Эмпирический и теоретический уровни знания.

Эмпирический и теоретический уровни знания имеют сложную организацию. В них

можно выделить особые подуровни, каждый из которых характеризуется

специфическими познавательными процедурами и особыми типами получаемого

знания.

Эмпирические уровни знания: наблюдения и эмпирические факты.

Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем

непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в

особой форме - в форме непосредственных чувственных данных субъекта

наблюдения, которые затем фиксируются в форме протоколов наблюдения.

Протоколы наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой

форме. В них всегда содержатся указания на то, кто осуществляет наблюдение, а

если наблюдение строится в процессе эксперимента с помощью каких-либо

приборов, то обязательно даются основные характеристики прибора. Характерно,

что в этих протоколах наряду с объективной информацией о явлениях содержится

некоторый пласт субъективной информации, зависящей от состояния наблюдателя,

показаний его органов чувств. Поэтому данные наблюдения еще не являются

достоверным знанием, и на них не может опираться теория; базис теории -

эмпирические факты. В отличие от данных наблюдения факты - это всегда

достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей

между ними, где сняты субъективные наслоения.

Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие

познавательные операции:

1. рациональная обработка данных наблюдения и поиск в них устойчивого,

инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить между

собой множество наблюдений, выделить в них повторяющееся и устранить

случайные возмущения и погрешности, связанные с ошибками наблюдателя.

2. для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях

инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко используются

ранее полученные теоретические знания.

Теоретические уровни знания:

1. частные теоретические модели и законы. Они выступают как теории,

относящиеся к достаточно ограниченной области явлений. В этом слое

теоретического знания обнаруживаются такие взаимосвязанные образования, как

теоретическая модель, которая объясняет явления, и закон, который

формулируется относительно модели. Модель включает в себя идеализированные

модели и связи между ними.

2. развитая теория. В ней все частные теоретические модели и законы

обобщаются таким образом, что они выступают как следствия фундаментальных

принципов и законов теории. Иначе говоря, строится некоторая обобщающая

теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно

к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие

по отношению ко всем частным теоретическим законам.

Итак, научное знание представляет собой огромную массу взаимодействующих

между собой отдельных типов знаний. Теория принимает участие в формировании

фактов; в свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей,

которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются

в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает

объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет

по-новому интерпретировать известные факты. В общем, существуют разнообразные

и сложные процедуры взаимодействия различных слоев научного знания.

Знание это всегда способность предвидения возможных следствий от причины.

Эмпирическое знание в таком случае рассматривает возникновение следствия от

причины не задаваясь вопросом

о том каким образом происходит передача воздействия от причины к следствию.

Например:

Если убрать опору то тело упадет - эмпирический факт.

Если убрать любую опору то любое тело на Земле упадет - эмпирическое знание

основанное на обобщенных эмпирических фактах.

Если убрать любую опору то любое тело на Земле действием силы тяжести вследствие

гравитационного взаимодействия - теоретическое знание т.к. понятие поля введено

человеком на основании того что любое взаимодействие должно иметь

материальный носитель.

Эта теория подтверждается эмпирическими фактами и опытом поэтому можно

говорить о ее истинности.