Основание науки. Диалектика опыта и теории.
Научное познание - это зрелая форма познавательной деятельности людей.
Развиваясь в рамках: “живое созерцание - абстрактное мышление - практика”,
научное познание открывает новые свойства и связи исследуемой
действительности, фиксирует их в виде научных фактов. Наука ориентирована на
предметное и объективное исследование действительности. Научное познание
отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики. Процесс
же этого отображения обусловлен не только особенностями изучаемого объекта,
но и многочисленными факторами социокультурного характера. Среди основных
отличий науки от обыденного познания можно выделить: 1. Наука имеет дело с
особым набором объектов реальности не сводимых к объектам обыденного опыта.
2. Научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий,
которые непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить
возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом 3. Наука
формирует специфические способы обоснования истинности знания -
экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из
других, истинность которых уже доказана. 4. Системность и обоснованность
научного знания 5. Различия в методах познавательной деятельности между
научным и обыденным познанием. 6. Определенная система целостной ориентации и
условных установок, специфических для науки. Высшая ценность науки -
объективная истина. Основание научного знания обеспечивают целостность
предметной области. Она определяет стратегию научного поиска и во многом
обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей
исторической эпохи. Основание каждой конкретной науки имеют достаточно
сложную структуру. Можно выделить три главных составляющих блока оснований
науки: идеалы и нормы исследования научную картину мира философские основания
Идеалы и нормы выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на
вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия какой тип
продукта должен быть получен в результате их осуществления и каким способом
получить этот продукт Научная картина мира складывается в результате синтеза
знаний получаемых в различных областях науки и содержит общие представления о
мире вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки.
Философские основания науки - это философские идеи и принципы, которые
обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления
научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в
культуру. В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знаний
- эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то
же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и
теоретическое исследование. Основные критерии, по которым различаются
эмпирический и теоретический уровни, следующие: 1. Характер предмета
исследования 2. Тип применяемых средств исследования 3. Особенности метода
Эмпирическое и теоретическое исследования могут познать одну и ту же
объективную реальность, но ее представление в знаниях различно. Эмпирическое
исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей
между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются в
чистом виде. На уровне теоретического познания происходит выделение
сущностных связей в чистом виде. Теория и эмпирическое исследование имеют
дело с различными срезами одной и той же действительности. Эмпирическое
исследование изучает явления и их корреляции; в отношениях между явлениями
оно стремится установить проявление закономерностей. Но в чистом виде оно
дается только в результате теоретического исследования. Опыт и теория
различаются также и по средствам. Эмпирическое исследование базируется на
непосредственном практическом взаимодействии с изучаемым объектом. Оно
предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. В
теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое
взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только
опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Эмпирический и
теоретический типы познания различаются по методам исследовательской
деятельности. Основными методами эмпирического исследования являются реальный
эксперимент и реальное наблюдение. В теоретическом исследовании применяются
особые методы: идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными
объектами, методы построения теории, методы логического и исторического
исследования и т.д. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по
предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение каждого из них
представляет собой абстракцию. В реальной действительности они всегда
взаимодействуют. Научное знание в любой области науки представляет собой
массу взаимодействующих между собой типов знаний. Теория принимает участие в
формировании фактов; факты, в свою очередь, требуют построения новых
теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а затем
обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится
новая теория, которая дает объяснение известным ранее но не нашедшим до этого
момента объяснения фактам, либо заставляет по новому интерпретировать
известные фаты.