Материалы, используемые в машиностроении
1.Чугуны (содержание углерода C 2%).
Чугуны делятся на:
· Серый чугун (с пластичным графитом).
СЧ15, СЧ20…СЧ35 ГОСТ 1412-85 ( 150, 200…350 Мпа).
· Серые чугуны. Основной литейный материал.
СЧ15-32 ГОСТ 1412-79.
· Высокопрочный чугун (с шаровидным графитом).
ВЧ35, ВЧ40…ВЧ100 ГОСТ 7293-85 ( 350, 400…1000 Мпа).
· Белый чугун.
Получается при отливке в кокиль и центробежном литье.
· Ковкий чугун (с хлопьевидным графитом).
КЧ30-6, КЧ33-8…КЧ65-3 ГОСТ1215-85 ( 300, 330…650 Мпа).
Ковкий чугун получают отжигом белого чугуна. Графит придает чугунам антифрикционные и другие полезные свойства, поэтому антифрикционные чугуны по ГОСТ 1585-85 используются для трущихся деталей в условиях напряженного режима работы и при непрерывном смазывании. Как материал с хорошими литейными свойствами, чугуны применяют для изготовления корпусных поддерживающих деталей. Чугуны высокой прочности (ВЧ и КЧ) могут также с успехом заменять стальные отливки и поковки деталей, работающих в условиях значительных переменных напряжений.
Белый чугун. Весь углерод находится в связанном состоянии ( ).
Он обладает высокой твердостью, износостойкостью, коррозионной стойкостью и трудно обрабатывается резанием. Основные изделия из белого чугуна: детали, работающие на износ (детали насосов для откачки жидкости с абразивом, тормозные колодки и т.д.)