И естественная среда обитания.
Вся история, как философских учений, так и специальных естественных и
гуманитарных наук свидетельствует о непрестанных попытках понять природу
человека, смысл его бытия и перспективы развития. Традиционные
идеалистические и религиозные представления характеризуются представлением о
человеке оторванном от природы. Человек изображался как одно из творений
бога, как момент “мирового разума”, “мировой идеи” (объективно-
идеалистические направления) или же как “чистая субъективность” и “чистое
самосознание” (субъективно-идеалистические направления). В противоположность
идеалистическим интерпретациям, марксистская концепция человека исходит из
признания единства человека и природы основывается на материалистическом
понимании человека, как природного существа. Человек, как уникальный
биологический вид Homo sapiens возник около 40 тыс. лет тому назад в
результате длительного процесса становления общества, который одновременно
является и периодом формирования человека. Таким образом, человек возник в
результате длительного процесса антропосоциогенеза. С формированием мышления
и языка началось одновременное становление производственных и социально-
экономических отношений, как особого вида материи - социальной материи. Ее
своеобразие заключается в том, что будучи объективной и первичной по
отношению к общественному сознанию она, в отличии от природной материи не
может существовать без сознания. Человек - это высший уровень организации
материи, осознающей саму себя. Способность производить орудия труда является
видовым отличием человека от животного. Биологически каждый из когда-либо
живших или живущих сейчас человеческих индивидуумов является уникальным,
единственным, поскольку неповторим набор генов, получаемых им от родителей.
Эта индивидуальность усиливается в результате взаимодействия социальных и
биологических факторов в процессе индивидуального развития человека. Решающее
влияние социального фактора на развитие человека не ведет к исчезновению в
нем природного. Они находятся в диалектическом единстве и взаимодействии. Под
воздействием человеческой деятельности, биологическое, в значительной мере
(но не полностью) претерпело модификацию и достигло в ряде отношений более
высокого уровня развития нежели у других представителей животного мира, то
есть “очеловечилось”. Хотя биологические структуры и функции человеческого
организма обнаруживают общее с высшими животными, в них содержится и
существенно новое, сформировавшееся в результате трудовой деятельности
человека. Преимущество человека перед животными в том, что научился
производить не только для удовлетворения собственных нужд (физиологических
потребностей), но и для других людей. Именно поэтому произведенный человеком
продукт приобретает общественно значимые свойства, а потребности и
чувственность все более развиваются. Поэтому биологическое в человеке - это
не только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком,
но и то новое (обусловленное морфофизиологическими особенностями организма),
чем он отличается от животного. Уникальность человека обусловлена тем, что в
отличие от животных, он наряду с генетической программой имеет возможность
благодаря наличию сознания путем воспитания передавать опыт предыдущих
поколений каждому следующему поколению. Человек, таким образом, включен сразу
в два мира - в мир общества и в мир органической природы порождает немало
проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с
объяснением самой природы человека. Из последних рассмотрим две, которые
можно считать ключевыми. Аристотель называл человека “политическим животным”,
подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного
(биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в
том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим формирование
способностей, чувств, поведения, действий человека и коим образом
осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке. Суть
другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек
уникален, в практической жизни мы, однако группируем людей по различным
признакам из которых одни определяются биологически, другие социально, а
некоторые - взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос,
какое же значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия
между людьми и группами людей. В ходе дискуссии о соотношении биологического
и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных
между двумя крайними точками зрения: концепциями человека, которые принято
называть биологизаторскими, или натуралистическими, сторонники которых
абсолютизируют роль биологических начал в человеке; и социологизаторскими
концепциями в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих
его социальных отношений, их пассивное порождение. К биологизаторским
концепциям относятся расизм, а также довольно влиятельный в конце прошлого и
начале нынешнего столетия социал-дарвинизм. Его сторонники пытались объяснить
явления общественной жизни опираясь на учение Дарвина о естественном отборе и
эволюции. Социологизаторские концепции рассматривают биологическое как нечто
второстепенное, от чего возможно абстрагироваться при изучении человека, и
более того, как сырой материал, которым можно бесконечно манипулировать во
имя достижения того или иного социального идеала. Характерное для
социологизаторских трактовок пренебрежение к биологическому в человеке
отчасти коренится в христианской традиции, в которой духовное резко
противопоставляется телесному, плотскому, как возвышенное - низменному.
Позиция марксизма в вопросе о соотношении социального и биологического
следующая: Маркс подчеркивал, что определяющим в человеке является
социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе он реализуется
как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт
и следовательно оказываются вторичным по отношению к общественному бытию.
Человек и естественная среда обитания. Естественная окружающая среда
охватывает геосферу и биосферу, т.е. те материальные системы, которые
возникли и существуют независимо от человека, но вместе с тем могут со
временем стать объектами его деятельности. В связи с развитием космической
технологии в число таких объектов следует отнести также и определенную часть
солнечной системы. Маркс выделял в естественной среде обитания человека две
группы явлений: n естественные источники средств жизни; n естественные
богатства, являющиеся предметами труда. Характер взаимодействия человека с
естественной средой обитания определяется уровнем развития производства.
Важнейшим результатом этого производства является создание искусственной
среды обитания - неодушевленные предметы, созданные человеком и не
существующие в природе и живые организмы. По мере развития общества роль
искусственной среды вырастает, она постепенно наступает на естественную и
поглощает ее. “Не характер естественной среды определяет характер социальной
среды, как ошибочного явления,” - считают сторонники “географического
детерминизма”, а наоборот - “характер социальной среды определяет характер
естественной среды, вовлекаемой в сферу трудовой деятельности человека”. Во
взаимодействии человека с природой, активной стороной всегда выступает
человек.