уровень

Варианты выбора: 4-3 раза выбирается 5 карта (нежелание учиться) отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях (нет совпадений по частоте выбора карт) В ходе ответов на вопросы ребенок не может выразить к ним своего отношения.

– отражает негативное отношение к обучению в школе или отсутствие сформированности какого-либо отношения. Ребенок не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознает требований учителя, его особой роли

Стимульный материал к методике исследования мотивации учения у первоклассников (Приложение)

Особое внимание следует уделять детям с 4 и 5 уровнем развития мотивации к школьному обучению.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Стимульный материал (карточки) к методике исследование мотивации учения

Карта 1

Карта 2

 

 


 

Карта 3

 

 


 

Карта 4

 

 


 

Карта 5

 

 


 

Карта 6

 

 


 

Карта 7

 

 


 

Рекомендации для учителей.

Психологические принципы формирования мотивации учения школьников

1. При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в конкретном возрасте. Поэтому формирование мотивации должно опираться на ее реальный уровень, сложившийся в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив ее развития (в данном возрасте) и далеких перспектив ее развития (в последующем возрасте).

2. Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребенка в активные виды деятельности (учебную, общественно полезную и др.) и во взаимодействие его с другими людьми (учителем, сверстниками).

3. Необходимо развивать у школьника

- познавательную активность, т.е. активное отношение к учению как к познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания; все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, к способам их приобретения, стремление к самообразованию; цели, реализующие эти познавательные мотивы; обслуживающие их эмоции.

- Социальную активность, т.е. все виды активного отношения к учению как к общению, к взаимодействию, к сотрудничеству: наличие смысла, значимости для ребенка учения как взаимодействия с другим человеком; все виды социальных мотивов (мотивы общественного долга, стремление занять позицию в отношениях с другими людьми, стремление осознать способы сотрудничества и др.); цели, обслуживающие эти социальные мотивы; эмоции, сопровождающие социальные мотивы учения.

- Новый тип отношения к себе, т.е. умение осознавать и перестраивать свою мотивационную сферу, соподчинять мотивы нескольких видов деятельности, изменять свои цели и т. д.

Общие, принципиальные пути формирования мотивации.

1.Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» ( Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.,) — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом. Недостаточность этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений.

Второй путь — «снизу вверх» — состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что воспитатель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы. Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным. Характер мотивации можно программировать через тип учения.

Методы формирования интереса к обучению у младших школьников.

1. Содержание учебного материала.

Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. Поэтому наиболее эффективным будет создание мотивации не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.

Занимательный материал многообразен, но его объединяет следующее:
1) способ решения занимательных задач неизвестен. Для их решения характерно применение метода проб и ошибок. Эти поисковые пробы могут закончиться догадкой, которая представляет собой нахождение пути искомого решения;

2) занимательные задачи способствуют поддержанию интереса к предмету и играют роль мотива к деятельности учащихся. Необычность сюжета, способа подачи задачи находят эмоциональный отклик у детей и ставят их в условия необходимости ее решения;

3) занимательные задачи составлены на основе знаний законов мышления.

Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.

2. Организация учебной деятельности

Чтобы дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приемом, стимулирующим мышление, является создание учебно-проблемных ситуаций.

Очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления. Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.

Большое значение в активизации познавательной деятельности и формировании мотивации к обучению младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.

Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра ( кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.

Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся.

Способов зашифровки много, однако наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.

Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале ( для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Вот что писал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные». Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку (как творческую задачу).

1. Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке.

Учебная деятельность должна приобрести в глазах школьника особую ценность. Важно, чтобы ребенок ценил деятельность саму по себе, вне зависимости от тех благ, которые она может ему принести (хорошую отметку, престижное положение и т.д.). Возникновению такой оценки может способствовать наблюдение за чужой деятельностью, за оценкой этой деятельности другими. Работа в группе, в тесном общении с ребятами, наблюдение за тем, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, приводит к тому, что ребенок начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе.

Выбор той или иной формы групповой деятельности зависит от возраста учащихся, особенностей класса, от склонностей и характера учителя.

4. Значение оценки.

Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет.

Рекомендации для школьных психологов.

 

У современного ребенка семи лет уровень субъективной готовности к школе может несколько снижаться из-за рассказов других детей о трудностях в школе, а также из-за того, что стремление учиться в некоторой мере удовлетворяется в детском саду. Наряду с этим уровень объективной готовности повышается в связи с общим ростом культуры, использованием радио, телевидения, Интернета. Уровень осведомленности современных семилеток значительно выше, чем тридцать — сорок лет назад. Таким образом, у современного ребенка уровень субъективной готовности несколько понижается, а уровень объективной готовности повышается, что уже усложняет дело дальнейшего формирования мотивации в начальной школе.

При проведении психологических мероприятий, направленных на развитие мотивации к школьному обучению следует учитывать возрастные особенности мотивации в младшем школьном возрасте.

Можно выделить характеристики мотивации младших дошкольников, способствующих обучению. К ним можно отнести общее положительное отношение ребенка к школе, широту интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Широта этих интересов проявляется и в потребности младших школьников в творческих играх, особенно на сюжеты из книг, кинофильмов. В проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность, склонность к сопереживанию. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для развития в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться, чтобы быть полезным обществу.

Мотивация младших школьников имеет и ряд характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:

недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;

неустойчивы, ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);

малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;

слабо обобщены, т. е. охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам;

Неразвитость познавательной мотивации не позволяет детям включиться в учебный процесс, поскольку учебные задания не представляют для них интереса, неразвитость аффективно-потребностной сферы задерживает формирование потребностей в учебной деятельности. До тех пор пока ребенок не начнет принимать поставленные перед ним задачи, ни о каком развитии не может быть и речи. Принять задание и развернуть целенаправленную деятельность ученик со слабым развитием произвольности, в мотивационной сфере которого еще не отработан механизм соподчинения мотивов, может в том случае, если задание кажется для учащегося привлекательным само по себе или через опосредование.

Проводя развивающую работу для ребят, не готовых к школьному обучению, целесообразно использовать задания в форме игры-соревнования: мотив "выигрыша в игре" настолько силен, что благодаря ему начинает формироваться иерархия мотивов, сознательно выделяться задание как цель и разворачиваться произвольное поведение. Когда ребенок начинает справляться с заданием и выигрывает, он испытывает двойное удовольствие: от выигрыша и от выполненного задания. В этой ситуации ребенок нуждается в похвале, выступающей как подтверждение его успехов взрослым. Постепенно мотив "выигрыша" отодвигается на второй план, а на первый выходит стремление качественно выполнить задание, т. е. осуществляется сдвиг мотива на цель, вследствие чего рождается новый учебный мотив.

Развивая, таким образом, мотивационную сферу, одновременно развиваем произвольные формы деятельности и интеллект.

Если существенная роль в отводится игре-соревнованию, работа с детьми проводится в группе. Работа в группе развития осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) развивающая работа строится на основе индивидуального подхода;

2) занятия проходят в игровой форме и вызывают у участников группы живой интерес;

3) в основе отношений с детьми лежит доброжелательный и дружелюбный подход, исключающий менторский тон и порицание за неуспех;

4) положительная эмоциональная оценка со стороны ведущего группы любого достижения учащегося;

5) развитие у детей способности к самостоятельной адекватной оценке своей работы.

Группа развития должна быть небольшой - 4-6 человек (желательно четное число участников для организации в ходе игр двух команд). Продолжительность занятия - 1 час с перерывом через 5-10 минут. Частота и систематичность занятий обеспечивают их эффективность. За ходом деятельности группы могут наблюдать родители детей, что позволит им в дальнейшем организовать работу со своим ребенком в домашних условиях.

Рекомендации для родителей.

 

Основная задача родителей — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Обязательно нужно задавать ребенку после окончания уроков вопрос: «Что было интересного в школе?». Если ребенок говорит, что ничего интересного не произошло, можно сказать: «Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене.

Участие и интерес родителей положительно сказываются на развитии познавательных способностей ребенка и мотивации к школьному обучению. Следует избегать сравнения ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот.

Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим.

С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут.

Ребенок во время учебы дожжен ощущать поддержку. Вера родителей в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.

Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.

Особое внимание следует уделять формированию мотивации обучения у первоклассников. Именно успешное начало школьной жизни, адаптация к новым условиям позволит впоследствии с интересом продолжить обучение в школе.

Родителям первоклассников следует помнить:

- Родители изначально должны установить для маленького школьника высокий уровень мотивации на получение знаний. Ребенку нужно ставить ближайшие и долгосрочные цели. Объяснять, что для него учеба тоже самое, что работа для родителей.

- Необходимо серьезно отнестись к вопросу поступления ребенка в школу, особенно если собираетесь отдавать его в гимназию (или любую школу со сложной программой и большими нагрузками) и/или раньше 7 лет. Постарайтесь максимально учесть интересы ребенка, главный из которых заключается в следующем: нагрузка должна быть адекватна актуальным возможностям ребенка!

- Старайтесь не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если ребенок не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, появится невротические проявления. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

- Помните, что ребенок не может концентрировать внимание длительное время. Поэтому, при приготовлении уроков, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать ребенку физическую разрядку. Можно попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Лучше чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

- Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день.

- Больше всего течение первого года учебы ребенок нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у него складывается свой собственный взгляд на себя. Для того, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, нужно обязательно хвалить ребенка.

- Не следует ругать школу и учителей, рассказывать негативные случаи из своих школьных лет в присутствии ребенка. Если у первоклассника есть старшие братья и сестры, попросите их не рассказывать младшему брату или сестре исключительно о трудностях школьного обучения. Постарайтесь рассказать первокласснику забавные случаи о своем обучении в школе, попросите старших детей поделиться приятными переживаниями

- Проигрывайте с ребенком сложные ситуации, которые могут возникнуть в школе. Обсудите возможные способы поведения в разных ситуациях.

- Нужно постоянно убеждать ребенка в том, что любое дело, в том числе и учебу, можно превратить в любимое и очень увлекательное занятие, да еще и сделать его успешным. Нужно только изменить свое отношение к работе (учебе). Необходимо объяснить ребенку, что гораздо легче можно научиться тому, что интересно! А сделать учебную работу интересным занятием совсем не трудно. Нужно только немного пофантазировать.

- Следует уже с 1 класса формировать у ребенка правильное отношение к оценкам. Ребенок не должен относиться к пятеркам и четверкам как к форме оценки его личности — это всего лишь оценка его знаний. И даже если сейчас ребенок получил двойку или тройку нужно просто сесть и поработать над материалом. Родители должны объяснить ребенку, что двойка не означает, что он плохой или глупый, просто он не разобрался в какой-то теме.

 


 

ПСИХОДИАГНОСТИКА
В СИСТЕМЕ
САНОГЕНЕТИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

АВТОРЫ:

Семикин Виктор Васильевич - заведующий кафедрой психологии развития и образования, декан психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, профессор

Кошелева Александра Николаевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания РГПУ им. А.И. Герцена

Богдановская Ирина Марковна - кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания РГПУ им. А.И. Герцена

Проект Юлия Львовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания РГПУ им. А.И. Герцена

Луговая Виолетта Федоровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания РГПУ им. А.И. Герцена, руководитель методического объединения педагогов-психологов ОУ РМЦ Всеволожского р-на ЛО

Абдульманова Дана Маратовна – магистр психологии, специалист по психодиагностике в системе здоровьесбережения (ООО«ИНТОКС»), младший научный сотрудник НИЦ им.Б.Г.Ананьева, факультет психологии СПбГУ