Лекция № 9 «Взаимозаменяемость, методы и средства измерения и контроля зубчатых передач»
В машиностроении наибольшее распространение получили понижающие зубчатые передачи: цилиндрические, конические, червячные, гипоидные. Встречаются передачи с внутренним и наружным зацеплением. Наибольшее распространение в промышленности получили эвольвентные зубчатые передачи с прямым и косым зубом.
ГОСТ 13755-81 устанавливает основные параметры зубчатых передач:
- шаг;
- модуль;
- число зубьев;
- делительный диаметр;
- ширина зубчатого венца;
- угол профиля зуба;
- угол наклона линии зуба;
- коэффициент смещения исходного контура;
- межосевое расстояние;
- гарантированный боковой зазор передачи.
Эксплуатационные требования к зубчатым передачам.
По служебному назначению зубчатые передачи условно делят на 4 группы:
- кинематические (отсчетные);
- скоростные;
- тихоходные силовые;
- общего назначения.
- К кинематическим передачам относятся зубчатые передачи измерительных инструментов, делительных механизмов металлорежущих станков, планетарные зубчатые передачи и т.д. Кроме этих передач имеют малый модуль и работают при малых нагрузках и скоростях. Основным эксплуатационным требованием к таким передачам является повышенная кинематическая точность, т.е. согласованность углов поворота ведущего и ведомого колес передачи.
К реверсивным кинематическим передачам предъявляются требования минимального гарантированного бокового зазора.
- Скоростные зубчатые передачи работают при скоростях свыше 5 м/с. К ним относятся з.п. редукторов паровых и газовых турбин, пробок скоростей, первых ступеней редукторов общего назначения. Скоростные передачи не требуют высокую кинематическую точность.
К ним предъявляются повышенные требования к плавности работы с тем, чтобы уменьшить шум и вибрации передач.
Для уменьшения габаритов передач предъявляются повышенные требования к контакту зубьев передачи.
Скоростные передачи работают при повышенных боковых зазорах, которые компенсируют нагрев передачи и исключают гидравлические удары.
- К силовым передачам относятся з.п. шестерных клетей прокатных станов, подъемно – транспортных механизмов, редукторов привода проходческих машин и т.п. Колеса имеют большой модуль. Основное точностное требование к ним – обеспечение более полного использования боковых поверхностей зубьев, т.е. получение наибольшего пятна контакта зубьев.
- К передачам общего назначения не предъявляется повышенные требования по точности
Системы точности зубчатых передач.
ГОСТ 1643 –91 устанавливает 12 степеней точности зубчатых колес в порядке убывания точности: 1, 2¼11, 12.
Для каждой степени точности установлены нормы:
а) кинематической точности;
б) плавности работы;
в) контакта зубьев.
Для з.п. с выраженными кинематическими свойствами (металлорежущий станок) назначается степень точности по нормам кинематической точности. Степень точности по нормам плавности назначают на 1 грубее, чем по кинематической точности.
5 – 6 – 6
Основным показателем точности скоростных з.п. и общего назначения является степень точности по нормам плавности, которую выбирают в зависимости от окружной скорости и типа передачи (прямозубая, косозубая …) и термообработки зубьев.
Если степень точности по нормам плавности выбрана точнее 8, то с целью снижения трудоемкости целесообразно степень точности по нормам кинематической точности принимать на 1-2 грубее, чем по плавности.
8 – 7 – 7
Независимо от показателей точности стандарт устанавливает 6 видов сопряжения по боковому зазору: A, B, C, D, E, H и 8 видов допусков на величину бокового зазора: x, y, z, a, b, c, d, h.
В горных машинах преимущественно применяется вид сопряжения В, реже А.
Выбирать вид сопряжения лучше всего по расчету
- минимальный гарантированный боковой зазор.
- боковой зазор, необходимый для слоя смазки:
; - коэффициент линейного теплового расширения материала передачи и корпуса.
аw – межосевое расстояние.
- перегрев передачи
- угол исходного контура ( )
Кинематическая точность.
Для обеспечения кинематической точности предусмотрены нормы, ограничивающие кинематическую погрешность передачи и колеса.
Кинематическая погрешность зубчатого колеса (Fк п к) определяется как разность между действительным и номинальным углами поворота зубчатого колеса, ведомого измерительным (образцовым) колесом. Она выражается в линейных величинах длиной дуги делительной окружности.
Показателем кинематической точности зубчатого колеса является наибольшая кинематическая погрешность зубчатого колеса (F/ir), которая равна наибольшей алгебраической разности значений кинематической погрешности зубчатого колеса за один полный оборот.
Контроль кинематической погрешности трудоемок, поэтому производится только при изготовлении особо точных колес (3…6 степени точности) с помощью кинематометров.
Составляющими кинематической погрешности являются:
а) накопленная погрешность окружного шага Fpr.
Допуск Fp.Fpr
РИСУНОК.
б) радиальное биение зубчатого венца Frr
Допуск Fr
Постоянной хордой называют отрезок прямой, соединяющий точки касания исходного контура с обоими профилями зуба в нормальном сечении.
в) колебание длины общей нормали FVWr
Допуск FVW Длина общей нормали W – это расстояние между двумя параллельными плоскостями, касательными к двум разноименным активным боковым поверхностям А и В зубьев колеса.
г) колебание измерительного межосевого расстояния за оборот колеса Fir¢¢ или на одном зубе fir¢¢.
Допуски Fi¢¢ и fi¢¢
Номинальным измерительным межосевым расстоянием а¢¢ называют расчетное расстояние между осями измерительного и рабочего колеса, имеющего наименьшее дополнительное смещение исходного контура.
Стандарт ГОСТ 1643 – 91 предусматривает контроль точности изготовления зубчатых колес по одному из комплексов:
1. Для передач 3¼6 степеней точности
- по кинематической погрешности Fir¢ (Fi¢)
2. В условиях единичного производства:
- по накл. погреш. окружного шага Fpr (Fp);
- по радиальному биению зубчатого венца Frr (Fr);
- по колебанию длин общей нормали Fvwr (Fvw).
3. В условиях крупносерийного производства
- по колебанию измерительного межосевого расстояния за оборот колеса Fir¢¢ (Fi¢¢)
- по колебанию длины общей нормали Fvwr (Fvw).
Плавность работы.
Наиболее объективным показателем плавности работы зубчатых передач является местная кинематическая погрешность.
Местная кинематическая погрешность колеса fir¢ - это наибольшая разность между местными соединениями (экстремальными) значениями кинематической погрешности зубчатого колеса.
Составляющими местной кинематической погрешности являются:
- отклонение шага fptr (допуск fpt);
- отклонение шага зацепления fpbr (fpb);
- отклонение профиля зуба ffr (ff);
- колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе fir¢¢ (fi¢¢).
Контакт зубьев.
Долговечность работы зубчатых передач зависит от полноты контакта сопряженных боковых поверхностей зубьев колес.
РИСУНОК.
hcp – средняя высота следов прилегания зубьев.
hc – высота зуба активной боковой поверхности.
Суммарным пятном контакта называют часть активной поверхности зуба колеса, на которой располагаются следы прилегания его к зубьям парного колеса после вращения собранной передачи при непрерывном контактировании зубьев обоих колес.
Суммарное пятно контакта оценивается по относительным размерам:
По длине зуба:
(с < m)
(c > m)
по высоте:
Показатели кинематической точности, плавности работы и контакта зависят от точности зубонарезного инструмента и не зависят от квалификации рабочего.
Боковой зазор зависит от правильности установки на станке межосевого расстояния «инструмент – заготовка», от режимов резания, т.е. от квалификации станочника.
Поэтому показатели бокового зазора контролируют на каждом колесе и допуски бокового зазора наносят на рабочий чертеж колеса.
Рассмотрим методы контроля бокового зазора.
Методы контроля бокового зазора.
Пассивные методы:
а) набором щупов;
б) индикатором часового типа;
в) по замерам толщины свинцовой пластинки, прокатанной между зубьями.
Активные методы:
а) контроль смещения исходного контура от его номинального положения (тангенциальные зубомеры);
б) контроль длины общей нормали (нормалемеры, штангенциркули);
в) контроль толщины зуба по постоянной хорде или по хорде делительной окружности (штангензубомеры);
г) контроль размера б.з. по роликам (рычажные скобы, оптиметры).
Контроль смещения исходного контура.
Для создания в зубчатой передаче гарантированного зазора производят уменьшение толщины зуба по сравнению с расчетной теоретической толщиной. Это уменьшение создается путем радиального смещения исходного контура рейки зубонарезного инструмента.
Дополнительное смещение исходного контура от его номинального положения в тело зубчатого колеса нормируется в ГОСТе 1643-81 двумя величинами:
- наименьшим дополнительным смещением исходного контура (EHS);
- допуском на смещение исходного контура (ТН).
Наименьшее дополнительное смещение исходного контура (EHS) назначают в
зависимости от степени точности по нормам плавности и вида сопряжения.
EHS = f (m; z; степ. точн; вида сопр.)
Допуск на смещение исходного контура (ТН) установлен в зависимости от допуска на радиальное биение (Fr), вида сопряжения, причем ТН>Fr
TH = f (m; z; степ. точн; вида сопр)
Контроль смещения исходного контура осуществляют с помощью тангенциального зубомера.
Контроль толщин зубьев по
постоянной хорде.
ГОСТ 1643-91 взамен измерения дополнительного смещения исходного контура разрешает производить измерение толщины зуба по постоянной хорде.
Постоянной хордой называют отрезок прямой, соединяющий точки касания исходного контура с обоими профилями зуба в нормальном сечении.
Номинальная величина толщины зуба
где х – коэффициент коррегирования
a - угол исходного контура.
Для коррегирования колес Sc = 1,387× m
Высота от окружности выступов до постоянной хорды
где ha – высота головки зуба (для нормальных колес ha = m)
Для коррегирования колес hc = 0,7476×m
Предельные значения толщины зуба по постоянной хорде нормируют в ГОСТе: - наименьшим отлонением толщины зуба от номинальной (ECS);
- допуском на толщину зуба (Тс)
ECS = f (вида сопряжения, степени точности по нормам плавности, делительного диаметра).
TC = f (вида сопряжения, допуска на различное биение)
Контроль толщины зуба по постоянной хорде осуществляют с помощью штангензубомера.
(Показать прибор, рассказать о его устройстве).
Выполнение чертежей цилиндрических зубчатых колес.
Правила оформления нормируются ГОСТ 2.403-75.
На изображении зубчатого колеса указывают:
- Æ окружности выступов;
- ширину венца;
- шероховатость боковой поверхности зубьев;
- размеры фасок.
На чертеже помещают таблицу параметров.
Состоит из 3-х частей:
а) основные для изготовления;
б) для контроля;
в) справочные данные.