Картина многовековой жизни памятника

Шаг за шагом воссоздается картина многовековой жизни памятника, а чтобы она была достоверной, необходимо изучить и другие здания, построенные тем же мастером или в то же время, необходимо знать историю в целом, историю архитектуры, историю строительной техники.

Но самый увлекательный этап предпроектных исследований- натурные изыскания: лучше и полнее всего "говорит" о себе само здание. Изучить здание в натуре - значит тщательно обмерить его, снять позднюю штукатурку, сделать шурфы-раскопы у основания, проанализировать конструкцию стен, кровель, венчаний. И тут начинаются открытия: обнаруживается, что прежние двери и окна - расширены или заложены, что на месте плоского перекрытия раньше был свод, что вместо скучной скатной кровли некогда высились ярусы нарядных кокошников, а по стене бежал узорный орнамент. Так, настоящим праздником для реставраторов, изучавших меншиковский дворец, стал день, когда за оштукатуренным потолком открылся расписной плафон с портретом Петра I.

Нужно владеть глубоким знанием архитектуры прошлого, обладать зорким взглядом исследователя, чтобы угадать, например, в остатке полуистлевшего бревна на чердаке псковских каменных палат свидетельство о существовании деревянных хором, возвышавшихся некогда над каменными этажами. Такую гипотезу выдвинул известный ученый-реставратор Ю. П. Спегальский.

Иные памятники приходится буквально собирать по кускам. Если вам доведется повидать в Керчи, на горе Митридат, фрагмент мраморной колоннады, возведенной греческими зодчими в III в. до нашей эры, знайте, что обломки этих колонн были найдены археологами под слоем грунта или извлечены из кладки поздних построек, невежественные хозяева которых видели в них только строительный материал. Воссозданный трудами московских архитекторов, этот фрагмент доносит до нас дыхание Древней Эллады