I. Инвентаризация имущества и обязательств.
Инвентаризация - это установление на определенный момент фактического наличия средств и их источников, фактически произведенных затрат и т.п. путем пересчета инвентаризируемого объекта в натуре, т.е. снятия остатков, или путем проверки учетных записей. Полная инвентаризация охватывает все виды ресурсов предприятия, частичная - какую-либо определенную группу хозяйственных средств или их источников.
Инвентаризации подлежат: все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств; производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете; имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Цель инвентаризации - выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев ее обязательного проведения.
В соответствии с требованиями законодательства проведение инвентаризации обязательно:
· при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
· при смене материально- ответственных лиц;
· при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
· в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
· при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
На крупных и средних предприятиях создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается приказом руководителя. В состав комиссии входят: представители администрации, работники бухгалтерии и другие специалисты (экономисты, инженеры, техники и др.).
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера при обязательном участии материально - ответственных лиц.
Инвентаризация расчетов и обязательств заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Комиссия путем документальной проверки должна установить правильность расчетов с банками, бюджетом, внебюджетными фондами и другими организациями; правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям; правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности.
Сведения о фактическом наличии ценностей записываются в инвентаризационные описи. В случае выявления расхождений фактического наличия с данными бухгалтерского учета составляются сличительные ведомости.
Выявленные при инвентаризации отклонения фактического наличия имущества от данных бухгалтерского и учета регулируются следующим образом:
· Имущество (основные средства, материалы, товары, денежные средства и др.), оказавшееся в излишке, приходуется на счета учета данного имущества в корреспонденции со счетом 91 “Прибыли и убытки”: