Понятие метода и методологии.
Метод (греч. Methodos - <путь к чему - либо>) - способ достижения цели,
определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания
есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное
применение научно обоснованных методов является существенным условием получения
новых знаний.
Философия, в отличие от других наук выработала всеобщий метод познания -
диалектический метод. Объективную основу диалектического метода составляют
наиболее общие законы развития мира. Этот метод не подменяет методы других
наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия
познания во всех областях.
Существуют 2 типа методов и приемов исследования:
1). Общелогические методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция,
абстрагирование и обобщение и т.д.).
Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны,
признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.
Синтез - это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств
или отношений) предмета в единое целое.
Абстрагирование - это особый прием мышления, который заключается в отвлечении
от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением
интересующих нас свойств и отношений.
Обобщение - это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются
общие свойства и признаки объектов.
Индукция - это такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий
вывод строится на основе частных посылок.
Дедукция - это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с
необходимостью следует заключение частного характера.
Аналогия - это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов
в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и
исследования его копии (модели), замещающих оригинал с определенных сторон,
интересующих познание.
2). Научные методы исследования:
а). Методы построения эмпирического знания.
Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной
действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах,
свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Описание - это закрепление и передача результатов наблюдения с помощью
определенных знаковых средств.
Измерение - это сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент - это исследование к.-л. Явления путем активного воздействия на
них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования,
или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
б). Методы построения теоретического знания.
Формализация - это построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих
сущность изучаемых процессов действительности.
Аксиомы - это утверждения, доказательства истинности которых не требуется.
Гипотетико-дедуктивный метод - суть которого заключается в создании системы
дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об
эмпирических фактах.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Исторический и логический методы исследования.
Методология - 1). Совокупность познавательных средств, методов, приемов,
используемых в к.-л. Науке; 2). Область знания, изучающая средства,
предпосылки и принципы организации познавательной и практически -
преобразующей деятельности.
Развитие методологии - одна из сторон развития научного познания в целом.
Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое
содержание, т.к. оно связано с критическим пересмотром существующего
понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого
материала. Традиционно проблемы методологии разрабатывались в рамках
философии. Однако в связи с дифференциацией современного научного познания,
усложнением понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией научного
мышления, совершенствованием познавательных средств и методов
дифференцируется и сфера методологии.
Современная методология выполняет 2 типа функций:
а). она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с др.
сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики,
культуры, человека.
б). методология решает задачи совершенствования, рационализации научной
деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые
ею мировоззренческие и методологические ориентиры и основоположения.
Логический метод более широкий чем научный т.к. им пользуются не только
ученые а все люди.
Законы логики - законы человеческого мышления. Все люди так или иначе мыслят
логически но не
все умеют это делать хорошо. Логический метод исторически появился раньше
научного.
Им пользовались и древние греки и теологи средних веков.
Логический метод послужил основой для научного но последний качественно
отличается от него. см выше.