ВЫЗЫВАЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЕМ ПАРАМЕТРОВ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА
1. Регулирование информационного пространства выступает под различными названиями статей разных конституций: право на свободу мысли (А), право на образование (Д). Здесь сочетается, с одной стороны, получение нового знания в различного рода научных исследованиях по всему спектру наук, а с другой — возможность их беспрепятственной и поощряемой передачи в процессе подготовки кадров для ассимиляции старого опыта и жизнедеятельности в новых условиях жизнеобеспечения. В реальной политике по многим причинам могут обнаруживаться противоположные правовые действия: преследование за инакомыслие (1) и запрет на собрания (2). Обнаружение исследователем истины не только не означает во многих случаях признательности общества, всяческой поддержки и немедленного применения плодов открытия на практике, а, наоборот, он становится объектом преследования и изоляции. Причин для того много: банальное непонимание современников, как это случилось с врачом И. Земмельвейсом, открывшим в 1847 г. метод антисептирования и умершим в 1867 г. в психиатрической больнице непризнанным и гонимым; научная конкуренция, жертвой которой стал Л. В. Соболев, открывший в 1900г. направление лечения диабета инсулином за 21 год до Бантинга и Маклауда, но лишенный руководством Военно-медицинской академии возможности продолжать свои исследования и т. д. Излишне
упоминать в связи с этим имена Галилея, Дж. Бруно, Коперника, А. Чижевского и многих других выдающихся мыслителей. Быть первооткрывателем скорее опасно, чем престижно, его ожидает чаще шельмование и осуждение, нежели чествования и вознаграждение. Реальная политика руководствуется требованиями текущей реальной ситуации и нечасто заглядывает в будущее, в последствия своих действий, чем сильно отличается от идеальной политики, которую удается реализовывать на очень коротких интервалах времени (см. рис. 2.8).
В этой области в основном сосредоточены проблемы психологии индивидуальности. Нет необходимости перечислять имена выдающихся философов, математиков, физиков и др. В одном ряду с ними стоят имена выдающихся педагогов, начиная от выдающихся деятелей древнегреческой школы, создателей современной системы образования, каждый из которых характеризовался в первую очередь как индивидуальность. Кроме всего прочего, этих людей помнят еще и потому, что их некоторые поведенческие особенности можно прямо связать со специфическими для них психическими состояниями (гуманитарными), обусловленными интенсивными поисками информации, установлением ее истинности, доказательством ее валидности и т. п. К гуманитарным относятся антонимичные пары состояний (87):
терпимость — принципиальность (состояние, вызываемое реакцией на прагматичность информации, необходимой и достаточной для получения реального результата);
расположенность— критичность (состояние, вызываемое реакцией на доказательность информации, достоверной и ясной для ее получателя);
общительность — замкнутость (состояние, вызываемое реакцией на конструктивность информации, организованной по согласованным правилам и предназначенной для практической реализации);
комформность — фанатичность (состояние, вызываемое реакцией на рациональность информации, представляющую из себя полную систему для достижения конкретной общественной цели) (см. схему 2.1).
Психические состояния этого вида являются реакцией на психологические качества информации, составляющей содержание информационного пространства, описанные в 1.8.
2. Физическое пространство регулируется законами о праве предпринимательской деятельности (В) и праве на жилище (Е). Надо ли говорить, что только обладание физическим пространством, «Землей», позволяет создать потребительную стоимость: от материального характера до информационного или эстетического. Совершенно излишне доказательство крайней потребности человека в жилище, без которого вообще невозмож-
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
Рис. 2.8. Схема системно-психологического анализа правового регулирования
в реальной политике.
Функции элементов системы:
1. Наукократия — власть знающих над незнающими.
2. Демократия — власть большинства над меньшинством.
3. Партократия — власть организованных над неорганизованными.
4. Райтократия — власть пишущих над читающими.
5. Технократия — власть умеющих над неумеющими.
6. Бюрократия — власть уполномоченных над неуполномоченными.
7. Автократия — власть сильных над слабыми.
8. Плутократия — власть имущих над неимущими.
Схема 2.1. Связь психических состояний и видов жизненного пространства.
ны жизнь человека и выживание всего общества. Реальная политика не всегда в состоянии обеспечить права человека в полном объеме и прибегает к монополии на производство многих видов продуктов, деятельности и пр. (2). Кроме того, проблемы неравномерного распределения условий жизнеобеспечения, опасности распространения преступности, боязнь политической нестабильности вынуждают вводить систему прописки по месту жительства и систему прикрепления людей к рабочим местам при помощи трудовых книжек (6). Для человека это прежде всего проблема как для индивида — с его конкретным типом телосложения, полом, возрастом. Степень правовой разрешенности проблемы физического пространства вызывает соответствующие психические состояния (эмоциональные), которые из личных феноменов могут очень быстро перерастать в политические явления. Эти психические состояния побуждали к завоевательским войнам, географическим открытиям, освоению новых земель и пр. Эмоциональные состояния включают в себя:
любопытство—скуку (состояние, вызываемое материальными или человеческими ресурсами, более или менее известными и понятными);
готовность — растерянность (состояние, вызываемое мерой собственных сил и средств, необходимых для желаемого поведения) ;
дружелюбие — враждебность (состояние, вызываемое стремлением включиться в распределение в обществе материальных, информационных, управленческих, эстетических ценностей);
сытость — голод (состояние, вызываемое мерой удовлетворения органических потребностей человека).
Психические состояния этого вида вызываются функционированием в основном психофизиологических механизмов поведения человека, активизируемых представлениями о его целесообразности.
3. Собственно правовое пространство регулируется правом на свободу совести (В) и правом на жизнь (Ж). Только в случае установления порядка в этих областях жизнеобеспечения можно вообще говорить о каком-либо правовом регулировании. При наличии четко регламентированных отношений между людьми, юридической предопределенности деятельности каждого члена общества, гарантий защиты своей жизни и своего права влиять на властные структуры развиваются специфические психические состояния (мотивационные).
В реальной политике по множеству причин общество ужесточает требования к людям, вводя в той или иной форме однопартийную систему и используя в качестве меры устрашения нарушителей закона смертную казнь. В отсутствие этих состояний или их подавленности из-за правового произвола исчезает всяческая мотивация к деятельности, «разлагаются» моти-
вы гражданского поведения, которое может обратиться в антиобщественное. Мотивационные состояния динамизируют народный энтузиазм, вызывают взрыв деловой и трудовой активности, находятся в истоках великих открытий и достижений. Правовое пространство формирует Личность, а при размытости правового пространства приводит к ее деградации. Времена взлета законодательства и его падений периодически повторяются при каждом переходе в новое «политическое поле». Ю. Торвальд пишет, что «во Франции в 1810 г. из-за наполеоновских войн ослабли все социальные связи и волна преступлений грозила затопить весь Париж. Парижские улицы стали в то время подлинным раем для многочисленных воров и грабителей» (Торвальд Ю. Век криминалистики. М., 1984. С. 19). В 30-х годах XIX в. то же самое происходило в Лондоне. Из-за своеобразного понимания свободы Англию буквально поглотила трясина преступлений, насилия и беззаконий (Там же. С. 53). Труды выдающихся деятелей правопорядка: основателя уголовной полиции Видока, Бертильона — создателя службы идентификации преступников, книга Френсиса Гальтона «Отпечатки пальцев» (1893) и другое обусловлено стремлением организовать правовое поле, что и было весьма успешно на какое-то время сделано. В группу мотивационных состояний входят:
симпатия—антипатия (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения принципа уравновешенности статики и динамики проявления его природных и культурных характеристик с проявлением своих собственных характеристик);
синтонии—асинтонии (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения принципа соразмерности его чувств, представлений, мыслей, восприятий действительности со своими собственными чувствами, представлениями, мыслями, восприятием);
восхищения и возмущения (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения повторяемости в пластике его движений, мимики, речи, в манере держаться, своей собственной пластики и тональности);
любовь и ненависть (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения взаимной соподчиненности, которая проявляется в ее соизмеримости по признакам кратности усилий в совместных действиях и их согласованности во временном масштабе) (Свешникова Н. О. Использование принципов гармонического целого для интерпретации гуманитарных состояний//Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6, 1987. Вып. 3. № 20).
Психические состояния этого вида появляются в процессе межличностного взаимодействия и вызываются мерой гармонии, обнаруживаемой в его процессе (22).
4. Экономическое пространство регулируется под влиянием
права на труд (3) и на свободу информации (Г). Право на труд не требует специального обсуждения, поскольку широко известно, что обществу время от времени приходится изменять законодательные основания побуждения людей к труду: от вульгарного физического принуждения под страхом смерти или насилия до юридического закрепления за владельцем средств и предметов труда или экономического принуждения под лозунгом: «Кто не работает — тот не ест». Проблема права на труд чрезвычайно неоднозначна. В реальной политике при распаде системы трудового стимулирования из-за военных или стихийных бедствий обществу приходится прибегать к введению трудовой повинности (8) и цензуры, перехвата телефонных и иных переговоров (4). В труде сочетаются и естественное стремление человека работать, и уклонение его от труда при неблагоприятных стечениях социальных обстоятельств. Субъект труда, формирующийся в процессе создания и обмена потребительной стоимости в экономическом пространстве, испытывает состояния, именуемые праксическими (85,86):
энергичность — утомленность (состояние, появляющееся при исполнении работы с ясно определенной целью и средствами деятельности, но, вероятно, потребующее продолжительных усилий для получения результата);
расслабленность — напряженность (состояние, появляющееся при исполнении работы с известной целью и очевидным результатом, но, возможно, с неопределенными средствами ее исполнения, что потребует существенных усилий по поиску информации);
спокойствие — тревожность (состояние, появляющееся при исполнении работы с известным результатом, но, возможно, с неясно определенными целью и избираемыми для ее достижения средствами, что может привести к утрате авторитета, признания и пр.);
хладнокровие — стресс (состояние, возникающее в деятельности, где точно определена ее цель, но может быть ничего неизвестно о средствах ее выполнения и результате, который может оказаться опасным для здоровья).
Психические состояния этого вида возникают как реакция на целевое и материально-информационное обеспечение расходования рабочей силы в процессе трудовой деятельности и ее результативность.
Психологические достижения Ф. Тейлора, Г. Форда, Д. Макгрегора, Ф. Херцбергера решали не только проблему организации производства, но и открывали новые психологические методы побуждения к труду, которые позднее принимали форму юридических законов (Юрьев А. И. Теоретические и методологические основы эргономики//Эргономика. Л., 1988. С. 45—73). Право на информацию не является необязательным
приложением к жизнеобеспечению человека. Экономика невозможна без формирования потребительской мотивации, создания стандарта жизни, мотивации к различным формам общественно полезного поведения, без рекламы в прямом и переносном смысле, без сведений о том, как, где, при каких условиях может быть достигнут эталон экономического благополучия. Ближайшим примером является теле- и газетная пропаганда экономического уровня и образа жизни в развитых промышленных странах. Она поставила под сомнение у населения правильность общественно-политического устройства СССР. Право на свободу информации и на труд формирует человека как субъекта — носителя волевых качеств, когнитивных процессов, определяет его аффективную сферу и весь комплекс эталонов восприятия окружающей действительности.