Послушный карандашик (подготовка руки к письму)

Цель:

Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Инструкция:

Подготовка руки к письму осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. Письмо - сложный координационный навык, который требует от дошкольника слаженной работы мышц кисти, руки, движений всего тела. Кроме того, с развитием моторики тесно связано состояние зрительно-пространственной координации (соотношение движений глаз и руки).

При работе в тетради «Послушный карандашик» у ребенка продолжает развиваться мелкая моторика рук, совершенствуется способность к зрительному восприятию форм, умение ориентироваться в пространстве листа, строки.

В папке на каждом листе представлены несколько типов заданий:

· Первый вариант заданий «Заштрихуй фигуру»

Выполняя данный тип заданий, ребенок узнаёт, что такое горизонтальные, вертикальные и наклонные линии; учится штриховать картинки, соотносить движения руки.

Поясните ребенку, что такое горизонтальные, вертикальные и наклонные линии. Предложите ему заштриховать картинку в соответствии с предложенным образцом. Обратите внимание ребенка на стрелку, которая указывает направление линий. Если ребенок не может выполнить штриховку самостоятельно, то целесообразно использовать прием «рука в руке». При необходимости напоминайте ребенку, что линии не должны выходить за края контура и расстояние между линиями следует делать одинаковым. Усложнением данного задания может быть вариант штриховки с нажимом разной силы.

· Второй вариант заданий «Дорисуй и раскрась картинку»

Задания подобного типа представлены на листах 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 16.

Рассмотрите вместе с ребенком картинку, спросите, догадался ли он, что нужно на ней сделать. Если ребенок затрудняется определить задание по картинке самостоятельно, прочитайте ему инструкцию вслух. Если в задании необходимо дорисовать недостающие детали, то обратите внимание ребенка на симметричность рисунка. В случае, если ребенку тяжело ориентироваться на рисунке, можно подставить зеркало и рассмотреть целое изображение.

«Обведи по пунктирным линиям». Задания данного типа расположены на страницах 1, 2, 6.

Спросите ребенка о том, что нарисовано на страничке. Предложите ребенку, стараясь не отрывать карандаша от бумаги, соединить пунктирные точки. Возможно выполнение задания карандашами разных цветов.

«Нарисуй по образцу». Задания данного типа расположены на страницах 11, 13, 14, 15.

Вместе с ребенком рассмотрите иллюстрацию, обратите внимание на расположение отдельных элементов рисунка. Предложите ребенку нарисовать рисунок в пустых клетках, опираясь на образец.

· Третий вариант заданий «Дорисуй элемент по пунктирным линиям»

Предложите ребенку рассмотреть графические элементы. С помощью карандаша попросите дошкольнику дорисовать элементы, соединяя пунктирные точки. Сначала необходимо дорисовать длинные пунктирные линии от начала до конца, не отрываясь, затем вернуться к прорисовке отдельных, мелких элементов. Следите, чтобы ребенок при письме старался не отрывать карандаш от бумаги и не прерывал линии.

· Четвертый тип заданий «Обведи по контуру и раскрась»

Выполняя данные задания, предложите рассмотреть ребенку иллюстрацию, задайте вопрос о том, как связаны изображенные рядом предметы, предложите назвать обобщающее слово. Попросите сначала нарисовать контур, не отрывая карандаш от бумаги и не прерывая линию, а затем аккуратно раскрасить.

Картинки на цветном вкладыше необходимо вырезать. Предложите ребенку найти из ряда предложенных лишнюю картинку. Предложите ребенку самостоятельно или с помощью взрослого обвести получившиеся трафареты на бумаге, а затем получившиеся контуры заштриховать или раскрасить по своему усмотрению.