И естественная среда обитания.

Вся история, как философских учений, так и специальных естественных и

гуманитарных наук свидетельствует о непрестанных попытках понять природу

человека, смысл его бытия и перспективы развития. Традиционные

идеалистические и религиозные представления характеризуются представлением о

человеке оторванном от природы. Человек изображался как одно из творений

бога, как момент “мирового разума”, “мировой идеи” (объективно-

идеалистические направления) или же как “чистая субъективность” и “чистое

самосознание” (субъективно-идеалистические направления). В противоположность

идеалистическим интерпретациям, марксистская концепция человека исходит из

признания единства человека и природы основывается на материалистическом

понимании человека, как природного существа. Человек, как уникальный

биологический вид Homo sapiens возник около 40 тыс. лет тому назад в

результате длительного процесса становления общества, который одновременно

является и периодом формирования человека. Таким образом, человек возник в

результате длительного процесса антропосоциогенеза. С формированием мышления

и языка началось одновременное становление производственных и социально-

экономических отношений, как особого вида материи - социальной материи. Ее

своеобразие заключается в том, что будучи объективной и первичной по

отношению к общественному сознанию она, в отличии от природной материи не

может существовать без сознания. Человек - это высший уровень организации

материи, осознающей саму себя. Способность производить орудия труда является

видовым отличием человека от животного. Биологически каждый из когда-либо

живших или живущих сейчас человеческих индивидуумов является уникальным,

единственным, поскольку неповторим набор генов, получаемых им от родителей.

Эта индивидуальность усиливается в результате взаимодействия социальных и

биологических факторов в процессе индивидуального развития человека. Решающее

влияние социального фактора на развитие человека не ведет к исчезновению в

нем природного. Они находятся в диалектическом единстве и взаимодействии. Под

воздействием человеческой деятельности, биологическое, в значительной мере

(но не полностью) претерпело модификацию и достигло в ряде отношений более

высокого уровня развития нежели у других представителей животного мира, то

есть “очеловечилось”. Хотя биологические структуры и функции человеческого

организма обнаруживают общее с высшими животными, в них содержится и

существенно новое, сформировавшееся в результате трудовой деятельности

человека. Преимущество человека перед животными в том, что научился

производить не только для удовлетворения собственных нужд (физиологических

потребностей), но и для других людей. Именно поэтому произведенный человеком

продукт приобретает общественно значимые свойства, а потребности и

чувственность все более развиваются. Поэтому биологическое в человеке - это

не только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком,

но и то новое (обусловленное морфофизиологическими особенностями организма),

чем он отличается от животного. Уникальность человека обусловлена тем, что в

отличие от животных, он наряду с генетической программой имеет возможность

благодаря наличию сознания путем воспитания передавать опыт предыдущих

поколений каждому следующему поколению. Человек, таким образом, включен сразу

в два мира - в мир общества и в мир органической природы порождает немало

проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с

объяснением самой природы человека. Из последних рассмотрим две, которые

можно считать ключевыми. Аристотель называл человека “политическим животным”,

подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного

(биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в

том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим формирование

способностей, чувств, поведения, действий человека и коим образом

осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке. Суть

другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек

уникален, в практической жизни мы, однако группируем людей по различным

признакам из которых одни определяются биологически, другие социально, а

некоторые - взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос,

какое же значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия

между людьми и группами людей. В ходе дискуссии о соотношении биологического

и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных

между двумя крайними точками зрения: концепциями человека, которые принято

называть биологизаторскими, или натуралистическими, сторонники которых

абсолютизируют роль биологических начал в человеке; и социологизаторскими

концепциями в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих

его социальных отношений, их пассивное порождение. К биологизаторским

концепциям относятся расизм, а также довольно влиятельный в конце прошлого и

начале нынешнего столетия социал-дарвинизм. Его сторонники пытались объяснить

явления общественной жизни опираясь на учение Дарвина о естественном отборе и

эволюции. Социологизаторские концепции рассматривают биологическое как нечто

второстепенное, от чего возможно абстрагироваться при изучении человека, и

более того, как сырой материал, которым можно бесконечно манипулировать во

имя достижения того или иного социального идеала. Характерное для

социологизаторских трактовок пренебрежение к биологическому в человеке

отчасти коренится в христианской традиции, в которой духовное резко

противопоставляется телесному, плотскому, как возвышенное - низменному.

Позиция марксизма в вопросе о соотношении социального и биологического

следующая: Маркс подчеркивал, что определяющим в человеке является

социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе он реализуется

как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт

и следовательно оказываются вторичным по отношению к общественному бытию.

Человек и естественная среда обитания. Естественная окружающая среда

охватывает геосферу и биосферу, т.е. те материальные системы, которые

возникли и существуют независимо от человека, но вместе с тем могут со

временем стать объектами его деятельности. В связи с развитием космической

технологии в число таких объектов следует отнести также и определенную часть

солнечной системы. Маркс выделял в естественной среде обитания человека две

группы явлений: n естественные источники средств жизни; n естественные

богатства, являющиеся предметами труда. Характер взаимодействия человека с

естественной средой обитания определяется уровнем развития производства.

Важнейшим результатом этого производства является создание искусственной

среды обитания - неодушевленные предметы, созданные человеком и не

существующие в природе и живые организмы. По мере развития общества роль

искусственной среды вырастает, она постепенно наступает на естественную и

поглощает ее. “Не характер естественной среды определяет характер социальной

среды, как ошибочного явления,” - считают сторонники “географического

детерминизма”, а наоборот - “характер социальной среды определяет характер

естественной среды, вовлекаемой в сферу трудовой деятельности человека”. Во

взаимодействии человека с природой, активной стороной всегда выступает

человек.