Чувственности и рассудка.

Кант осуществил переворот в философии, рассматривая познание как

деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер,

а структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта

рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и

конструирующий предмет знания. Кант анализирует структуру субъекта для того,

чтобы решить вопрос, что же такое истинное знание. Предметом теоретической

философии по Кату, должно быт не изучение вещей самих по себе - природы,

мира, человека, а исследования законов человеческого разума и его

познавательной деятельности. В этом смысле Кант назвал свою философию

трансцендентальной. Он назвал свой метод также критическим, в отличие от

догматического метода рационализма XVII века предпринять критический анализ

наших познавательных способностей для того, чтобы выяснить их природу и

возможности. Таким образом, гносеологию Кант ставит на место онтологии, тем

самым осуществляя переход от метафизики субстанции к теории субъекта.

Создание трансцендентальной философии было ответом на целый ряд трудностей,

возникших в науке и философии в XVII и первой половине XVIII века, с которыми

не сумели справиться и представители до кантовского рационализма и эмпиризма.

Одной из них была проблема обоснования объективного научного знания, прежде

всего механики, основанной на математике и эксперименте, предполагавшем

конструирование идеального объекта. Для обоснования законности применения

математических конструкторов к природным процессам, необходимо было доказать,

что процесс конструирования имеет некий аналог в самой природе; для решения

этого вопроса Кант меняет саму его постановку. Он спрашивает: “Какими должны

быть характер и способности познающего субъекта для того, чтобы предмет

познания согласовался с нашим знанием о нем.” Философское открытие Канта

состоит именно в том, что основу научного познания он усмотрел не в

созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его

конструированию, порождающей идеализированные объекты. Кант хочет придти к

определению условий, при которых возможно действительное познание, а тем

самым - к определению границ действительного познания. Выражение “критика

чистого разума” означает критику всего познания к которому можно придти

априори, т.е. способом доказательств. Критика чистого разума является

критикой “силы разума вообще относительно ко всем познаниям, к которым разум

может направляться независимо от опыта и тем самым он является решением

относительно возможности метафизики вообще”. В качестве образца “научного”

познания Кант принимает Ньютоновское естествознание и математику, и границы

познания устанавливаются условиями научно достоверного познания. Кант в

“Критике чистого разума” дает подробную критику замыслов предшествующей

метафизики. Он решает следующие вопросы: 1. Как возникла “чистая математика”;

2. Как возникло “чистое естествознание”; 3. Как вообще возможна математика;

4. Как вообще возможна метафизика, как наука Этот способ постановки вопроса

(постановка вопроса о возможном) Кант называет трансцендентальным, а свои

ответы - трансцендентальной теорией. Кант говорит, что ни чувства, ни опыт не

могут дать достоверного знания о мире. Чувства вводят разум в заблуждение.

Существует априорное (до-опытное) знание и существует опытное (эмпирическое)

знание. Говоря об априорном знании, он замечает, что оно не тождественно

идеям Декарта: априорны только формы знания, а содержание мы получаем из

опыта. Априорные знания имеют свою историю: каждый человек в своих действиях

опирается на некое априорное знание, накопленное до него. Априорное знание

имеет всеобщий характер, эмпирическое знание единично. Знание выступает как

суждение. Суждение аналитично, если в нем нет ничего нового об объекте.

Утверждение: “Все тела протяженны,” - не новое знание, т.к. все тела

протяженны. Иной пример: “Вчера был дождь,” - это суждение ново, то есть оно

синтетическое. Кант ставит вопрос о том, возможны ли априорные синтетические

суждения и делает вывод, что они существуют. Примером подобных априорных

суждений являются математические аксиомы: “В каждой науке столько науки,

сколько в ней математики”. Далее рассуждения Канта касаются научного знания,

которое изучается трансцендентальной эстетикой, аналитикой и диалектикой,

которые объединяются в аналитическую логику. Рассуждения Канта идут о

чувственном знании и о логике. Говоря о чувственном знании Кант выдвигает

тезис о существовании априорных форм чувственности. Подобными априорными

формами являются пространство и время. Он не противоречит реальности

пространства и времени, но ставит вопрос о возникновении этих понятий и

приходит к выводу, что они возникли априорно, как продукт воображения.

Пространство является внешней формой организации чувственности, в то время

как время - внутренней. Пространство и время существуют в субъекте и являются

результатом воображения. Однако познание не может ограничиваться суждением.

Результатом познания является формирование категорий. Кант критикует как

сенсуалистов, рассматривающих рациональное, как результат усовершенствования

чувственного познания, так и рационалистов, недооценивающих роль чувств. Кант

задает вопрос о том, что такое научное знание и делает вывод, что это синтез

разума и чувств, на уровне рассудка, выступающего организатором чувства и

мысли. Кант выделяет три ступени синтеза: 1. эвгезия - процесс формирования

восприятия и представлений 2. ......... - процесс, связанный с ассоциациями

3. апперцепция - образы, возникшие в человеческом сознании сравниваются с

реальной действительностью. Кант делает вывод о том, что мысль не

тождественна действительности. Категории возникли не в результате движения от

чувственного к абстрактному, а в результате синтеза. Категории - это

априорные формы рассудка. Познавательная деятельность человека очень сложна.

Бог признается Кантом как логическая категория. В мире вещей не может быть

свободы. Свобода существует только в разуме. Человек познает только феномен.

Познание носит феноменальный характер. Сущность вещей человек понять не

может. По этому поводу Канта критиковали: за признание “вещи в себе” вне

нашего сознания - идеалисты; за агностицизм, который он сам, впрочем,

отвергает - материалисты. Рассудок всегда впадает в противоречия (антиномии).

Пример “Делима или неделима материя?”, “Конечна или бесконечна субстанция?” -

ответы на эти дефиниции неразрешимы на основе эмпирического знания. Кант

заключает, что человеческий рассудок сам диктует природе свои принципы.

Именно в категориях отражается функция рассудка, т.к. категории - не

обобщение эмпирических знаний, а априорные формы рассудка. Работа “Критика

чистого разума” - первая фундаментальная работа Канта. Другие работы:

“Критика практического разума” и “Критика способности суждения”. Три основные

способности человека 1. Чувственность ( ощущения ) 2. Рассудок ( способность

человека образовывать категории) 3. Разум ( способность формировать идеи )

Достоверное знание получается из синтеза ощущений и понятий. Условие этого

синтеза единство самого самосознания человека. В этой структуре нет опыта и

нет практики как критерия проверки истинности знания.