Центробежные компрессора.
5.1. Ротационные компрессоры. Основными частями ротационного компрессора являются неподвижный цилиндр и вращающийся в нем ротор (рис. 34). Ротор свободно сидит на эксцентрике вала. Ось вала Ох совпадает с осью цилиндра, а ось ротора 02 несколько смещена. При вращении вала ротор под действием эксцентрика перекатывается по цилиндру. Линия касания ротора и цилиндра обозначена на рисунке точкой а. Сжатая пружина постоянно прижимает к ротору лопасть, разделяя таким образом серповидный объем, заключенный между ротором и цилиндром, на две полости А и Б. При повороте вала ротор займет новое положение и точка Ь' на роторе совпадет с точкой b на цилиндре. Объем полости А при этом увеличивается, и давление в ней падает. Когда давление в полости А станет примерно на (0,05-f-0,l)-105 Па ниже, чем в испарителе, пар из испарителя начнет поступать в эту полость. Одновременно с этим объем полости Б уменьшится. Пар, находящийся в полости Б, сжимается, и когда давление его станет примерно на 0,1 • 105 Па выше, чем в конденсаторе, нагнетательный клапан откроется и пар будет вытолкнут из цилиндра на сторону нагнетания.
Выталкивание пара будет происходить до тех пор, пока линия касания ротора и цилиндра не перейдет нагнетательный клапан (точка с). Полость Л, имеющая в этом положении максимальный объем, соединится с нагнетательным клапаном. Движение ротора из положения, соответствующего точке с, в положение, соответствующее точке d (когда ротор переходит через отверстие всасывания), является фактически холостым ходом.
Однако время холостого хода очень мало, поскольку отверстия всасывающего и нагнетательного клапанов максимально приближены к лопасти. Сжатый пар, оставшийся в мертвом пространстве (в отверстии нагнетательного клапана), в этот момент выходит обратно в цилиндр и поднимает в нем давление выше давления всасывания. Связанный с этим переход пара из цилиндра обратно в полость всасывания практически ничтожен, так как время холостого хода примерно составляет всего 0,001 с.
Когда ротор перекрывает всасывающее отверстие (положение d), весь объем снова разбивается на две полости. Бывшая полость всасывания А превращается при этом в полость нагнетания, а между лопастью и линией касания d образуется новая полость всасывания, которая при дальнейшем вращении ротора увеличивается в объеме.
За один оборот эксцентрикового вала происходит полный цикл работы компрессора, т. е. заполнение всасываемыми парами всего полезного объема цилиндра, сжатие этих паров и нагнетание их в конденсатор.
Мы рассмотрели работу компрессора, предположив, что ротор касается цилиндра. В действительности между ними есть зазор около 0,04—0,1 мм, поэтому при работе всегда происходит незначительное перетекание (перепуск) паров хладона-12 из полости нагнетания в полость всасывания, что вызывает потерю производительности компрессора. Уменьшение зазора ниже указанных пределов недопустимо во избежание заклинивания ротора при его нагреве. При увеличении зазора потери, связанные с перепуском пара, резко возрастают. Кроме того, пар из полости нагнетания может перетекать в полость всасывания и через зазоры между лопастью и цилиндром, лопастью и ротором, ротором и крышкой цилиндра.
Поэтому, несмотря на простоту конструкции машины, изготовление и ремонт ее требуют высокой квалификации, так как отклонение от установленных допусков при сборке значительно ухудшает работу компрессора.
Преимущества:
1. Простота конструкции.
2. Отсутствие всасывающих клапанов.
3. Лучшая уравновешенность.
4. Надежность конструкции.
5. Меньшая зависимость производительности от температуры конденсации.
Недостатки:
1. Изготовление и ремонт требует высокой квалификации специалистов.