Ответы на задания блока С
Задание С1.
1. Главным является технико-энергетический критерий: количество потребляемой энергии и эффективность средств ее добычи.
2. По мнению автора, степень развития культуры определяется производством энергии на душу населения. Чем больше энергии производится и чем более эффективные способы добычи энергии используются, тем выше уровень культуры.
3. Технико-энергетическая концепция культуры принадлежит выдающемуся американскому культурологу Лесли Уайту (приведенный отрывок – из его статьи «Энергия и эволюция культуры»).
4. Лесли Уайт выделял четыре этапа культурной эволюции человечества:
– первобытный период, ограниченный использованием энергии человеческого организма;
– аграрный период, когда, благодаря переходу к земледелию и скотоводству, стала использоваться энергия растений и животных;
– индустриальный период, основанный на использовании энергии неорганических сил природы и минерального сырья: воды (пара), угля, нефти и газа;
– современный – с использованием атомной энергии.
Задание С2.
1. В данном определении выражен семиотический – знаково-символический – подход к культуре.
2. К числу наиболее значительных представителей этого подхода относятся немецкие философы и культурологи Эрнст Кассирер и Ганс Георг Гадамер; в отечественной культурологии – Ю.М. Лотман (вышеприведенная цитата взята из его работы «Беседы о русской культуре») и Б.А. Успенский.
3. Предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они имеют не только физическую оболочку, но и заложенный в них смысл, духовное задание или значение вещи. Например, египетские пирамиды невозможно понять, не зная того назначения, который им придавали древние египтяне, то есть в отрыве от культурного контекста. Таким образом, любой артефакт имеет двойную природу: видимую предметную форму и скрытый в предмете смысл. Следовательно, любой предмет культуры является символом – знаком чего-то другого, а именно, скрытого в нем смысла. Это и составляет «символическую природу» культуры.
4. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой.
Задание С3.
1. Это отрывок из работы Освальда Шпенглера «Закат Европы».
2. Шпенглер является представителем цивилизационного подхода в культурологии.
3. Под влиянием «ландшафта», то есть природно-географических условий, происходит формирование «коллективной души» (менталитета) данной культуры. Этот менталитет определяет все остальные формы данной культуры.
4. Шпенглер выделял следующие этапы в развитии культуры: зарождение, расцвет, надлом и упадок. Но фактически он делил развитие культуры на две стадии: восходящую (собственно культура) и нисходящую (стадию упадка, цивилизации).