Банкротство как угроза общественной безопасности
С момента восстановления института банкротства (с 1993 г.) и по на- стоящее время подавляющая часть дел о банкротстве завершается не восстановлением платёжеспособности должников, а их ликвидацией. Об этом Уполномоченный ежегодно писала в своих докладах.
«Процедура несостоятельности и банкротства – это сложная в юридическом плане совокупность процедур, очень часто используемая для манипуляций и передела собственности, для рейдерских захватов», – сказал Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев в апреле 2014 года.
В России статистика такова, что только в 3,6% случаев вводится процедура финансового оздоровления или внешнего управления. Как сообщила пресс-служба ФНС, за первое полугодие 2014 года на разных стадиях процедуры банкротства в Свердловской области находились 940 должников – коммерческих компаний и индивидуальных предпринимателей.
Обращения граждан, поступающие к Уполномоченному, свиде- тельствуют, что банкротство предприятий в отдалённых и сельских территориях области особенно чувствительно для трудоспособного населения.
Вместе с ликвидацией предприятий, прошедших процедуры банк- ротства, сокращается сеть объектов социальной сферы, ухудшается их доступность населению. Безнаказанность учредителей и собственников, на протяжении последних лет доводивших предприятия до банкротства, отбила желание работать у жителей села и малых городов.
Индивидуальных хозяйств, желающих выращивать скот, стало меньше, скупать излишки продукции крестьян, не имеющих возможности возить мясо-молочную продукцию, овощи и фрукты на рынки, нет, система потребкооперации развалена. Может быть, запрет на импорт продовольственных товаров из-за рубежа изменит ситуацию и, например, молоко местного производителя в Тавде будет вновь дешевле привезённого из Германии сухого молока. Но, к сожалению, даже хозяйств, деятельность которых относится к натуральной экономике самообеспечения, осталось мало.
По данным социологических обследований, более половины жителей села находится, по их мнению, в очень трудной жизненной ситуации, в том числе 9% оценивают её как бедственное положение, которое терпеть уже невозможно, при этом почти у каждого есть долги по заработной плате, прощённые нерадивым собственникам.
С. (обращение № 14–13/210), ставший инвалидом, не получил ком- пенсацию морального вреда в связи с полученной производственной травмой. Спустя четыре года с даты вынесенного в его пользу решения суда С. сообщили, что предприятие ликвидировано, денежных средств от реализации имущества, включённого в конкурсную массу, оказалось недостаточно и в связи с этим не были осуществлены в полном объёме даже текущие платежи и расходы, связанные с ведением процедур банкротства.
Заявители бьют тревогу о судьбе ООО «Фарфор Сысерти» (об- ращение № 14–13/1630). Муниципалитет ставит перед собой задачу способствовать сохранению уникального производства. Министерство промышленности и науки Свердловской области разделяет обеспокоенность сегодняшней ситуацией на предприятии, где трудятся высококвалифицированные мастера, авторские работы которых выполнены в единственных экземплярах и представляют собой художественную ценность. В связи с банкротством или закрытием предприятия может быть утерян уникальный уральский народный художественный промысел по росписи фарфора. Есть уверенность, что после личного участия Председателя Правительства Свердловской области Д.В. Паслера завод удастся спасти.
Не хотелось бы, чтобы ООО «Фарфор Сысерти» повторило участь Богдановического фарфорового завода.
Сейчас, когда благодаря следствию ГУМВД по УрФО стали известны подробности, удивляет, почему с самого начала не было расследовано доведение до банкротства ЗАО «Богдановичский фарфоровый завод». Почему арбитражные суды всех инстанций не имели материалов, которые бы позволили принять решения по спасению завода? Как сообщало информационное агентство «Новый регион» по материалам уголовного дела, в 2003 году злоумышленники, возглавляемые бывшим финансовым директором ЗАО «Богдановичский фарфоровый завод» А. Ткачуком, приобрели за счёт средств завода под видом новейшего оборудования непригодный к использованию металлолом. Заводу был причинён ущерб на 23 миллиона рублей.
Как выяснилось сейчас, директор эту сумму присвоил. (В целях сокрытия совершённых мошеннических махинаций похищенные у предприятия 23 миллиона рублей были перечислены в пользу двух подконтрольных финансовому директору фирм и обменены на векселя. Впоследствии через подставных лиц эти ценные бумаги были обналичены в одном из коммерческих банков).
Реализация тщательно спланированной многоходовой преступной схемы вывода и захвата активов предприятия привела к обвальному увеличению кредиторской задолженности завода и его дальнейшему банкротству.
Семь участников преступной группы весной 2009 года были осуж- дены за совершённое преступление к различным мерам наказания, от штрафа в сумме 100 тысяч рублей до лишения свободы сроком на 9 лет.
Расследование уголовного дела в отношении участников преступной группы, похитившей финансовые активы Богдановического фарфорового завода, завершено, виновные привлечены к ответственности, но производство фарфора в Богдановиче уже никогда не возобновится.
С ликвидацией предприятий возможностей для трудоустройства в отдалённых населённых пунктах становится всё меньше, что усугубляет безработицу и бедность населения. Не видя перспективы работы, молодёжь после получения образования не возвращается на свою малую родину.
«Говоря о качестве жизни на селе, мы на первое место ставим не объёмы сельхозпроизводства, новые трактора, комбайны, современные животноводческие комплексы. Нет, на первом месте у нас – человек. А это диктует куда более высокие требования ко всем аспектам жизни – к образованию, здравоохранению, обеспечению жильём, современным досугом, достойной зарплатой», – сказал Губернатор Свердловской области Е.В. Куйвашев в преддверии заседания Государственного совета и Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике «Об устойчивом развитии сельских территорий РФ».
В апреле 2014 года Уполномоченный провела личный приём на- селения в Тугулымском городском округе, на который пришли жители отдалённых сёл, чтобы рассказать о своих проблемах. В основном это пенсионеры, инвалиды, родители погибших военнослужащих, которые добирались в Тугулым из своих деревень на такси. Селяне жаловались на ликвидацию маршрутов, график движения общественного транспорта, который для большинства из них продолжает оставаться единственным доступным средством передвижения до районного центра.
Транспортная доступность для жителей Тугулымского района даже после обращения к министру транспорта Свердловской области не улучшилась. Такой же вопрос поднимали перед Уполномоченным на личных приёмах и в Верхотурском, Новолялинском, Гаринском городских округах.
Отток населения из сёл и малых городов области, образующиеся «чёрные дыры» мегаполисов с территориями между ними, населёнными стареющим населением, представляют угрозу экономической безопасности региона.
«Где наши огромные заводы, где работать молодым людям, ведь стыд и позор, как война прошла. В Тавдинском районе и городе всё разрушено, уничтожено, распродано», – это строки из письма В. (обращение № 14–13/2056, бывшей работницы ОАО «Тавдинский лесокомбинат», которая уже 12 лет не может поверить, что заработанных денег она больше никогда не получит, долг перед ней считается погашенным.
Анализ почты Уполномоченного свидетельствует об усилении не- гативных настроений населения, которое не желает соглашаться с тем, что долги по заработной плате прощаются.
С 2013 г. действует презумпция виновности контролирующих должника лиц. Теперь учредители и/или руководители должника должны доказать отсутствие у них вины, добросовестность и разумность своих действий в интересах должника. Раньше привлечь к субсидиарной ответственности учредителей и руководителей должника было очень сложно, поскольку на практике кредиторам (уполномоченным органам) доказать наличие у ответственных лиц вины в доведении предприятия до банкротства практически невозможно.
Распоряжением Правительства РФ от 24 июля 2014 года № 1385-р был утверждён план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)», который призван повысить эффективность проведения процедур, применяемых в делах о банкротстве, а именно сократить сроки и издержки на их проведение, увеличить размер погашения требований кредиторов, усовершенствовать механизм привлечения к субсидиарной ответственности учредителей и руководителей должника.
Дел о привлечении учредителей и руководителей должника к суб- сидиарной ответственности пока немного. Например, решение суда о привлечении руководителя должника ООО «Новолялинский целлюлозно-бумажный комплекс» М.А. Поспеловой к субсидиарной ответственности по обязательствам должника и взыскании с неё 14 млн руб. так и остаётся неисполненным, при том, что к Уполномоченному уже три года обращается онкобольная бывшая работница с просьбой помочь взыскать задолженность по заработной плате в 19 тыс. рублей (обращение № 14–13/1528).
М. (обращение № 14–13/2034) работал на предприятии с говорящим названием ООО «Пирамида ХХI» сторожем, являясь инвалидом 3-й группы, проживая вдвоём с лежачей женой – инвалидом 1-й группы, он получал 5000 рублей в месяц, при этом работодатель остался ему должен 55000 рублей. Денежные и транспортные средства, недвижимое имущество у должника отсутствуют. Ни приставам, ни полиции установить местонахождение директора не удалось, при этом заявитель указывает, что директор своего места жительства не менял и находится по указанному в решении суда адре- су. Доказать наличие в его действиях признаков, свидетельствующих о доведении предприятия до банкротства, чтобы привлечь к субсидиарной ответственности, пока не удалось.
Только зависимостью от заказчика арбитражного управляющего С.М. Кудашева – члена НП МСОПАУ «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» – можно объяснить его бездействие на ООО «Русский щебень-Кушва», ООО
«ЮКП» по оспариванию спорных сделок. Но, несмотря на обращения в правоохранительные органы, к ответственности он не привлечён. Ещё на одном предприятии, ОАО «Русский Магний» (обращение № 14–13/1478), согласно информации УФССП России по Свердловской области в состав сводного исполнительного производства входят 140 исполнительных производств, в том числе 136 исполнительных производств о взыскании заработной платы на сумму задолженности 4 096 017,16 руб. Часть исполнительных производств окончена фактическим исполнением требований исполнительных документов, поскольку внешним управляющим погашена задолженность по 20 исполнительным производствам о взыскании заработной платы. Реестр кредиторов ОАО «Русский Магний» в части первой и второй очереди окончательно не сформирован. Внешний управляющий Д.И. Селезнёв от взаимодействия с конкурсным управляющим уклонялся.
А. (обращение № 14–13/2590) обратился к Уполномоченному с просьбой получить справку о заработной плате за период работы на ОАО «Уралэнергострой», однако конкурсный управляющий М.А. Леонгардт проинформировала прокуратуру, что арбитражные управляющие Д.В. Митюшев, Л.Р. Якимиди, В.П. Кожекуров, Г.Г. Иванова, Д.В. Костромин, В.А. Урванов, С.Б. Шелегин документы по личному составу не предоставили.
Конкурсным управляющим ОАО «Уралэнергострой» подано заяв- лении в Арбитражный Суд Свердловской области: обязать предыдущих арбитражных управляющих передать документы должника. Решение не исполнено до сих пор.
По мнению Уполномоченного, только постоянный мониторинг, вы- явление предприятий, которые находятся на грани банкротства, от- слеживание своевременности подачи заявлений о своём банкротстве, если предприятие уже фактически банкрот, выявление фактов преднамеренного банкротства, неправомерных действий арбитражных управляющих позволит сохранить имущественную массу предприятий, приведёт к уменьшению рисков общественной безопасности от последствий банкротств предприятий.