Анализ внутренней среды
Внутренняя среда (микросреда) — это часть общей маркетинговой среды, находящаяся внутри предприятия и контролируемая им. Она заключает в себе потенциал, дающий фирме возможность функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Потенциал предприятия — комплекс его возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентные преимущества на рынке.
Анализ внутренней среды позволяет ответить на следующие основные вопросы:
- состояние предлагаемых продуктов и их положение на рынке;
состояние оборудования, производственных мощностей, исследований и разработок; - процесс сбыта продуктов;
- уровень развития связей предприятия и взаимоотношений с производителями услуг, посредниками и потребителями;
- уровень материально-технического снабжения и ресурсов предприятия;
- положение предприятия по отношению к конкурентам; коммуникации с внешней средой;
- репутация (имидж) предприятия и его продуктов;
- уровень заинтересованности сотрудников в успешной деятельности предприятия;
- мотивация работы сотрудников, полнота использования их способностей и т.д.
Анализ внутренней среды происходит по следующим направлениям:
- кадры (потенциал, квалификация; подбор, обучение и продвижение; оценка результатов труда и стимулирование;
- сохранение и поддержание отношений между работниками и т.п.);
- организация управления (коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры;
распределение прав и обязанностей; иерархия подчинения); - финансы (поддержание ликвидности, обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей);
- маркетинг (стратегии туристского продукта: ценовая, сбытовая, коммуникационная).
Цель исследования внутренней среды заключается в уяснении сильных и слабых сторон туристского предприятия. Первые служат базой, на которую фирма опирается в конкурентной борьбе и должна расширять и укреплять. Самое пристальное внимание следует уделять слабым сторонам, от которых необходимо избавляться.
Внутренняя среда может стать источником проблем, если не обеспечивает необходимых условий комплексного использования концепции маркетинга. Так, если действия различных служб и персонала туристской фирмы не объединены единой маркетинговой стратегией, может возникнуть эффект «лебедя, рака и щуки», когда отдельные подразделения и сотрудники не заинтересованы в реализации общих целей маркетинга.
Подобной ситуации можно избежать путем повышения культуры предприятия, которая должна подвергаться самому серьезному анализу в процессе маркетинговых исследований.
Культура предприятия складывается из норм, правил и ценностей, которыми оно руководствуется в своей деятельности. Культура охватывает существующую на предприятии систему отношений между людьми, распределение власти, стиль управления, кадровые вопросы, перспективы развития. Достигнутый уровень культуры может помочь предприятию грамотно работать, отсутствие же ее, напротив, будет препятствовать нормальной реализации его делового поведения. Здесь все имеет значение — от оформления офиса до реакции сотрудников на тот или иной вариант маркетинговой стратегии.
Так как культура предприятия не имеет явно выраженного проявления, ее достаточно сложно изучать. Однако существует несколько устойчивых моментов, важных для слабых и сильных сторон, придаваемых культурой предприятию.
Во-первых, для предприятий с высокой культурой характерно подчеркивание важности работающих на них людей. Такие предприятия уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде собственных ценностей.
Во-вторых, о культуре предприятия можно судить по тому, как оно строит взаимоотношения с конкурентами и относится к своим клиентам.
В-третьих, представление о культуре предприятия дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как построена система продвижения сотрудников по службе и какие критерии используются при этом.
В-четвертых, пониманию культуры способствует изучение того, существуют ли на предприятии устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, насколько об этом осведомлены сотрудники и серьезно ли они относятся к ним.
Особая важность анализа культуры предприятия состоит в том, что она не только определяет внутрифирменные взаимоотношения, но и оказывает серьезное влияние на то, как предприятие строит свое взаимодействие с внешней средой.