Славянофилы – основоположники «почвенного» направления в русской философии
Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, яркими представителями которого были Алексей Степанович Хомяков (1804—1860) и Иван Васильевич Киреевский (1806—1856) и др., оказавшие значительное воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе.
В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания (они поставили ряд важных социально-политических и философско-исторических проблем, связанных с крестьянской общиной, ее прошлым и будущим), тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве «обманутой надежды» и «безотрадной пустоты».
По словам Вл. Соловьева, славянофилы, представляя всю западную историю как плод человеческого злодейства, имели в этом ложном представлении достаточное основание для негодования и вражды. Но ожесточенно нападать на заведомые следствия естественной необходимости — хуже, чем бить камень, о который споткнулся. В критике ранней буржуазной цивилизации славянофилами были усмотрены негативные, нарушающие внутренний душевный лад, деморализующие факторы человеческого бытия. Отсюда славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и о ее «центральных силах» (Хомяков) или о «внутреннем средоточии духа (Киреевский). Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову, — «волящий разум», или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла». Сущность мира, или «волящий разум», может быть познана лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека, так называемой «разумной зрячестью» или «живознанием», исходным началом которых является «народная вера», религия. На этих религиозных взглядах славянофилами строилась концепция русского исторического процесса.
Убеждение славянофилов в особой роли русского народа в истории легло в основу учения Данилевского Николая Яковлевича(1822-1885). Его даже считали идеологом панславизма. В истории Данилевский выделял 12 культурно-исторических типов (цивилизаций). Подобно живому организму, они находятся в развитии и борьбе друг с другом, с внешней средой. История - это смена культурно-исторических типов, которые проходят определенные стадии роста, расцвета, а затем дряхлеют и умирают. Среди 12 "культурно-исторических типов" он называет такие, как египетская, китайская, европейская, греческая, римская.
Наибольшее внимание в современной истории Данилевский уделил германо-романскому и славянскому типам. По его мнению, пришло время для расцвета славянского типа в самобытный, особый, который должен стать первым, гармонически соединяющим основные виды человеческой деятельности: религию, науку, политику, экономику.
Данилевский был уверен, что со временем возникнет всеславянская федерация. Его учение оказало влияние на культурологические теории русских философов, в частности К. Леонтьева.
Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г. Отстаивая реформы «сверху», славянофилы объективно были выразителями перехода россии от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.