Понятие метода и методологии.

Метод (греч. Methodos - <путь к чему - либо>) - способ достижения цели,

определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания

есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное

применение научно обоснованных методов является существенным условием получения

новых знаний.

Философия, в отличие от других наук выработала всеобщий метод познания -

диалектический метод. Объективную основу диалектического метода составляют

наиболее общие законы развития мира. Этот метод не подменяет методы других

наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия

познания во всех областях.

Существуют 2 типа методов и приемов исследования:

1). Общелогические методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция,

абстрагирование и обобщение и т.д.).

Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны,

признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез - это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств

или отношений) предмета в единое целое.

Абстрагирование - это особый прием мышления, который заключается в отвлечении

от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением

интересующих нас свойств и отношений.

Обобщение - это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются

общие свойства и признаки объектов.

Индукция - это такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий

вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция - это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с

необходимостью следует заключение частного характера.

Аналогия - это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов

в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и

исследования его копии (модели), замещающих оригинал с определенных сторон,

интересующих познание.

2). Научные методы исследования:

а). Методы построения эмпирического знания.

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной

действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах,

свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Описание - это закрепление и передача результатов наблюдения с помощью

определенных знаковых средств.

Измерение - это сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

Эксперимент - это исследование к.-л. Явления путем активного воздействия на

них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования,

или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

б). Методы построения теоретического знания.

Формализация - это построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих

сущность изучаемых процессов действительности.

Аксиомы - это утверждения, доказательства истинности которых не требуется.

Гипотетико-дедуктивный метод - суть которого заключается в создании системы

дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об

эмпирических фактах.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Исторический и логический методы исследования.

Методология - 1). Совокупность познавательных средств, методов, приемов,

используемых в к.-л. Науке; 2). Область знания, изучающая средства,

предпосылки и принципы организации познавательной и практически -

преобразующей деятельности.

Развитие методологии - одна из сторон развития научного познания в целом.

Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое

содержание, т.к. оно связано с критическим пересмотром существующего

понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого

материала. Традиционно проблемы методологии разрабатывались в рамках

философии. Однако в связи с дифференциацией современного научного познания,

усложнением понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией научного

мышления, совершенствованием познавательных средств и методов

дифференцируется и сфера методологии.

Современная методология выполняет 2 типа функций:

а). она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с др.

сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики,

культуры, человека.

б). методология решает задачи совершенствования, рационализации научной

деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые

ею мировоззренческие и методологические ориентиры и основоположения.

Логический метод более широкий чем научный т.к. им пользуются не только

ученые а все люди.

Законы логики - законы человеческого мышления. Все люди так или иначе мыслят

логически но не

все умеют это делать хорошо. Логический метод исторически появился раньше

научного.

Им пользовались и древние греки и теологи средних веков.

Логический метод послужил основой для научного но последний качественно

отличается от него. см выше.