – формы власти. Благодаря технике достигаются социальные благополучия. Конец 20 века – власть экспертов (гуманитарий допускается).

В искусстве – футуризм. Родоначальник Томас Маринетти «Технический манифест футуристской культуры».Наступает мир техники. Задача искусства – найти новый психологический ресурс – моторная культура прислушивается к звукам машин.Сюрреализм. Основатель Сальвадор Дали – «Поэзия стандарта». Техника создает однотипные вещи – поэтика. Музеи – места, где гниют трупы. Культура засорена.

1). Презирать сооружения старше 20 лет.

2). Убеждать, что железо-бетонные существа на самом деле.

3) Убеждать существование электричества.

4). Убеждать, что смена белья и унитаз – гигиена.

5). Облик вещей должен быть чистым.

6). Использовать новинки современного мира.

7). Художник – препятствие цивилизации.

Кинетическое искусство – искусство движущихся моторов. Установка этого искусства – меньше субъективности, никаких эмоций. Архитеркутрный дизайн – современный пример технокультуры. Баухауз – высшая школа строительства и художественного конструирования. Итог. В середине 20 века – новое направление философии – философия техники. Рассматриваются со знаком (+) и (-).

Шпенглер Культура и техника. XVII-XVIII начало. Наполеон – развитие. 2 взгляда: идеалисты, материалисты. Стадии развития: 1) рука, 2) язык, Кризисы ХХ века в плане техники. Закат Европ цивилизации.