Виды административных правонарушений, установленных законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Особенная часть региональных законов об административных правонарушениях структурирована на главы, в которых административные правонарушения объединены в зависимости от родового объекта противоправного посягательства.
В ряде случаев административные правонарушения объединены в рамках отдельных глав, которые соответствуют названиям отдельных глав особенной части КоАП РФ. К примеру, административные правонарушения: 1) посягающие на права граждан и здоровье населения; 2) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; 3) в области охраны окружающей среды и природопользования; 4) в области охраны собственности; 5) в области землепользования; 6) на транспорте; 7) в области предпринимательской деятельности; 8) посягающие на институты государственной власти; 9) против порядка управления.
В названиях отдельных глав отражена специфика регионального законотворчества. В зависимости от объекта противоправного посягательства в них объединены административные правонарушения: 1) в области благоустройства; 2) в жилищной сфере; 3) в области охраны и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного (муниципального) значения; 4) посягающие на институты местного самоуправления; 5) в области торговли; 6) в области дорожной деятельности, пользования областными автомобильными дорогами и деятельности в придорожной зоне; 7) в области автомобильных пассажирских перевозок на межмуниципальных и муниципальных маршрутах регулярного сообщения; 8) в области обращения с животными; 9) связанные со сбытом крепких спиртных напитков домашней выработки; 10) посягающие на общественную нравственность.
Региональные законы, в которых выделена глава «Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения», к числу таких правонарушений, к примеру, относят: 1) неправомерный отказ, уклонение от рассмотрения либо нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан; 2) нарушение прав граждан на получение общего образования; 3) нарушение порядка льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; 4) нарушение правил в области погребения и похоронного дела. Субъектами данных правонарушений являются юридические лица.
Нормативно-правовая регламентация в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности по региональным законам об административных правонарушениях представлена самыми различными административно наказуемыми деяниями. Они дополняют установленные КоАП РФ запреты и предписания, нарушение которых влечет административную ответственность.
К числу административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, практически все субъекты РФ относят «Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время».
Ночным временем в одних субъектах Российской Федерации (например, г. Москва) считается период с 22.00 до 6.00 часов; в других (например, Санкт-Петербург) - период с 23.00 до 7.00 часов.
К примеру, закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» от 31 мая 2010 года № 273-70 (в ред. от 16.07.10) к административно наказуемым действиям, которые повлекли нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах, относит:
- использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, временных (некапитальных) объектах потребительского рынка;
- крики, свист, пение и игру на музыкальных инструментах,
- использование пиротехнических средств (петард, ракетниц и других);
- производство ремонтных, разгрузочно-погрузочных работ,
- производство строительных работ.
Административная ответственность в указанных случаях не распространяется:
1) на действия юридических лиц и граждан, которые направлены на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством РФ;
2) на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении в установленном действующим законодательством порядке культурно-массовых и спортивных мероприятий;
3) на использование пиротехнических средств (петард, ракетниц и других) в период с 23 часов 31 декабря до 4 часов 1 января календарного года.
К защищаемым объектам в Санкт-Петербурге относятся «помещения больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских садов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов, квартиры многоквартирных домов, номера гостиниц и жилые помещения общежитий; подъезды, кабины лифтов, лестничные клетки и другие места общего пользования жилых домов, больниц и санаториев, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, гостиниц и общежитий, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; территории, на которых расположены больницы и санатории, диспансеры, дома отдыха, пансионаты, детские сады, дома-интернаты для детей, престарелых и инвалидов, гостиницы и общежития, придомовые территории, детские и спортивные площадки на территории микрорайонов и групп жилых домов».
Субъектом данного административного правонарушения могут быть граждане, юридические лица, в ряде случаев - должностные лица.
В дополнение к КоАП РФ, предусматривающему административную ответственность за мелкое хулиганство, включающее оскорбительное приставание к гражданам, региональным законодательством предусмотрена административная ответственность за иные виды приставания (например, по ст. а именно, за «назойливое приставание к гражданам в общественных местах с целью купли-продажи, обмена или приобретения иным способом денег, иного имущества, а также с целью гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера или навязывание иных услуг на улицах населенных пунктов и в других общественных местах»[133], либо за «Нарушение общественного порядка, выразившееся в приставании к гражданам с целью выпрашивания у них денег или материальных ценностей»[134].
По региональному законодательству об административной ответственности административно наказуемыми и посягающими на общественный порядок являются:
- семейно-бытовое дебоширство (т. е. буйство, скандал, устраивание беспорядка, которые сопровождаются шумом и нарушают покой семьи)[135], либо бытовое дебоширство (т. е. нарушение установленных законодательством правил поведения в семье либо унижение чести и достоинства совместно проживающего лица (лиц), выражающееся в создании конфликтной ситуации и сопровождающееся громкими криками, либо бранью, либо оскорблениями)[136];
- организация и проведение азартных игр в общественных местах, а также участие в них[137];
- нарушение установленного порядка организации и проведения массовых мероприятий; нарушение правил поведения при посещении массовых мероприятий[138];
- нарушение установленного режима работы предприятий, учреждений, организаций (предприятий общественного питания, сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, магазинов, рынков, центров отдыха, спортивных сооружений и учреждений культуры, воспрепятствование производственно-хозяйственной и организационной деятельности работников указанных организаций)[139];
- неисполнение должностными лицами органов и учреждений системы профилактики правонарушений должностных обязанностей по осуществлению полномочий и функций по профилактике правонарушений[140].
Кроме того, Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях[141] предусматривает административную ответственность за:
- приставание к гражданам (на улицах и в иных общественных местах) с целью гадания, попрошайничества или навязывания религиозных убеждений (ст.10);
- срыв и порча печатной продукции, несанкционированное нанесение надписей (в частности, несанкционированное нанесение надписей, рисунков, вывешивание объявлений, афиш, плакатов, иной печатной продукции на зданиях, строениях, сооружениях, в транспорте и на иных объектах, в том числе нанесение непристойных надписей, под которыми понимаются надписи, содержащие нецензурные слова, а равно изображения, оскорбляющие человеческое достоинство и общественную нравственность) (ст. 11);
- выбрасывание различных предметов с балконов, крыш и из окон зданий, строений, сооружений и транспорта (ст. 13);
- торговля в неустановленных местах (ст. 7).
В свою очередь, Кодекс Томской области об административных правонарушениях, регламентируя общественные отношения в области охраны общественного порядка, предусматривает административную ответственность за:
- гадание в общественных местах (ст. 3.22),
- игру в карты или иные азартные игры в общественных местах (ст. 3.16);
- приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки (ст. 3.25); изготовление или хранение в целях сбыта устройств и приспособлений для производства крепких спиртных напитков домашней выработки (3.24); изготовление или хранение без цели сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки (ст. 3.26);
- загрязнение одежды и личного имущества пешеходов (находящихся на остановочных площадках, пешеходных переходах, тротуарах, совершенное по неосторожности и возникшее в результате движения транспортных средств по мокрым и грязным дорогам) (ст. 3.27);
- пребывание со слабоалкогольными напитками или пивом в общественных местах, имеющих досугово-развлекательную и (или) социальную значимость (ст. 3.29).
Законом Забайкальского края «Об административных правонарушениях» от 2 июля 2009 года №198-ЗЗК в отношении граждан установлена ответственность за «распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, лицами, достигшими возраста 16 лет, на площадях, в парках, скверах, на придомовой территории, в местах общего пользования многоквартирных жилых домов и в других общественных местах, за исключением общественных мест, перечисленных в статье 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (ст. 15).
В отдельных случаях объективная сторона административного правонарушения формулируется в самом общем виде. К примеру, в Челябинской области предусмотрена административная ответственность за «нарушение общественного порядка», а именно, за «совершение действий, нарушающих общественный порядок на территории Челябинской области»[142]. Перечень действий, который охватывается объективной стороной данного административного правонарушения, в законе не раскрывается.
С субъективной стороны административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, совершаются в форме прямого умысла.
К административным правонарушениям, посягающим на общественную и личную безопасность, относятся:
- в соответствии с законом Ульяновской области - нарушение гражданами принятых мер по недопущению бесконтрольного доступа в подвалы, лифтовые и иные шахты, на чердаки, технические этажи, крыши зданий, строений, сооружений (ст. 1); непринятие мер по недопущению бесконтрольного доступа в подвалы, лифтовые и иные шахты, на чердаки, технические этажи, крыши зданий, строений, сооружений (ст. 2);
- в соответствии с законом Томской области - купание на водных объектах в состоянии алкогольного опьянения (ст. 3.7); купание в запрещенных местах (ст. 3.14);
- в соответствии с законом Мурманской области «Об административных правонарушениях» от 6 июня 2003 года № 401-01-ЗМО (в ред. от 12.02.2009) - непринятие мер к удалению с крыш снежных и ледяных глыб (ст. 8);
- в соответствии с законом Владимирской области «Об административных правонарушениях во Владимирской области» от 14 февраля 2003 года № 11ОЗ - непринятие оперативных мер по устранению аварий и последствий стихийных бедствий, повлекших повреждение коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения и промышленных предприятий (п. 5 ст. 11);
- в соответствии с законом Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» от 12 июля 2002 года № 25-З, необеспечение владельцами собак безопасности для окружающих людей (ст. 10);
- в соответствии с законом Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» от 4 июля 2002 года № 35, нарушение требований к использованию пиротехнических изделий, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации (ст. 6.15).
К числу административных правонарушений, посягающих на общественную нравственность, относятся: нарушение требований о возрастных ограничениях (в частности, продажа лицам, не достигшим 16-ти лет, продукции эротического характера)[143], распространение продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18-ти лет, с нарушением установленных законом субъекта РФ нормативов[144]; попустительство нахождению несовершеннолетних в игорных заведениях[145], нарушение возрастных ограничений при демонстрации аудиовизуальных произведений, размещение объявлений об оказании сексуальных услуг[146]; оскорбление общественной нравственности (отправление естественных надобностей в общественных местах, подъездах жилых домов и иных, не отведенных для этого местах, а также совершение иных действий, оскорбляющих общественную нравственность)[147].
Субъектами большинства административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и общественную нравственность, являются граждане, в ряде случаев - должностные или юридические лица.
С субъективной стороны административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность и общественную нравственность, в подавляющем большинстве совершаются в форме умысла.
Даже краткий обзор регионального административно-деликтного законодательства свидетельствует об индивидуальном подходе региональных законодателей к регламентации общественных отношений в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. К примеру, такие деяния, как изготовление или хранение без цели сбыта, либо приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки, игра в карты или иные азартные игры в общественных местах, если они совершаются на территории Томской области, то они наказуемы, если на территории Санкт-Петербурга, то нет. Законодатель Архангельской области в целях обеспечения общественной безопасности установил административную ответственность, в том числе, за «нарушение законодательства Архангельской области в области пчеловодства».
Особое место в региональных законах об административных правонарушениях посвящено регулированию и защите правоотношений сфере благоустройства. Благоустройство как объект противоправного посягательства в названиях глав КоАП РФ не используется.
Понятие благоустройства раскрывается только законе Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». В частности, в ст. 2 благоустройство определяется как «состояние среды жизнедеятельности населения на территории Санкт-Петербурга, оцениваемое с точки зрения ее потребительских качеств, а также деятельность по поддержанию и повышению потребительских качеств городской среды». В данной статье приводится также исчерпывающий перечень объектов благоустройства.
Глава 4 указанного закона включает 26 статей, предусматривающих различные административные правонарушения в области благоустройства, а именно:
- нарушение правил производства земляных, строительных и ремонтных работ (ст. 14); самовольный демонтаж, разрушение, установка или перемещение объекта благоустройства (ст. 16); самовольное переоборудование фасада здания, строения, ограждения и их элементов (ст. 18); нарушение наружного оформления фасада здания, строения, ограждения и их элементов (ст. 19); содержание объекта благоустройства в неисправном или загрязненном состоянии (ст. 21); загрязнение территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства (ст. 22); нарушение сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства (ст. 23); нарушение сроков и порядка вывоза мусора, отходов производства и потребления, правил их перевозки (ст. 25); сброс или сжигание мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест (ст. 28); хранение разукомплектованного транспортного средства вне специально отведенного для этого места (ст. 30); нарушение правил охраны и использования парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок (ст. 31); размещение транспортных средств на газонах, территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок (ст. 32); нарушение установленных сроков и порядка содержания и эксплуатации устройств наружного освещения (ст. 35). Субъектами перечисленных правонарушений являются граждане, должностные лица, юридические лица;
- нарушение должностным лицом установленного порядка выдачи или закрытия разрешения на сооружение, ремонт или размещение объекта благоустройства (ст. 12);
- непринятие владельцем животного мер по уборке территории Санкт-Петербурга от загрязнения экскрементами животного (ст. 33).
К административным правонарушениям в области благоустройства законодатели Санкт-Петербурга отнесли нарушение правил содержания собак (ст. 34), в том числе натравливание (понуждение к нападению) собак на людей и животных, выгул собак гражданами (владельцами либо лицами, осуществляющими выгул собак), находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Очевидно, что объектом таких противоправных действий являются общественные отношения в сфере общественной безопасности.
В Забайкальском крае граждане, должностные и юридические лица привлекаются к административной ответственности за выбрасывание мусора, иных предметов на улицах населенных пунктов, в парках, скверах, на площадях, бульварах, тротуарах, набережных, пляжах, на территориях спортивных комплексов, в границах придомовых территорий и иных местах не в предназначенные для этого контейнеры, бункеры-накопители, урны либо с балконов, из окон жилых домов, иных помещений, а также из транспортных средств.
Должностные лица в Волгоградской области несут административную ответственность за отсутствие указателей улиц (переулков, площадей), номерных знаков домов, подъездов, а граждане - за их повреждение или уничтожение.
Чтобы иметь общее представление об административных правонарушениях, установленных законодательством субъектов РФ, на примере законов некоторых из них приведем перечень административных правонарушений, сгруппированных в зависимости от объекта противоправного посягательства. К их числу относятся следующие административные правонарушения:
в области охраны окружающей среды и природопользования:
- нарушение экологических требований при эксплуатации очистных сооружений и сетей ливневой канализации; сброс или размещение снега вне специально отведенных мест хранения и удаления; пролив бетона (бетонного раствора, бетонных смесей) либо просыпание сыпучих материалов во время их транспортировки; невыполнение требований по проведению компенсационного озеленения; нарушение правил создания и содержания зеленых насаждений; повреждение зеленых насаждений; незаконное уничтожение зеленых насаждений; невыполнение условий порубочного билета; размещение транспортных средств на территории, занятой зелеными насаждениями, нарушение экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов (г. Москва);
- мойка транспортных средств в неотведенных для этого местах (Алтайский край);
- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу субъекта РФ (Астраханская обл.);
- нарушение требований, установленных областным законом «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской обл.»;
в области охраны собственности:
- нарушение требований к сохранению и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения (ст. 4.3 областного закона Архангельской области «Об административных правонарушениях» от 3 июня 2003 года № 172-22-оз);
на транспорте:
- нарушение порядка оплаты пассажиром проезда, провоза багажа и ручной клади на автомобильном транспорте общего пользования (ст. 5.1 областного закона Архангельской области 3 июня 2003 года № 172-22-оз);
- должностные или юридические лица привлекаются к ответственности за нарушение утвержденного маршрута или графика движения на маршрутах общего пользования; нарушение порядка организации транспортного обслуживания населения; перевозку пассажиров по маршрутам общего пользования с нарушением требований к оборудованию отличительными знаками и информационному обеспечению автобуса (Архангельская обл.);
- нарушение правил пользования метрополитеном (г. Москва, Санкт-Петербург);
- невыдача проездных билетов пассажирам автобусов городского и пригородного сообщения, маршрутных такси независимо от форм собственности водителями или другими лицами, ответственными за выдачу проездных билетов (Белгородская область);
- провоз домашних животных и птиц без оплаты, а также с нарушением установленных правил на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (Владимирская область);
- провоз опасных веществ и предметов либо запрещенного к провозу багажа в наземном городском транспорте общего пользования (г. Москва);
в области предпринимательской деятельности:
- продажа товаров в неустановленных местах (Кемеровская обл., Санкт-Петербург);
- торговля гражданами спиртосодержащей продукцией (Архангельская обл.);
- нарушение правил организации мелкорозничной торговли (Еврейская авт. обл.);
- обман потребителей гражданами (под гражданами здесь следует понимать физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), не являющихся должностными лицами и не состоящих в трудовых отношениях с организациями, осуществляющими реализацию товаров, выполняющими работы либо оказывающими услуги населению) (Алтайский край);
посягающие на институты государственной и муниципальной власти:
- воспрепятствование деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте РФ; нарушение порядка официального использования официальных символов субъекта РФ; нарушение порядка официального использования официальных символов муниципальных образований; невыполнение законных требований депутата законодательного органа субъекта РФ (Архангельская обл.);
- незаконное ношение наград и иных знаков отличия, знаков отличия субъекта РФ, учрежденных органами местного самоуправления (Астраханская обл.);
- незаконное изготовление наград субъекта РФ, муниципального образования (Белгородская обл.);
- невыполнение законных требований депутата представительного органа муниципального образования, создание препятствий в осуществлении его законной деятельности; неисполнение муниципальных правовых актов (Брянская обл.);
- воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или члена муниципальной казачьей дружины (Волгоградская обл.);
против порядка управления:
- неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) за исполнением законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей; непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (Костромская обл.);
- нарушение порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы государственной власти Белгородской области, к их должностным лицам (Белгородская обл.);
в жилищной сфере:
- нарушение правил проведения шумных ремонтных работ в многоквартирном доме; порча и использование не по назначению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (к примеру, «порча» путем загрязнения, самовольного нанесения надписей и графических изображений, повреждения, приведения в неисправное состояние). Субъектами перечисленных правонарушений являются граждане, должностные лица, юридические лица (Санкт-Петербург).
Сведения о субъектах указанных административных правонарушений содержатся либо в диспозиции правовой нормы, закрепляющей признаки объективной стороны административного правонарушения, либо в санкции данной нормы.
С субъективной стороны подавляющее большинство административных правонарушений совершаются в форме умысла.