Изучение емкости рынка.
Объем реализуемого на данном рынке страны данного товара в течение определенного отрезка времени называется его емкостью (С). Так, емкость рынка какой-либо страны по некоторому товару в течение календарного года рассчитывается на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики по следующей схеме (в физических единицах или стоимостном выражении):
С = Р + Р0 - Е + I + О - М - Е0 + /о,
где, Р - национальное производство товара в стране;
Ро — остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в стране;
Е — экспорт;
I - импорт;
О — снижение (М - увеличение) запасов товаров у продавцов и потребителей в стране;
Е0 — косвенный экспорт;
/о - косвенный импорт.
Косвенный экспорт — это товар, использованный в другом изделии и вывезенный за границу. Аналогично учитывают косвенный импорт, например, при анализе емкости рынка электродвигателей, т.е. определяют их количество во ввезенных в страну машинах и оборудовании. Систематизировать данные о косвенных экспорте и импорте и о движениях товаров на складах продавцов и потребителей крайне сложно, поэтому при оценке емкости рынка их обычно не учитывают, поскольку они способны исказить результат лишь в немногих случаях.
В процессе исследования рынка как такового необходимо изучить следующее:
· географическое положение;
· емкость рынка и возможную долю товара предприятия при самом благоприятном и самом неблагоприятном стечении обстоятельств;
· товарную и фирменную структуру всех сегментов рынка;
· остроту конкуренции на каждом сегменте рынка;
· конъюнктуру и ее прогноз на 16-18 месяцев;
· тенденции развития конъюнктуры рынка на ближайшие два, пять, десять лет (кратко- и долгосрочные прогнозы);
· классификацию рынков;
· типы рынков.
Важнейшими направлениями исследований рынков является определение величин спроса различного вида и показателей рыночной доли для конкретных рынков (рыночных сегментов). Чтобы сделать рассмотрение данных вопросов более конкретным, целесообразно провести классификацию рынков и различных видов рыночного спроса (эта тема подробно была рассмотрена при изучении дисциплины «Основы маркетинга»).