Объективная истина. Диалектика абсолютной и относительной истины.

Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как

проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть вопрос о том, в каком

отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется

соответствие знаний и объективной реальности.

В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них зависит от специфики

биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной

системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации,

своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от

объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых

познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу.

Главным в совокупности вопросов, возникающих в этом свете, является вопрос:

можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от

индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом,

как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности ?

Объективная истина - содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни

от человека, ни от человечества. Исторические подходы отделения в наших

знаниях того, что не зависит от человека и человечества, от того, что

зависит:

1. логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Истинным может быть

лишь знание о вечных и неизменных идеях (Платон). При таком подходе мы

отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах,

знаниям о природе и обществе, так как эти знания не могут быть получены или

проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических рассуждений.

2. чувственное созерцание и наблюдение. Однако чувственное восприятие не

может дать нам абстрактных знаний, и тем более не может служить средством их

проверки, критерием их соответствия действительности.

Объективная истина не есть нечто застывшее, омертвевшее, закостенелое; она

выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого

объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической

деятельности. Фундаментальные положения теории истины:

1. объективный мир, отражаемый в знании, постоянно развивается и изменяется;

2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные

в ней познавательные средства изменяются и развиваются;

3. знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно

изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и

развития находится и объективная истина.

Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических

условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая

достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким

образом, все развитие человеческого познания есть постоянная смена одних

относительных истин другими, более точно и полно выражающими объективную

истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное

познание объективной истины.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо

явлении называют абсолютной истиной.

Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни,

или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как

зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше

уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но

этот процесс может длиться бесконечно, так как на каждом этапе исторического

развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и

создаем о нем все более точные и полные знания. Этот постоянный процесс

перехода от одних относительных форм объективной истины к другим - важнейшее

проявление диалектики а процессе познания. Таким образом, каждая

относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная

истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных.

Абсолютная истина, как исчерпывающее знание о вещах может существовать только

в определенной области знаний о природе ограниченной от остальной природы

четко сформулированными границами допускающими внутри себя существование этой

абсолютной истины.

Пример:

Механика Ньютона дает исчерпывающее знание о вещах материального мира только

если мы принимаем постулат о существовании абсолютного пространства-времени и

получает свое эмпирическое подтверждение на практике только в области

определенной более общей теорией относительности Энштейна.