Теория «локальных культур» О.Шпенглера

ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (1880—1936) —нем. философ и исто­рик, один из основоположников современной философии культуры, представитель «философии жизни*. В той единой сис­теме, которую представляет собой морфо­логия культуры Шпенглер, можно выделить оп­ределенное влияние некоторых идей А. Шопенгауэра, Ницше, Бергсона, а так­же эстетического учения В. Воррингера.

Сам Шпенглер не признавал за филосо­фией в век «цивилизации» сколько-ни­будь значительной роли. В первом про­изведении Шпенглер «Закат Европы», напи­санном под непосредственным впечат­лением от 1-й мировой войны, Шпенглер выд­винул концепцию культуры, привлекав­шую внимание мыслителей на протяже­нии всего XX в. Опираясь на накоп­ленный к тому времени археологией, этнографией, сравнительным языкозна­нием и др. науками обширный мате­риал, Шпенглер стремится разработать историко-философские основания возможно более полного отражения исторического фор­мотворчества народов.

Попытка Шпенглер раздвинуть горизонты традиционной ис­торической науки, определить место европ. культуры среди др. культур связана у него с резкой критикой осн. постулатов зап. исторической науки XIX в.— европоцентризма, панлогиз­ма, историзма, «линейной» направлен­ности. Шпенглер противопоставляет им учение О множестве равноценных по уровню Достигнутой зрелости культур.

Таких культур, по Шпенглер, восемь — египетская, Индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «фаустовская» (западно-европ.) и куль­тура майи. Их существование, по Шпенглер, есть свидетельство не единого процес­са мировой истории, а единства прояв­лений жизни во Вселенной. Цикли­ческая теория развития должна, по Шпенглер, преодолеть механицизм одномерных эволюционных схем развития. Идея круговорота, утверждающая циклич­ность развития в разрозненных в прост­ранстве и во времени культурных ми­рах, которые даже при одновременном существовании не сообщаются между собой, обусловливает особое внимание к их индивидуальности, исключитель­ности, внутр. единству. Шпенглер применяет к изучению их «физиогномики» полу­чивший большой резонанс в изучении истории культуры метод морфологичес­кого анализа. У Шпенглер, построения которого отличает крайне расширитель­ное понимание культуры, движение ис­тории, ее логика рассматриваются как развитие и закономерные превращения (юность, расцвет, упадок) предельно обобщенных культурно-исторических форм. Культура, по Шпенглер,— это отли­чающее эпоху и, более того, создающее ее как целостность определенное внутр. единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художест­венной жизни. Анализ этого стилисти­ческого единства форм — осн. способ рассмотрения Шпенглер истории.

В противо­положность догматическим, на его взгляд, принципам научного познания, Шпенглер, ссылаясь на Гете, обосновывает приоритет «лирического начала», «чувства жизни» в подходе к истори­ческому целому как развивающемуся живому организму. Идея «прасимвола» — ключа к пониманию морфологии данной культуры,— в концепции III., выполняет ту же функцию, что и прафе-номен в морфологии растений Гете. Решение одной из важнейших проблем культуркритицизма XX в.— соотноше­ния культуры и цивилизации — в фило­софии Шпенглер принимает непримиримо антиномичный характер. Шпенглер выделяет в развитии культурно-исторического ин­дивидуума следующие фазы: мифосим-волическую, раннюю культуру, метафизико-религиозную высокую культуру и позднюю, окостеневшую культуру, пе­реходящую в цивилизацию. Весь цикл, с его т. зрения, длится в среднем около тысячелетия.