Винтовые компрессоры
Винтовые компрессоры относятся к классу объемных компрессоров, в которых сжатие хладагента осуществляется за счет уменьшения объема рабочей полости. Рабочая полость образуется в цилиндре при определенном положении двух роторов — винтов. Цилиндр снабжен всасывающим и нагнетательным окнами, впускные и нагнетательные клапаны отсутствуют.
Конструктивная схема двухроторного холодильного винтового компрессора приведена на рис. 5.22.
В корпусе компрессора в подшипниках 6, 7 установлены два ротора (винта). Один из винтов 5 имеет выступы и называется ведущим. Второй винт 4 имеет впадины (их число обычно больше выступов) и называется ведомым.
При вращении винтов в пространстве между внутренней стенкой цилиндра, выступами и впадинами винтов 4 и 5 периодически образуется рабочая полость (на рис.заштрихована). Эта полость заполняется парообразным хладагентом из испарителя. Совместное вращение винтов приводит к тому, что хладагент
перемещается вдоль оси винтов и сжимается. Сжатие паров хладагента продолжается до тех пор, пока рабочая полость не достигнет нагнетательного окна в стенке корпуса цилиндра. Сжатый парообразный хладагент через нагнетательный патрубок подается в конденсатор холодильной машины.
В силу того что при вращении роторы не соприкасаются друг с другом и стенками цилиндров, их можно выполнять без смазки. Этот тип винтовых компрессоров получил название «сухие компрессоры». Однако на практике чаще всего применяют маслозаполненные компрессоры. В таких компрессорах масло в виде очень мелких капель впрыскивается в рабочую полость. Образующаяся на поверхностях роторов (винтов) и цилиндра тонкая масляная пленка позволяет лучше уплотнить элементы и обеспечить более высокую степень сжатия паров хладагента. Кроме того, масло используется как охлаждающая среда для корпуса компрессора. Недостатком маслозаполненных компрессоров является необходимость в эффективных маслоотделителях, устанавливаемых на линии нагнетания хладагента.
Винтовые компрессоры имеют меньшие размеры и массу, чем поршневые той же производительности. Отсутствие элементов, движущихся возвратно-поступательно, обеспечивает хорошую уравновешенность компрессора. Надежность винтовых компрессоров при эксплуатации также достаточно велика. Это обусловлено отсутствием впускных и выпускных клапанов, а также трения между элементами компрессора. К недостатку винтовых компрессоров следует отнести высокий уровень шума, использование специального привода для обеспечения высокой частоты вращения винтов, сложную систему смазки.
Винтовые компрессоры используются в крупных одно- и двухступенчатых холодильных машинах, работающих на аммиаке или фреонах.
Преимущества:
1. Меньшие размеры и масса по сравнению с поршневыми компрессорами той же производительности.
2. Хорошая уравновешенность ввиду отсутствия элементов движущихся возвратно-поступательно.
3. Высокая надежность из-за отсутствия всасывающих и нагнетательных клапанов.
4. Возможность регулирования производительности с помощью золотника.
5. Практически исключен гидравлический удар.
Недостатки:
1. Высокий уровень шума.
2. Худшая энергетическая эффективность по сравнению с поршневыми компрессорами из-за относительно больших обратных перетечек пара через щели внутри компрессора.
3. Сложная система смазки.