Индикаторы уровней освоения предметного содержания (виды тестовых задач, вопросов)

Первый уровень (формальный) – ориентация на форму способа действия

В качестве материала заданий используются слова, предложения, тексты, в которых отношение между формой и значением прозрачны. Это слова с прозрачным морфемным членением, слова, относящиеся к ядрам лексико-грамматических классов, предложения с прозрачной структурой, речевые жанры, имеющие устойчивую, стандартную форму. Т.е. в заданиях первого уровня проверяется овладение самим алгоритмом действия в условиях однозначного соответствия формы и значения языковой единицы.

Формулировка задания стандартна и содержит прямое указание на само действие. Например: Разберите слово по составу, Подберите проверку к слову, Разделите слово на слоги и т.п.

Виды заданий:

· Распознавание языковых единиц, отношений по формальным признакам

· Членение более крупных единиц на мелкие (слово – морфемы, предложение – слова, текст – предложения)

· Сравнение языковых единиц по форме и значению

· Построение рядов слов по определенному принципу (чередование в корне, слова с общей морфемой, формы одного слова и т.п.)

· Применение известного способа, алгоритма, правила проверки орфограммы

 

Второй уровень (предметный) – ориентация на существенное отношение в основе способа действия

Материалом заданий на этом уровне являются слова, предложения, тексты, в которых отношения между формой и значением «зашумлены»: используются словоформы, синтаксические конструкции, совпадающие по форме, но имеющие разное значение (омонимия), и наоборот – различающиеся по форме, но полностью или частично совпадающие в значении (чередование, синонимия)

Виды заданий:

· Распознавание языковых единиц, отношений в условиях «зашумления»: морфемный анализ слова при формальном совпадении приставки и части корня, суффикса и части корня, суффикса и окончания; чередования внутри морфемы

· Распознавание языковых единиц, отношений, определение значения на основе контекста (определение значения незнакомого слова в тексте; различение частей речи в условиях грамматической омонимии; установление смысловых и грамматических связей между словами в условиях синтаксической омонимии; определение цели высказывания по описанию ситуации говорения; членение текста на предложения в условиях неоднозначности)

· Установление соответствия между значениями единиц разных уровней: объяснение значения незнакомого слова на основе значения морфем; «сворачивание» словосочетания в слово; «разворачивание» слова в словосочетание

· Проверка орфограмм в условиях неочевидности способа

Третий уровень (функциональный) – ориентация на границы способа действия

Применительно к языку этот уровень предполагает свободное владение языковыми средствами, конструирование (преобразование) формы для выражения определенного содержания

Виды заданий:

· Восстановление деформированного текста: восстановление пропущенного фрагмента текста, нарушенного порядка слов на основе анализа контекста, значения слова; пунктуационное оформление высказывания на основе анализа контекста, ситуации

· Преобразование текста: построение синонимичных высказываний; изменение высказывания в соответствии с изменением цели, условий, сменой говорящего: перестановка частей, сокращение, разворачивание и т. п.; преобразование нелинейного текста (схемы, списка, таблицы) в грамматически связное высказывание

· Конструирование языковой формы для заданного содержания («сворачивание» толкования в слово)

· Достраивание речевого контекста для заданной языковой формы

· Определение «ошибкоопасного» места (на материале неизученных орфограмм)