Историософия славянофилов и западников

В русской философской мысли XIX века четко обозначились два направления: славянофилы и западники. Идти ли России в своем будущем развитии вслед за Западом или искать "самобытный'" путь развития - эти споры активизировались в сороковые годы XIX века.

В основе философского учения славянофилов (славянолюбов) лежала идея самобытности России и ее исторического пути развития. Именно в самобытности исторического прошлого России видели они залог ее всечеловеческого призвания. Особенности культуры России, ее прошлое, которое они идеализировали, решающая роль православия - важнейшие предпосылки великой роли России в оздоровлении Запада.

Западной культуре, с их точки зрения, присущи недостатки. Она завершила круг своего развития и клонится к упадку. России же суждено стать мировым лидером. Православие, общинность, соборность - этим понятиям в их концепции уделяется большое внимание. Православие - это фундамент мировоззрения и познания. Крестьянская община - идеальный нравственный, мир, где сочетаются личностное и коллективное начало.

Соборность - возможность единения людей на основе духовной общности во всех сферах жизнедеятельности человека. Славянофильство отличали не только симпатии ко всем славянам, проживающим за рубежом, но и желание объединить их. Среди представителей этого направления - Хомяков А. С., Киреевский И. В., писатели Аксаков С. Т., Тютчев Ф. И. и другие.

Западники (или европейцы) вступали со славянофилами в полемику. Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, ей должна быть присуща ориентация на западноевропейскую цивилизацию. Среди западников много выдающихся мыслителей: А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. П. Огарев, И. С. Тургенев и другие.

Хотя западничество существовало как единое направление, однако каждый из его представителей отличался индивидуальностью и обращались они к разным сторонам западной действительности. В своих взглядах они нередко претерпевали эволюцию.

Так, например, случилось с А. И. Герценом. Он резко критиковал учение славянофилов за идеализацию православия, поддержку самодержавия, но после подавления революционного движения в 1848 году разочаровался в Западной Европе, в ее мелкобуржуазном духе, и даже пришел к выводу, что русская община содержит задатки социализма.

Рассмотрим два этих направления подробнее.