Взаимодействие «Я», «Оно», и «Сверх-Я» в фрейдовской модели психики. Концепция культуры
ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (1856— 1939) — австрийский психолог, невропатолог и психиатр, основатель психоанализа.
Важно отметить, что далеко не все теоретики разделяют некогда созданный и ныне поддерживаемый миф об исключительно естественнонаучных предпосылках психоанализа. Разумеется, выдвижение Фрейдом психоаналитических идей сопровождалось переосмыслением распространенных в конце XIX века методов лечения истерических больных. Однако, было бы неверным соотносить истоки возникновения психоаналитического учения Фрейда с его врачебной практикой, с теми идеями и теориями, которые были им почерпнуты из неврологии, физиологии и иных естественнонаучных дисциплин. В этом отношении можно согласиться с высказыванием С. Цвейга: "Фрейд исходит из медицины не в большей степени, чем Паскаль из математики и Ницше из древнеклассической филологии. Несомненно, этот источник сообщает его работам известную окраску, но не определяет и не ограничивает их ценности".
Теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного и, тем самым, совершившего переворот а науке. Подобные представления являются распространенными, но весьма далекими от истинного положения дел.
Так для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской философии, было характерным признание существование " неразумной души " , " неразумной жизни " , протекающей таким образом, что человеку становятся "неподвластны чувства ". В ведийской литературе говорится о "пране", представляющей собой жизненную энергию, которая является изначально бессознательной. Буддийское учение также исходит из признания наличия несознательной жизни.
Будучи знаком с философией Платона, Фрейд мог почерпнуть от т уда представления о бессознательном, т.к. Платон размышляет о проблеме неосознанного знания человека. Да и другие темы, развиваемые в рамках древнегреческой философ и и вплотную примыкавшие к проблеме бессознательного, будь то сновидения или побудительные мотивы деятельности человека, не могли не заинтересовать основателя психоанализа. Не случайно, при обосновании или оправдании своих психоаналитических постулатов он, хотя и не часто прибегал к авторитетам Эмпедокла и Аристотеля.
Как ученый сформировался в духе традиций классического естественнонаучного материализма и эволюционизма. Приобрел известность работами о детском церебральном параличе и афазии. В начале 90-х гг. в сотрудничестве с И. Брейером Фрейд разрабатывает т. наз. «катарсический» метод терапии неврозов, основывающийся на концепции психотравматического невроза. Согласно этой концепции, невроз явл. защитной реакцией психики на травмирующую невыносимую идею, которая изгоняется из сознания («вытесняется»), но сохраняет свой аффективный заряд («катексис»). Дальнейшее развитие состояло в выдвижении Ф. гипотезы об исключительной роли сексуальности в этиологии неврозов, затем последовали отказ от гипноза, замена его методом свободных ассоциаций и толкованием сновидений, выдвижение учения о бессознательном. Творческую эволюцию Ф. с того момента, когда он окончательно встал на путь разработки психоанализа, можно разделить на три периода: ранний период (1895--1905), период I психоаналитической системы (1905—1920), период II пси-хоаналитической системы (1920 1939). Осн. теоретическими достижениями раннего периода были концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного. Психический аппарат Ф. рассматривал в двух аспектах — топографическом и динамическом. При топографическом подходе в психике выделяются три области — сознание, предсознательное, бессознательное. Бессознательное представляет собой ту часть психики, где сосредоточены бессознательные желания и вытесненные из сознания идеи. Оно иррационально, вневременно. От сознания — окна во внешн. мир — бессознательное отгорожено областью предсознательного.
Предсознательное — это разумное Я человека, память, мышление. Область сознания Ф. связывал в основном с восприятием внешн. мира. Источником психической динамики является желания бессознательного, стремящиеся к разрядке в виде действия. Для этого им нужно попасть в сознание, управляющее реализацией поведенческих актов. Это возможно лишь при посредничестве предсознательного, которое осуществляет .цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей. Позднее Ф. уточнил, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность предсознательного — принципу реальности. Сообразуясь с реальностью внешнего мира, Предсознательное вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые желания и идеи (сексуальные, эгоистические, асоциальные), сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Сохраняющие активность неразряженные желания находят «окольные пути» проникновения в сознание, маскируясь посредством механизмов бессознательного и обманывая «цензуру». К числу таких путей относятся сновидения (Ф. назвал их «королевской дорогой в бессознательное»), грезы, случайные ошибочные действия, шутки и обмолвки, а также явления психической патологии, симптомы невроза. Природа этих феноменов одинакова: они выступают в качестве компромисса, служащего удовлетворению как желаний бессознательного, так и цензурных требований предсознательного.
Концептуальное ядро теории Ф., сложившееся в ранний период, стало основой первой психоаналитической системы. Др. ее краеугольным камнем явилось учение о либидо и детской сексуальности. Учение о либидо было призвано заменить учение о прямой сексуальной детерминации неврозов, уточнить вопрос о природе бессознательных побудительных сил. В связи с учением о либидо получает дальнейшее развитие наметившийся в ранний период энергетический подход к психике. Психическая энергия, часто фигурировавшая в работах Ф. с начала 90-х годов, была интерпретирована как энергия либидо. Мысля ее как количественно изменяющуюся субстанцию (здесь сказалось влияние школы Гельмгольца), Ф. описал способы превращения либидо. Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, или неразряженным вытеснен обратно в бессознательное, или лишен своей энергии посредством реактивных образований (стыд, мораль) и сублимации. С т. зр. учения о либидо процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированный процесс превращений его сексуального инстинкта. Неизбежная трудность сведения всего человеческого поведения к проявлениям, сексуальности, влияние событий 1-й мировой войны, критика со стороны оппонентов заставили Ф. пересмотреть структуру инстинктов. Он вводит новую дуалистическую схему, где действующие в психике инстинктивные импульсы трактуются как проявление двух космических «первичных позывов» — Жизни и Смерти. Наряду с этим была произведена также переоценка роли инстинктов и той области психики, к-рую они конституируют. В работе «Я и Оно» (1923) Ф. развертывает структурную концепцию психики, выводящую всю психическую динамику из взаимодействия трех инстанций — Я, Оно, Сверх-Я. Бессознательное Оно — это, по Ф., «кипящий котел инстинктов». Задачей сознательно-предсознательного Я явл. такое удовлетворение импульсов Оно, к-рое не шло бы вразрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требований следит Сверх-Я — представитель об-ва, внешн. идеала и авторитета в психике человека. Данными теоретическими нововведениями первая психоаналитическая система была преобразована во вторую психоаналитическую систему. Учение Ф., не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий потенциал. Он связан прежде всего со специфическим осмыслением Ф. человека и культуры. В основе его лежало убеждение Ф. в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного и культуры. Причиной этого антагонизма на внутрипсихическом уровне (противоречия между Оно, Я и Сверх-Я, между цензурой и желаниями) явл. культура с ее идеалами, нормами, требованиями. Культура, по Ф., основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. Следствием такого понимания культуры стала романтическая критика ее, к-рая сначала была направлена против отдельных институтов культуры, но позднее акцент был перенесен на культуру в целом. В работе «Неудовлетворенность в культуре» (1930) Ф. приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний. При объяснении происхождения и сущности институтов культуры Ф. исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также в одинаковости механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию «коллективным неврозом». Наличие в психике человека типических форм реагирования (Эдипов комплекс) и коллективных символов указывает, по Ф., на реальные события в истории человечества, памятью о к-рых выступают эти психические феномены. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой -половины XX в., а фрейдистская методология познания обществ, явлений, требующая раскрытия лежащих в их основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователями Фрейда.