Объективная истина. Диалектика абсолютной и относительной истины.
Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как
проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть вопрос о том, в каком
отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется
соответствие знаний и объективной реальности.
В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них зависит от специфики
биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной
системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации,
своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от
объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых
познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу.
Главным в совокупности вопросов, возникающих в этом свете, является вопрос:
можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от
индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом,
как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности ?
Объективная истина - содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни
от человека, ни от человечества. Исторические подходы отделения в наших
знаниях того, что не зависит от человека и человечества, от того, что
зависит:
1. логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Истинным может быть
лишь знание о вечных и неизменных идеях (Платон). При таком подходе мы
отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах,
знаниям о природе и обществе, так как эти знания не могут быть получены или
проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических рассуждений.
2. чувственное созерцание и наблюдение. Однако чувственное восприятие не
может дать нам абстрактных знаний, и тем более не может служить средством их
проверки, критерием их соответствия действительности.
Объективная истина не есть нечто застывшее, омертвевшее, закостенелое; она
выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого
объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической
деятельности. Фундаментальные положения теории истины:
1. объективный мир, отражаемый в знании, постоянно развивается и изменяется;
2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные
в ней познавательные средства изменяются и развиваются;
3. знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно
изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и
развития находится и объективная истина.
Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических
условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая
достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким
образом, все развитие человеческого познания есть постоянная смена одних
относительных истин другими, более точно и полно выражающими объективную
истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное
познание объективной истины.
Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо
явлении называют абсолютной истиной.
Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни,
или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как
зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше
уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но
этот процесс может длиться бесконечно, так как на каждом этапе исторического
развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и
создаем о нем все более точные и полные знания. Этот постоянный процесс
перехода от одних относительных форм объективной истины к другим - важнейшее
проявление диалектики а процессе познания. Таким образом, каждая
относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная
истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных.
Абсолютная истина, как исчерпывающее знание о вещах может существовать только
в определенной области знаний о природе ограниченной от остальной природы
четко сформулированными границами допускающими внутри себя существование этой
абсолютной истины.
Пример:
Механика Ньютона дает исчерпывающее знание о вещах материального мира только
если мы принимаем постулат о существовании абсолютного пространства-времени и
получает свое эмпирическое подтверждение на практике только в области
определенной более общей теорией относительности Энштейна.