Глава 9. Участие субъектов федерации в международных отношениях

Вопросы международных и внешнеэкономических связей субъектов федераций относятся к числу статусных. То или иное решение их определяет степень самостоятельности субъектов федераций во внешней среде, пределы сферы их деятельности, объем полномочий, которыми они обладают, возможности их реального влияния на внутреннюю и внешнюю политику федеративного государства.

Еще несколько десятилетий назад сама постановка вопроса об участии субъектов федеративных государств в международных отношениях была крайне редким явлением. «До недавнего времени, - пишет Дж.Клайн из Джорджтаунского университета, - область внешней политики оставалась относительно свободной от вызовов традиционному разделению правительственных полномочий. В частности, общенациональные институты осуществляли почти исключительный контроль над разработкой и осуществлением внешней политики США, областью, в которой, как считало большинство наблюдателей, активность субнациональных правительств была весьма неуместной, если не фактически конституционно запрещенной.”[528]

И лишь, начиная примерно с 70-х годов, ситуация довольно резко меняется и становится бесспорным фактом значительное увеличение масштабов участия субъектов федераций в разнообразных международных связях. По мнению того же Дж.Клайна, “тщательное изучение расширяющейся роли штатов США в американской внешней политике говорит о том, что созрело время сделать переоценку федеральных институтов и отношений в этой сфере. Прямое и согласованное усилие определить природу законного участия в вопросах внешней политики на субнациональном уровне помогло бы использовать силу федеративной системы, умножая совместные усилия и одновременно канализируя потенциальные конфликты через консультативные механизмы”.[529]

Оценки и отношение к участию субъектов федераций в международных связях не является однозначными. Сторонники такого участия подчеркивают его объективно необходимый и даже неизбежный характер, указывая в первую очередь на процессы глобализации, расширение круга участников международной жизни и усиление их взаимодействия. При этом ничуть не приуменьшается роль национальных государств в международной политике. «Внешняя деятельность (федеральных) регионов не бросила вызов доминированию государств в международных делах, но она покончила с монополией центральной власти государств на внешнюю политику»[530].

Те, кто негативно относятся к международной активности субъектов федераций, опасаются главным образом разноголосицы во внешней политике федеративного государства, подрыва единства проводимого им курса и возможности использования противоречий в позициях федерации, с одной стороны, и ее субъектов, с другой, внешними конкурентами. Уяснение действительного существа проблемы требует, прежде всего, выявления причин расширяющихся международных и внешнеэкономических связей субъектов федераций.