XIX-XXI вв.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Укажите характерные черты и исторический условия формирования западной философской мысли XIX-XXI вв.

2. Борьба сциентизма (позитивизм и его исторические формы, неокантианство, неогегельянство, феноменологизм, структурализм, неореализм) и антисциентизма (философия бессознательного, философия жизни, интуитивизм, экзистенциализм, иррационализм) в истории западной философии.

3. Проследите эволюцию западной философско-религиозной мысли в ХХ столетии.

4*. Проанализируйте особенности философских систем А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.

5*. Выявите особенности феноменологии Э. Гуссерля.

6*. Определите роль постпозитивизма в современной науке и философии.

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

1. Философия марксизма и современность. Исторические судьбы марксизма.

2. Возникновение и исторические формы позитивизма. Проблемы знания и языка, знака и значения.

3. Иррациональная философия. Экзистенциализм и его современные направления.

4. Современная религиозная философия. Неотомизм.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к

практическому занятию

Изучая данную тему, в первую очередь, необходимо уделить внимание социально-экономическим, политическим и духовным предпосылкам мировоззренческого переворота, произошедшего во второй половине ХIХ века на Западе, который означал коренную ломку философских представлений о разумности всего существующего и основополагающей роли разума в модернизации условий общественной жизни. Отсюда следует тенденция неверия в мощь человеческого разума и его высшей формы – науки, т.е. антисциентизм, который считает, что научно-технический прогресс привел человечество в цивилизационный тупик (экологический кризис и бездуховность человеческого бытия).

С другой стороны, ХIX в., и тем более XXI в. продемонстрировали невиданную мощь науки и техники в решении практических вопросов человеческой жизнедеятельности, вплоть до превращения науки в непосредственную производительную силу, в разумную оболочку Земли (Ноосферу). Отсюда берет начало сциентизм (упование на всемогущество науки в решении всех вопросов человеческого бытия).

Поэтому тему современной западной философии целесообразно рассматривать через призму острого диалога между сциентизмом и антисциентизмом. Изменившееся отношение человека к природе, человека и общества, человека к самому себе, нашло отражение в различных по содержанию философских течениях, школах и направлениях, каждое из которых вносит свой вклад в решение философского осознания непростых цивилизационных вопросов и вызовов, с которыми столкнулось человечество.

Не осталась в стороне и религиозно-философская мысль, так как религия является самой массовой формой общественного сознания. На примере модернизированного томизма (неотомизма) можно проследить особенности развития современного религиозно-философского осознания ключевых проблем современности.

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: «Питер», 2007.

 

Дополнительная литература

 

1. Аналитическая философия. Избранные тексты. – М., 1993.

2. Гадамер Х.Г. Истина и метод. – М., 1988.

3. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

4. Камю А. Ф. Бунтующий человек. – М., 1990.

5. Кьеркегор С. Страх и трепет. – Л., 1991.

6. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.

7. Мунье Э. Что такое персонализм? – М., 1994.

8. Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших

дней. – СПб, 1997. Т.4.

10. Самосознание европейской культуры XX в. – М., 1991.

11. Сартр Ж.П. Стена. – М., 1992.

12. Современная западная философия - Словарь. М., 1991.

13. Ницше Ф. Сумерки богов - М., 1989.

14. Фрейд 3. Введение в психоанализ. – М., 1989.

15. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

16. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.

17. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем отличие философии XIX-XXI вв. на Западе от классической западной философии?

2. В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса?

3. В чем состоит суть материалистического понимания истории – важнейшего открытия марксизма?

4. Создал ли марксизм новую философскую антропологию?

5. Что представляет собой «первый», «второй», «третий» позитивизм»?

6. Как развивают идеи Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства?

7. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли?

8. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.

9. Кого и на каком основании мы называем экзистенциалистами?

10. Как определяют «понимание» представители герменевтической философии?

11. Что такое философский структурализм?

12. Что нового в понимание проблемы человека внесла «философская антропология»?

13. В чем состоит своеобразие философии неотомизма?