Антропоцентризм (гуманизм) философии Возрождения и его этико-культурологическая интерпретация
Новое время (конец XVT-XVII вв.) характеризуется тем, что в странах Западной Европы в недрах феодального строя зарождается и развивается капитализм. Это ведет к изменению в экономике, технике, социальных отношениях, политике. Наука играет все большую роль в жизни общества Если культура эпохи Возрождения ориентировалась во многом на античные учения, то культура XVII века, развиваясь в новых социально-экономических и исторических условиях, сознает свое превосходство перед античностью. Это связано с огромными успехами математического и естественнонаучного знания этого времени.
Философия развивается в сложном взаимодействии с религией, с одной стороны, и с наукой - с другой. Научная революция с ее ориентацией на конкретные знания о мире, так как бурно развивается промышленность, торговля, вызывает новую ориентацию философии. Философия провозглашается наукой, которая должна помогать практической деятельности по созданию материальных ценностей. Девиз этого времени: "Знание - сила", а цель - увеличение власти человека над природой. Растет значимость опыта, эксперимента. Ученые ищут новые методы познания мира. Те из них, кто уделяет большее внимание опыту, образуют направление- эмпиризм, те же, кто отстаивает решающую роль разума в познании, - рационализм
Золотой фонд мировой философской мысли составляют учения таких философов Нового времени }как Ф. Бэкон. Р. Декарт. Т. Гоббс. Б. Спиноза. Г. Лейбниц и другие.
Начиная с 15 века в европейских странах происходят крупные социально-экономические сдвиги. Появлялись мануфактуры, которые требовали рынков сырья и сбыта. Совершаются множество открытий, которые сильно повлияли на жизнь Европы. Все более осознается мысль, что не божья благодать, а человеческий разум, знания , воля способны сделать человека счастливым. Человек рассматривается как воплощение Бога и культура этого периода (как и философия), определяется как культура антропоцентризма. Особенно это выразилось в скульптуре и живописи. Художники видели в человеке божественное совершенство и выражали его в своих работах. Усиленно развивалось естествознание, механика, астрономия, физика. Благодаря трудам Коперника, Дж. Бруно, Кеплера, Галилея, Ньютона и других, создавалось современное естествознание, которое опирается на опыты и наблюдения.
ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человечный) — система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. Идеи гуманного отношения к человеку обнаруживаются уже в глубокой древности: в устном народном творчестве, нравственных и религиозных воззрениях различных народов. Но как широкое идейно-культурное движение Г. сформировался в эпоху Возрождения (середина 14 — середина 16 в.) в соч. Петрарки, Данте, Бок-каччо, Леонардо да Винчи, Эразма Роттердамского и др. Оно возникло в результате расцвета городов, растущих потребностей в воспитании нового человека раннебуржуазной эпохи. Гуманисты выступали за духовное возрождение классической античности, апеллировали к достоинству индивида, критиковали духовную деспотию средневековой схоластики. В период буржуазных революций идеи Г. получили дальнейшее развитие в трудах фр. просветителей, утопических социалистов, в нем. классической философии и литературе (Руссо, Вольтер, Дидро, Гельвеции, Гольбах, Лессинг, Гердер, Гёте, Ф. Шиллер, Кант, Фихте, Гегель, Фейербах и др.), в произв. рус. революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский и др.). В центре их воззрений — проблемы свободы, равенства и братства людей, «естественные права» человека, его стремление к творчеству и
совершенствованию. Человек, по Канту, может быть для др. человека только целью, а не средством. Идея свободного всестороннего развития личности как абсолютной ценности и самоцели общественного прогресса образует краеугольный камень марксистского Г. На протяжении всей человеческой истории система идей Г. находилась в непрерывном развитии. В совр. эпоху обострения глобальных проблем человечества, связанных с его выживанием, традиции, идеи и принципы Г. приобрели особую актуальность, стали жизненной необходимостью для каждого народа и человечества в целом. Растет потребность в новом подходе к пониманию Г., формированию его принципов с позиций нового мышления. Он призван выражать приоритет общечеловеческих интересов и ценностей, впитать в себя все достижения гуманистических исканий, в т. ч. вклад гуманистической религиозной традиции. Поэтому новый, реальный Г. должен отличаться более демократичным характером, позволяющим расширять сотрудничество со всеми миролюбивыми силами различной философской и идеологической ориентации. Общечеловеческие интересы находят выражение в борьбе за мир, против социальной несправедливости, национального гнета, в защите природной среды обитания человека, его нравственных устоев и т. д. В процессе строительства социализма принципы Г. нередко деформировались, в периоды авторитарного режима и застоя они извращались, человек рассматривался в качестве «винтика» в системе производства. В условиях перестройки поставлена задача возродить гуманный облик социализма, соотносить цели и результаты хозяйственной, научной и иных видов деятельности с гуманистическими идеалами и нравственными принципами, формировать жизненную позицию человека как свободной, критически мыслящей, творческой личности.