Расчет модулей зубчатых передач
При расчете на прочность зубьев зубчатых колес рассчитываются модули по контактным напряжениям и по напряжениям изгиба.
Расчет зубчатых передач для коробок скоростей ведут для модуля, исходя из прочности по напряжениям изгиба и контактным напряжениям по формулам:
Модуль по изгибу:
(см)
Модуль по контактным напряжениям:
(см)
Z – число зубьев меньшего зубчатого колеса в группе передач
Z = 19
- наименьшая частота вращения вала, при которой передается наибольшая установленная мощность
= 148 об/мин
- мощность
- ширина зубчатого колеса
- модуль (предварительно берем значение модуля, равного 2)
-допускаемое напряжение по изгибу, определяем по таблице 2.2 [3, с. 12]:
-допускаемое напряжение по усталости поверхностных слоев, определяем по таблице 2.2 [3, с. 12]:
- коэффициент формы зуба
- динамический коэффициент, учитывает дополнительные нагрузки, возникающие при входе зубьев в зацепление, которые возникают в результате удара.
- окружная скорость зубчатого колеса.
- межосевое расстояние
- погрешность окружного шага, определяется в зависимости от степени точности.
- коэффициент концентрации, учитывает распределение эпюры давлений по длине зуба.
- коэффициент режима работы, учитывает то обстоятельство, что коробка скоростей работает не только при номинальной нагрузке, но и на других режимах.
Тогда рассчитываем модули:
см =
=2,3 мм
см = 2 мм
Берем
Рассчитываем диаметры валов:
- допускаемое напряжение при кручении для валов из среднеуглеродистой стали.
Тогда диаметр
Проверочный расчет зубчатого зацепления
При проектировании коробки предварительно были приняты модуль зубчатого зацепления мм и делительные диаметры зубчатых колес. Ширина зубчатого венца принимается в пределах . Ширину зубчатого венца окончательно принимаем
мм.
Для зубчатых колес принимаем материал сталь 40Х. Вид термической обработки – улучшение. Твердость 240 НВ.