Оплата труда работников социальных служб.

Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответ­ствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области соц. обслуживания, склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг. Кадры соц. работы — это люди, работающие в системе соц. защиты, выполняющие должностные задачи и наде­ленные для этого определенными обязанностями, правами и ответ­ственностью.

Кадры социальных работников можно квалифицировать по при­знакам трудовой занятости в определенной структуре и занимае­мым должностям.

Социальная работа является сложной многофункциональной дея-тью, в которой группа социально-экономических мето­дов по существу, объединяет те из них, с помощью которых спе-циалисты оказывают воздействие на интересы и потребности кли­ентов.

Вопросы оплаты труда занимают особое место в трудовых отно­шениях. Оплата труда — основной источник эффективности тру­да работника. В социалистической экономике проблему оплаты труда в течение многих лет пытались решить по правилу: «оплата труда должна соответствовать его количеству и качеству». Однако перенести это правило из области теоретизирования на практиче­скую почву так и не удалось. Причина в том, что неразрешимую про­блему представляет измерение количества труда как количество затра­чиваемой работником физической энергии и умственных усилий.

Оплата труда работников государственной и муниципальной системы соц. защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система — это совокупность нормативов, с по­мощью которых гос-во. регулирует уровень заработной платы по отраслям в зависимости от квалификационных признаков, ха­рактера и условий труда работников. Тарифная система включает: тарифно-квалификационные требования, тарифные ставки, тариф­ную сетку и районные коэффициенты к заработной плате.

Квалификационные требования к работающим в сфере соц. обслуживания состоят в следу­ющем.

• Специалист по соц. работе высшей категории должен иметь высшее образование, наличие сертификата специалиста по соц. работе и стаж работы в должности специалиста по соц. работе I категории не менее 3 лет.

• Специалист по соц. работе I категории — высшее об­разование, наличие сертификата специалиста по соц. работе и стаж работы в должности специалиста по соц. работе II ка­тегории не менее 3 лет.

• Специалист по соц. работе II категории — высшее об­разование, наличие сертификата специалиста по соц. работе и стаж работы в должности специалиста по соц. работе не менее 3 лет.

• Специалист по соц. работе — высшее образование без предъявления требований к стажу работы и наличие сертификата специалиста по соц. работе или среднее специальное обра­зование, наличие сертификата специалиста по соц. работе и стажа работы по профилю не менее 3 лет.

• 6—7-й разряды — высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессио­нальное образование и стаж работы не менее 3 лет.

• 8-й разряд — высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Требования по разрядам к квалификации «Спе­циалист по соц. работе».

• 9-й разряд — высшее специальное образование и стаж рабо­ты по специальности не менее года, или высшее иное образование и стаж работы не менее 2 лет, или соответствующее среднее спе­циальное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

• 10-й разряд — высшее специальное образование и стаж рабо­ты по специальности не менее 2 лет, высшее иное образование истаж работы не менее 3 лет, или соответствующее профилю сред­нее специальное образование и стаж работы в должности специа­листа по соц. работе не менее 5 лет.

• 11-й разряд — высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет, или высшее иное обра­зование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

• 12-й разряд — высшее соответствующее образование и стаж работы в должности специалиста по соц. работе не менее 5 лет или высшее иное образование и стаж работы в должности специалиста по соц. работе не менее 7 лет.

• 13-й разряд — высшее профессиональное (по профилю) обра­зование, стаж работы в должности специалиста по соц. ра­боте не менее 5 лет и наличие научно-методических разработок по

профилю работы.

Тарифно-квалификационные характеристики призваны способ­ствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителя­ми и специалистами, а также обеспечению единых квалификаци­онных требований по разрядам оплаты.

Кроме квалификационных требований справочник содержит перечень должностных обязанностей и необходимого объема про­фессиональных знаний. Приведем пример.

Перечень должностных обязанностей заведующего отделением (соц. службой) 11 —14-го разрядов: осуществляет общее руководство работой отделения, подбор и обучение сотрудников; обеспечивает надлежащие условия труда и контроль за их дея-тью. Отвечает за ведение документации, учет и отчетность от­деления. Организует сохранность материальных ценностей. Осущест­вляет мероприятия по соблюдению в отделении санитарно-эпидемио­логического и противопожарного режимов. Организует выявление и учет граждан, проживающих на территории действия отделения и нуждающихся в социальном обслуживании. Определяет число граждан, обслуживаемых сотрудниками отделения, объем их рабо­ты с учетом характера предоставляемых услуг и специфики терри­тории обслуживания. Осуществляет конкретные мероприятия по предоставлению соц. помощи нуждающимся гражданам. Проводит регулярный контроль за качеством оказания социальных услуг и их соответствием потребностям обслуживаемых граждан. Проводит анализ и прогнозирование работы отделения. Внедряет новые виды помощи, формы и методы ее оказания. Вносит пред-ложения в вышестоящие организации по совершенствованию форм. и методов обслуживания. Содействует привлечению внебюджетных материальных средств для оказания помощи гражданам, нуждаю­щимся в соц. поддержке. Организует их питание, отдых посещение культурно-массовых учреждений. В вопросах обслужи­вания осуществляет взаимодействие граждан с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, культуры, образова­ния, благотворительными, религиозными объединениями. Осу­ществляет мероприятия по привлечению сил и средств предприя­тий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию соц. поддержки обслуживаемым гражданам, коор­динирует их дея-ть. Через органы здравоохранения, образова­ния, предприятия торговли, общественного питания, коммунального хозяйства, бытового обслуживания и т.д. организует обслуживае­мым гражданам необходимую помощь. Организует прием, сохран­ность и распределение гуманитарной помощи между обслуживае­мыми гражданами, предоставление им натуральных видов помощи. Рассматривает заявления и предложения граждан по вопросам соц. обслуживания и принимает меры по их реализации.

В настоящее время для работников социальных учреждений уста­навливается оплата труда на основе тарифной сетки и тарифных ставок, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ. Соотношение между тарифными ставками первого и послед­него разрядов тарифной сетки должно быть не менее 1:4,5.