Основные черты философии неотомизма. Католический модернизм Жильсона.
Любое из вероисповеданий как в прошлом, так и в настоящем, представлено
идеологами - среди них и философы, которые играли и играют здесь первую
скрипку. Неотомизм (от латинского написания имени Фомы Аквинского - Томас)
как направление - детище официального католичества. Зародилось оно в 70-х
годах 19 столетия под влиянием решений Ватиканского собора (1869-1870). В
1879 г. в энциклике папы Льва13 философия Аквината была объявлена единственно
истинной.
Основу неотомистического учения составляет принцип: <Философия - служанка
богословия>. Неопозитивизм - теологическая форма современного объективного
идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают <чистое бытие>,
понимаемое как духовное, божественное первоначало. Для доказательства
религиозных догм неотомисты широко используют аристотелевские категории формы и
материи, потенции и акта (возможности и действительности), существования и
сущности. Результатом неотомистских построений является признание бога
первопричиной бытия и первооснованием всех философских категорий.
В целом философия неотомизма представляет собой теологизированную метафизику.
По своей проблематике и терминологии неотомистская метафизика значительно
отличается от средневекового томизма, в ней эклектически соединены основные
элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и разума и др.) с
новейшими положениями новейших идеалистических систем.
С точки зрения неотомизма исторический процесс зависит от сверхъестественных
трансцендентных сил. Этим фактически исключается возможность активного
воздействия человека на ход мировой истории. С точки зрения социальной
философии неотомизма, секуляризация угрожает существованию целостного
человека, ведет его к моральной деградации, а потому главную роль в
нормальном, естественном развитии общества призваны сыграть религия и
церковь.
В целом философия неотомизма ставит перед собой задачу любой ценой сохранить
Бога в свете успехов естественных наук. С этой целью, как было показано выше,
неотомисты разворачивают критику неудач науки и основанного на науке
индустриального общества ( тем не менее используя для своих проповедей все
последние технические достижения этого общества ) пытаясь объяснить
собственно неудачи общества, которые всегда будут иметь место, непослушанием
догматам христианской церкви.