Основные черты философии неотомизма. Католический модернизм Жильсона.

Любое из вероисповеданий как в прошлом, так и в настоящем, представлено

идеологами - среди них и философы, которые играли и играют здесь первую

скрипку. Неотомизм (от латинского написания имени Фомы Аквинского - Томас)

как направление - детище официального католичества. Зародилось оно в 70-х

годах 19 столетия под влиянием решений Ватиканского собора (1869-1870). В

1879 г. в энциклике папы Льва13 философия Аквината была объявлена единственно

истинной.

Основу неотомистического учения составляет принцип: <Философия - служанка

богословия>. Неопозитивизм - теологическая форма современного объективного

идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают <чистое бытие>,

понимаемое как духовное, божественное первоначало. Для доказательства

религиозных догм неотомисты широко используют аристотелевские категории формы и

материи, потенции и акта (возможности и действительности), существования и

сущности. Результатом неотомистских построений является признание бога

первопричиной бытия и первооснованием всех философских категорий.

В целом философия неотомизма представляет собой теологизированную метафизику.

По своей проблематике и терминологии неотомистская метафизика значительно

отличается от средневекового томизма, в ней эклектически соединены основные

элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и разума и др.) с

новейшими положениями новейших идеалистических систем.

С точки зрения неотомизма исторический процесс зависит от сверхъестественных

трансцендентных сил. Этим фактически исключается возможность активного

воздействия человека на ход мировой истории. С точки зрения социальной

философии неотомизма, секуляризация угрожает существованию целостного

человека, ведет его к моральной деградации, а потому главную роль в

нормальном, естественном развитии общества призваны сыграть религия и

церковь.

В целом философия неотомизма ставит перед собой задачу любой ценой сохранить

Бога в свете успехов естественных наук. С этой целью, как было показано выше,

неотомисты разворачивают критику неудач науки и основанного на науке

индустриального общества ( тем не менее используя для своих проповедей все

последние технические достижения этого общества ) пытаясь объяснить

собственно неудачи общества, которые всегда будут иметь место, непослушанием

догматам христианской церкви.