Чувственности и рассудка.
Кант осуществил переворот в философии, рассматривая познание как
деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер,
а структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта
рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и
конструирующий предмет знания. Кант анализирует структуру субъекта для того,
чтобы решить вопрос, что же такое истинное знание. Предметом теоретической
философии по Кату, должно быт не изучение вещей самих по себе - природы,
мира, человека, а исследования законов человеческого разума и его
познавательной деятельности. В этом смысле Кант назвал свою философию
трансцендентальной. Он назвал свой метод также критическим, в отличие от
догматического метода рационализма XVII века предпринять критический анализ
наших познавательных способностей для того, чтобы выяснить их природу и
возможности. Таким образом, гносеологию Кант ставит на место онтологии, тем
самым осуществляя переход от метафизики субстанции к теории субъекта.
Создание трансцендентальной философии было ответом на целый ряд трудностей,
возникших в науке и философии в XVII и первой половине XVIII века, с которыми
не сумели справиться и представители до кантовского рационализма и эмпиризма.
Одной из них была проблема обоснования объективного научного знания, прежде
всего механики, основанной на математике и эксперименте, предполагавшем
конструирование идеального объекта. Для обоснования законности применения
математических конструкторов к природным процессам, необходимо было доказать,
что процесс конструирования имеет некий аналог в самой природе; для решения
этого вопроса Кант меняет саму его постановку. Он спрашивает: “Какими должны
быть характер и способности познающего субъекта для того, чтобы предмет
познания согласовался с нашим знанием о нем.” Философское открытие Канта
состоит именно в том, что основу научного познания он усмотрел не в
созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его
конструированию, порождающей идеализированные объекты. Кант хочет придти к
определению условий, при которых возможно действительное познание, а тем
самым - к определению границ действительного познания. Выражение “критика
чистого разума” означает критику всего познания к которому можно придти
априори, т.е. способом доказательств. Критика чистого разума является
критикой “силы разума вообще относительно ко всем познаниям, к которым разум
может направляться независимо от опыта и тем самым он является решением
относительно возможности метафизики вообще”. В качестве образца “научного”
познания Кант принимает Ньютоновское естествознание и математику, и границы
познания устанавливаются условиями научно достоверного познания. Кант в
“Критике чистого разума” дает подробную критику замыслов предшествующей
метафизики. Он решает следующие вопросы: 1. Как возникла “чистая математика”;
2. Как возникло “чистое естествознание”; 3. Как вообще возможна математика;
4. Как вообще возможна метафизика, как наука Этот способ постановки вопроса
(постановка вопроса о возможном) Кант называет трансцендентальным, а свои
ответы - трансцендентальной теорией. Кант говорит, что ни чувства, ни опыт не
могут дать достоверного знания о мире. Чувства вводят разум в заблуждение.
Существует априорное (до-опытное) знание и существует опытное (эмпирическое)
знание. Говоря об априорном знании, он замечает, что оно не тождественно
идеям Декарта: априорны только формы знания, а содержание мы получаем из
опыта. Априорные знания имеют свою историю: каждый человек в своих действиях
опирается на некое априорное знание, накопленное до него. Априорное знание
имеет всеобщий характер, эмпирическое знание единично. Знание выступает как
суждение. Суждение аналитично, если в нем нет ничего нового об объекте.
Утверждение: “Все тела протяженны,” - не новое знание, т.к. все тела
протяженны. Иной пример: “Вчера был дождь,” - это суждение ново, то есть оно
синтетическое. Кант ставит вопрос о том, возможны ли априорные синтетические
суждения и делает вывод, что они существуют. Примером подобных априорных
суждений являются математические аксиомы: “В каждой науке столько науки,
сколько в ней математики”. Далее рассуждения Канта касаются научного знания,
которое изучается трансцендентальной эстетикой, аналитикой и диалектикой,
которые объединяются в аналитическую логику. Рассуждения Канта идут о
чувственном знании и о логике. Говоря о чувственном знании Кант выдвигает
тезис о существовании априорных форм чувственности. Подобными априорными
формами являются пространство и время. Он не противоречит реальности
пространства и времени, но ставит вопрос о возникновении этих понятий и
приходит к выводу, что они возникли априорно, как продукт воображения.
Пространство является внешней формой организации чувственности, в то время
как время - внутренней. Пространство и время существуют в субъекте и являются
результатом воображения. Однако познание не может ограничиваться суждением.
Результатом познания является формирование категорий. Кант критикует как
сенсуалистов, рассматривающих рациональное, как результат усовершенствования
чувственного познания, так и рационалистов, недооценивающих роль чувств. Кант
задает вопрос о том, что такое научное знание и делает вывод, что это синтез
разума и чувств, на уровне рассудка, выступающего организатором чувства и
мысли. Кант выделяет три ступени синтеза: 1. эвгезия - процесс формирования
восприятия и представлений 2. ......... - процесс, связанный с ассоциациями
3. апперцепция - образы, возникшие в человеческом сознании сравниваются с
реальной действительностью. Кант делает вывод о том, что мысль не
тождественна действительности. Категории возникли не в результате движения от
чувственного к абстрактному, а в результате синтеза. Категории - это
априорные формы рассудка. Познавательная деятельность человека очень сложна.
Бог признается Кантом как логическая категория. В мире вещей не может быть
свободы. Свобода существует только в разуме. Человек познает только феномен.
Познание носит феноменальный характер. Сущность вещей человек понять не
может. По этому поводу Канта критиковали: за признание “вещи в себе” вне
нашего сознания - идеалисты; за агностицизм, который он сам, впрочем,
отвергает - материалисты. Рассудок всегда впадает в противоречия (антиномии).
Пример “Делима или неделима материя?”, “Конечна или бесконечна субстанция?” -
ответы на эти дефиниции неразрешимы на основе эмпирического знания. Кант
заключает, что человеческий рассудок сам диктует природе свои принципы.
Именно в категориях отражается функция рассудка, т.к. категории - не
обобщение эмпирических знаний, а априорные формы рассудка. Работа “Критика
чистого разума” - первая фундаментальная работа Канта. Другие работы:
“Критика практического разума” и “Критика способности суждения”. Три основные
способности человека 1. Чувственность ( ощущения ) 2. Рассудок ( способность
человека образовывать категории) 3. Разум ( способность формировать идеи )
Достоверное знание получается из синтеза ощущений и понятий. Условие этого
синтеза единство самого самосознания человека. В этой структуре нет опыта и
нет практики как критерия проверки истинности знания.