Методы оценки конкурентоспособности организации

В настоящее время общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций (предприятий, фирм, компаний и других производителей товаров) нет. Классическими работами по анализу конкуренции в бизнесе считаются работы профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера.

В практическом плане оценка конкурентоспособности обследованных организаций может быть проведена с использованием ряда методик.

Одной из них является методика, где в основу показателя конкурентоспособности положена суммарная рейтинговая взвешенная оценка. Сначала в этой методике анализируют параметры, от которых зависит конкурентная позиция предприятия, которые называются ключевыми факторами успеха (КФУ). Далее определяется удельный вес каждого фактора исходя из его значимости для потребителя. Сумма весов по всем КФУ составляет единицу. Позиция (значимость) каждого конкурента по отдельному КФУ оценивается экспертным путем исходя из принятой шкалы, например от 1 до 10, где 1 – самая слабая позиция, а 10 – наиболее высокая.

Так, например, в таблице приведены КФУ для организаций.

Таблица

Ключевые факторы успеха предприятия

КФУ Удельный вес
1. Цена на услуги  
2. Возможности предоставления льготных условий оплаты  
3. Качество услуг  
4. Возможности постоянного сотрудничества  
5. Качество обслуживания клиентов  
6. Скорость обслуживания клиентов  
7. Дружелюбие и обходительность персонала  
8. Дополнительные услуги  
9. Скидки  
10. Широта ассортимента  
Итого 1,00

 

Позиция анализируемого предприятия по отдельным КФУ оценивается экспертами по 10-балльной шкале. Общая оценка конкурентоспособности определяется путем суммирования взвешенных рейтинговых оценок для анализируемой организации и организаций-конкурентов. Результаты анализа конкурентоспособности сводятся в таблицу.

Таблица

Общая оценка конкурентоспособности организаций на основе КФУ

Предприятие Ключевые факторы успеха Суммарная взвешенная рейтинговая оценка
 
1. Конкурент №1                      
2. Конкурент №2                      
3. Анализируемое предприятие                      

 

Суммарная рейтинговая оценка получается путем умножения удельного веса соответствующего КФУ на его балльную оценку.

Второй методикой может выступать методика Белоусова В.Л., основанной на отдельных элементах маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта) и на системе показателей деловой активности и эффективности предприятия.

Сначала рассчитывают коэффициенты по элементам комплекса маркетинга:

Коэффициент рыночной доли – показывает долю, которую занимает отдельная организация на рынке:

КРД = ОП / ООПР,

где ОП – объем продаж отдельной организации, ООПР – общий объем продаж услуг на изучаемом рынке.

Коэффициент изменения объема продаж – показывает рост конкурентоспособности изучаемой оргганизации за счет роста объема продаж на рынке

КИОП = ОПКОП / ОПНОП,

где ОПКОП – объем продаж на конец изучаемого периода; ОПНОП – объем продаж на начало изучаемого периода.

Коэффициент доведения услуг до потребителя – показывает стремление изучаемой организации к повышению конкурентоспособности за счет улучшения сбытовой деятельности:

КС = (КИОП∙ ЗСБкоп) / ЗСБноп,

где КИОП – коэффициент изменения объема продаж; ЗСБкоп – сумма затрат на систему сбыта на конец изучаемого периода; ЗСБноп – сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало изучаемого периода.

Коэффициент рекламной деятельности – характеризует стремление изучаемой организации к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности:

КрекД = (КИОП∙ ЗРДкоп.) / ЗРДноп,

где ЗРДкоп. – затраты на рекламную деятельность на конец изучаемого периода; ЗРДноп – затраты на рекламную деятельность на начало изучаемого периода.

Коэффициент использования связей с общественностью – показывает стремление изучаемой организации к росту конкурентоспособности за счет улучшения связей с общественностью:

КИСО = (КИОП∙ ЗРкоп) / ЗРноп,

где ЗРкоп – затраты на связи с общественностью на конец изучаемого периода; ЗРноп – затраты на связи с общественностью на начало изучаемого периода.

Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определяют итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности:)

КМТК = (КРД + КИОП + КС + КрекД + КИСО) / L ,

 

Следующим действием проводят расчет общефинансовых коэффициентов на основе анализа баланса изучаемой организации.

Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается по формуле:

КТЛ = Итого раздел II (стр290)

стр. 690 – (стр640 + стр650 + стр. 660),

Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется следующим образом:

КОСС = стр490 – стр. 190

стр. 290

Полученные данные переносят в таблицу для наглядности.

Таблица

Показатели, характеризующие конкурентоспособность Организации

№ п/п Показатели Итоговое значение
1. КМТК  
2. КТЛ  
3. КОСС  
Итого КП:  

Проводя окончательный расчет конкурентоспособности предприятия определяют:

КП = КМТК ∙ КТЛ ∙ КОСС,

Показатель конкурентоспособности свидетельствует о конкурентоспособности предприятия по итогам изучаемого периода.

Третьей методикой выступает методика оценки конкурентоспособности организации основанная, на расчете четырех групп показателей, характеризующих: I – эффективность основной деятельности организации, II – эффективность вспомогательной деятельности организации, III – эффективность выпускаемой организацией продукции, IV – финансовые результаты. Для определения экономически однородных показателей группы разделяют на подгруппы. Первая группа оценивается через эффективность использования основных производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, вторая – через эффективность вспомогательных сфер (менеджмент, маркетинг, управление персоналом). Потребительские и экономические показатели продукции зависят от основной (производство, сбыт) и вспомогательной (менеджмент, маркетинг, управление персоналом), обеспечивающей основную, деятельности. Эффективность основной и вспомогательной деятельности, выпускаемой продукции в целом формируют финансовый результат деятельности организации.

Окончательный, интегральный коэффициент конкурентоспособности организации представляет сумму произведений показателей с учетом их значимости:

m

КСl = S Pilс * wi

j=1

где КСl – интегральный коэффициент конкурентоспособности организации; Pilс – сводный показатель по i-ой группе показателей организации; wi – коэффициент значимости i-ой группы.

Предлагаемая методика позволяет оценивать конкурентоспособность организации и выявлять слабые стороны в деятельности и принимать обоснованные управленческие решения по ее повышению на основе целенаправленного воздействия на показатели, вызывающие снижение конкурентоспособности.