Индикаторы уровней освоения предметного содержания (виды тестовых задач, вопросов)
Первый уровень (формальный) – ориентация на форму способа действия
В качестве материала заданий используются слова, предложения, тексты, в которых отношение между формой и значением прозрачны. Это слова с прозрачным морфемным членением, слова, относящиеся к ядрам лексико-грамматических классов, предложения с прозрачной структурой, речевые жанры, имеющие устойчивую, стандартную форму. Т.е. в заданиях первого уровня проверяется овладение самим алгоритмом действия в условиях однозначного соответствия формы и значения языковой единицы.
Формулировка задания стандартна и содержит прямое указание на само действие. Например: Разберите слово по составу, Подберите проверку к слову, Разделите слово на слоги и т.п.
Виды заданий:
· Распознавание языковых единиц, отношений по формальным признакам
· Членение более крупных единиц на мелкие (слово – морфемы, предложение – слова, текст – предложения)
· Сравнение языковых единиц по форме и значению
· Построение рядов слов по определенному принципу (чередование в корне, слова с общей морфемой, формы одного слова и т.п.)
· Применение известного способа, алгоритма, правила проверки орфограммы
Второй уровень (предметный) – ориентация на существенное отношение в основе способа действия
Материалом заданий на этом уровне являются слова, предложения, тексты, в которых отношения между формой и значением «зашумлены»: используются словоформы, синтаксические конструкции, совпадающие по форме, но имеющие разное значение (омонимия), и наоборот – различающиеся по форме, но полностью или частично совпадающие в значении (чередование, синонимия)
Виды заданий:
· Распознавание языковых единиц, отношений в условиях «зашумления»: морфемный анализ слова при формальном совпадении приставки и части корня, суффикса и части корня, суффикса и окончания; чередования внутри морфемы
· Распознавание языковых единиц, отношений, определение значения на основе контекста (определение значения незнакомого слова в тексте; различение частей речи в условиях грамматической омонимии; установление смысловых и грамматических связей между словами в условиях синтаксической омонимии; определение цели высказывания по описанию ситуации говорения; членение текста на предложения в условиях неоднозначности)
· Установление соответствия между значениями единиц разных уровней: объяснение значения незнакомого слова на основе значения морфем; «сворачивание» словосочетания в слово; «разворачивание» слова в словосочетание
· Проверка орфограмм в условиях неочевидности способа
Третий уровень (функциональный) – ориентация на границы способа действия
Применительно к языку этот уровень предполагает свободное владение языковыми средствами, конструирование (преобразование) формы для выражения определенного содержания
Виды заданий:
· Восстановление деформированного текста: восстановление пропущенного фрагмента текста, нарушенного порядка слов на основе анализа контекста, значения слова; пунктуационное оформление высказывания на основе анализа контекста, ситуации
· Преобразование текста: построение синонимичных высказываний; изменение высказывания в соответствии с изменением цели, условий, сменой говорящего: перестановка частей, сокращение, разворачивание и т. п.; преобразование нелинейного текста (схемы, списка, таблицы) в грамматически связное высказывание
· Конструирование языковой формы для заданного содержания («сворачивание» толкования в слово)
· Достраивание речевого контекста для заданной языковой формы
· Определение «ошибкоопасного» места (на материале неизученных орфограмм)