Основание науки. Диалектика опыта и теории.

Научное познание - это зрелая форма познавательной деятельности людей.

Развиваясь в рамках: “живое созерцание - абстрактное мышление - практика”,

научное познание открывает новые свойства и связи исследуемой

действительности, фиксирует их в виде научных фактов. Наука ориентирована на

предметное и объективное исследование действительности. Научное познание

отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики. Процесс

же этого отображения обусловлен не только особенностями изучаемого объекта,

но и многочисленными факторами социокультурного характера. Среди основных

отличий науки от обыденного познания можно выделить: 1. Наука имеет дело с

особым набором объектов реальности не сводимых к объектам обыденного опыта.

2. Научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий,

которые непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить

возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом 3. Наука

формирует специфические способы обоснования истинности знания -

экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из

других, истинность которых уже доказана. 4. Системность и обоснованность

научного знания 5. Различия в методах познавательной деятельности между

научным и обыденным познанием. 6. Определенная система целостной ориентации и

условных установок, специфических для науки. Высшая ценность науки -

объективная истина. Основание научного знания обеспечивают целостность

предметной области. Она определяет стратегию научного поиска и во многом

обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей

исторической эпохи. Основание каждой конкретной науки имеют достаточно

сложную структуру. Можно выделить три главных составляющих блока оснований

науки: идеалы и нормы исследования научную картину мира философские основания

Идеалы и нормы выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на

вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия какой тип

продукта должен быть получен в результате их осуществления и каким способом

получить этот продукт Научная картина мира складывается в результате синтеза

знаний получаемых в различных областях науки и содержит общие представления о

мире вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки.

Философские основания науки - это философские идеи и принципы, которые

обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления

научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в

культуру. В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знаний

- эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то

же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и

теоретическое исследование. Основные критерии, по которым различаются

эмпирический и теоретический уровни, следующие: 1. Характер предмета

исследования 2. Тип применяемых средств исследования 3. Особенности метода

Эмпирическое и теоретическое исследования могут познать одну и ту же

объективную реальность, но ее представление в знаниях различно. Эмпирическое

исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей

между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются в

чистом виде. На уровне теоретического познания происходит выделение

сущностных связей в чистом виде. Теория и эмпирическое исследование имеют

дело с различными срезами одной и той же действительности. Эмпирическое

исследование изучает явления и их корреляции; в отношениях между явлениями

оно стремится установить проявление закономерностей. Но в чистом виде оно

дается только в результате теоретического исследования. Опыт и теория

различаются также и по средствам. Эмпирическое исследование базируется на

непосредственном практическом взаимодействии с изучаемым объектом. Оно

предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. В

теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое

взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только

опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Эмпирический и

теоретический типы познания различаются по методам исследовательской

деятельности. Основными методами эмпирического исследования являются реальный

эксперимент и реальное наблюдение. В теоретическом исследовании применяются

особые методы: идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными

объектами, методы построения теории, методы логического и исторического

исследования и т.д. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по

предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение каждого из них

представляет собой абстракцию. В реальной действительности они всегда

взаимодействуют. Научное знание в любой области науки представляет собой

массу взаимодействующих между собой типов знаний. Теория принимает участие в

формировании фактов; факты, в свою очередь, требуют построения новых

теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а затем

обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится

новая теория, которая дает объяснение известным ранее но не нашедшим до этого

момента объяснения фактам, либо заставляет по новому интерпретировать

известные фаты.