Теория «локальных культур» О.Шпенглера
ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (1880—1936) —нем. философ и историк, один из основоположников современной философии культуры, представитель «философии жизни*. В той единой системе, которую представляет собой морфология культуры Шпенглер, можно выделить определенное влияние некоторых идей А. Шопенгауэра, Ницше, Бергсона, а также эстетического учения В. Воррингера.
Сам Шпенглер не признавал за философией в век «цивилизации» сколько-нибудь значительной роли. В первом произведении Шпенглер «Закат Европы», написанном под непосредственным впечатлением от 1-й мировой войны, Шпенглер выдвинул концепцию культуры, привлекавшую внимание мыслителей на протяжении всего XX в. Опираясь на накопленный к тому времени археологией, этнографией, сравнительным языкознанием и др. науками обширный материал, Шпенглер стремится разработать историко-философские основания возможно более полного отражения исторического формотворчества народов.
Попытка Шпенглер раздвинуть горизонты традиционной исторической науки, определить место европ. культуры среди др. культур связана у него с резкой критикой осн. постулатов зап. исторической науки XIX в.— европоцентризма, панлогизма, историзма, «линейной» направленности. Шпенглер противопоставляет им учение О множестве равноценных по уровню Достигнутой зрелости культур.
Таких культур, по Шпенглер, восемь — египетская, Индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «фаустовская» (западно-европ.) и культура майи. Их существование, по Шпенглер, есть свидетельство не единого процесса мировой истории, а единства проявлений жизни во Вселенной. Циклическая теория развития должна, по Шпенглер, преодолеть механицизм одномерных эволюционных схем развития. Идея круговорота, утверждающая цикличность развития в разрозненных в пространстве и во времени культурных мирах, которые даже при одновременном существовании не сообщаются между собой, обусловливает особое внимание к их индивидуальности, исключительности, внутр. единству. Шпенглер применяет к изучению их «физиогномики» получивший большой резонанс в изучении истории культуры метод морфологического анализа. У Шпенглер, построения которого отличает крайне расширительное понимание культуры, движение истории, ее логика рассматриваются как развитие и закономерные превращения (юность, расцвет, упадок) предельно обобщенных культурно-исторических форм. Культура, по Шпенглер,— это отличающее эпоху и, более того, создающее ее как целостность определенное внутр. единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни. Анализ этого стилистического единства форм — осн. способ рассмотрения Шпенглер истории.
В противоположность догматическим, на его взгляд, принципам научного познания, Шпенглер, ссылаясь на Гете, обосновывает приоритет «лирического начала», «чувства жизни» в подходе к историческому целому как развивающемуся живому организму. Идея «прасимвола» — ключа к пониманию морфологии данной культуры,— в концепции III., выполняет ту же функцию, что и прафе-номен в морфологии растений Гете. Решение одной из важнейших проблем культуркритицизма XX в.— соотношения культуры и цивилизации — в философии Шпенглер принимает непримиримо антиномичный характер. Шпенглер выделяет в развитии культурно-исторического индивидуума следующие фазы: мифосим-волическую, раннюю культуру, метафизико-религиозную высокую культуру и позднюю, окостеневшую культуру, переходящую в цивилизацию. Весь цикл, с его т. зрения, длится в среднем около тысячелетия.