АФФЕКТ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Но и мотивация не всегда доступна в политической деятельности, как и расчет на активацию процессов мышления. И кроме этого, расчет на эти психические процессы не решает всех проблем экспансии. Успех часто оказывается на стороне тех, кто сумел быстрее и интенсивнее задействовать аффективную сферу человека, его эмоции и чувства. В этом случае главные идеи какого-либо учения не доказываются, а предъявляются объекту экспансии в эмоционально-яркой форме: непременно такой, чтобы он был не в состоянии уклониться от созерцания впечатлений, которые для него подготовлены. Классическими являются примеры из истории Великой Французской революции с «режиссурой» ликвидации католической религии и духовенства. В 1791 г. закрытие церквей, монастырей, изъятие церковных ценностей и изгнание духовенства производилось в столь унизительной форме (верхом на осле, облаченном в культовые одежды), что восстановить авторитет священнослужителей практически было невозможно. Все всё понимали, но... вид беспомощного и униженного духовника исключал воссоздание его прежней роли.
После убийства Марата Шарлотой Корде его похоронам был придан столь грандиозный ритуальный характер с невероятными, фантастическими сценами и действиями, что они затмили все величие короля и королевской власти. Исследователи пишут: «.. ничто не может дать понятие о том исступленном эпидемическом идолопоклонстве, которое вызвало убийство „друга народа" Марата». Известно, что «Конвент и Коммуна соперничали в усердии, которым венчали венцом мученика и пальмой бессмертия своего вождя. Только останки Марата и Наполеона и удостоились подобных почестей. Тело покойного лежало полуобнаженное, с открытой раной, от которой он погиб. Ребе-
нок возлагал на его голову гражданский венец, держа в другой зажженный факел. Ладан клубился над прахом, и так двигалось в грозную бурную ночь при раскатах пушечной пальбы вдоль темной Сены, местами красневшей от отблеска колеблющегося света факелов, это огромное печальное шествие. За телом Марата несли его ванную, в которой он погиб, за ней обрубок дерева с его письменным прибором. Над могилой был набросан курган из каменных глыб, в виде нагромождающихся друг на друга утесов, с пещерою под ним» (28. С. 339).
На этом, однако, дело не кончилось. Несколько дней спустя начались церемонии поклонения. Сердце Марата было заключено в агатовый сосуд, самый богатейший из всех, какой только могли найти в королевских сокровищах. В речах над останками Марата говорилось: «Сердце Иисуса и Сердце Марата! У вас равные права на наше почитание!» Или: «Как Иисус, Марат так же страстно любил народ и только один народ; как Иисус, он так же ненавидел аристократов, священников, богатых и бесчестных: и так же, как Иисус, — вел воздержанный, простой образ жизни» (28. С. 339). К этому надо добавить, что в начале 1795 г. во Франции началось уничтожение бюстов Марата как основоположника террора. А Конвент издал декрет, согласно которому почести Пантеона могли быть возданы гражданину не ранее, чем через десять лет после его смерти. Тогда прах Марата был удален из Пантеона.
Кроме положительных эмоций не менее интенсивно задействуются и отрицательные эмоции, подавляющие и вынуждающие повиноваться власти. Изобретение гильотины и создание революционного трибунала, который судил тройками и неправедно, должно было парализовать любую, самую сильную волю. Историки сообщают, что за редким исключением все жертвы гильотины обыкновенно в последний момент дрожали от страха и подходили к ступеням эшафота уже полумертвыми, хотя многие жертвы, принесенные на алтарь свободы, держались в последнюю минуту с большой твердостью. Людовик XVI умер с полным достоинством, воспротивившись палачу только тогда, когда тот стал связывать ему руки. Сторонники Робеспьера вели себя также мужественно. Даже было высказано предложение Фукье-Тенвилем, председателем Революционного суда, пускать кровь перед казнью, дабы ослабить силы и мужество осужденных, не оставлявшие их до последней минуты, и, видимо, раздражавшие заправил террора. Фукье-Тенвиль был сам гильотинирован 6 мая 1775 г. вместе с 14 членами Революционного суда на Гревской площади после термидорианского переворота. Он ненамного пережил Робеспьера. Фукье предоставили возможность для защиты, и главным его тезисом было то, что он только лишь повиновался.
Скоро, по свидетельству современников, люди привыкли к зрелищу ежедневных казней, и их мало трогало стоическое му-
жество жертв. Казнь жирондистов и дантонистов не произвела на общество почти никакого впечатления. Потом жертвоприношения гильотины стали входить в норму, делались народной потребностью. Люди, приучившиеся к виду крови, перестали испытывать чувство отвращения, а вскоре уже не могли обходиться без подобного, возбудительного для нервов средства. Отцы и матери приводили своих детей на казни, чтобы воспитывать таким образом у них ненависть к тирании и чувство мужества (28. С. 97).
Трибунал и казнь имели свое предназначение — воздействовать на аффективные механизмы психики. Поэтому не имели никакого значения доказательство вины, защита и прочие вещи, связанные с процессами мышления и на которые обычно ссылается политика, обосновывая свои действия (138, 171).