Гносеология: знание и познание. Субъекты и объекты познания.

Теоретические познания или гносеология - раздел философии, изучающий

взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности,

отношение знания к действительности, возможности познания мира человека.

Теоретическое познание как философская дисциплина анализирует всеобщее

основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как

знание, выражающее реально, истинное положение вещей.

В античности центральной в теоретическом познании выступала проблема

отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знание понималось в единстве

с его предметом. Исходя из того, что знание есть своеобразная копия предмета,

античная философия преимущественно изучала процесс, посредством которого

предмет переводится в состояние знания.

Тезис о единстве знания и предмета специфически сочетался с непониманием

активности субъекта в процессе познания:

- истинный объект может быть только “дан” познающему;

- все продукты его субъективной познавательной деятельности - лишь неистинное

мнение.

Крупный шаг в развитии теоретического познания был сделан европейской

философией 17-18 в., главными для которой стали проблемы связи “Я” и внешнего

мира. В этот период проблематика теоретического познания занимала центральное

место в философии.

Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания, которое было бы

исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной

совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний по степени их

ценности.

В немецкой классической философии проблемы теоретического познания

связывались с исследованием исторического развития форм практической и

познавательной деятельности. В философской системе Канта впервые

предпринималась попытка построить такое теоретическое познание, которая была

бы совершенно независима от всяких допущений о реальности - как

онтологических ( раздел философии, изучающий фундаментальные причины бытия,

наиболее общие сущности и категории сущего), так и психологических. Кант

постулировал зависимость реальности от самого познания: объект, по Канту,

существует как таковой лишь в формах деятельности субъекта.

После Канта немецкая классическая философия стремилась преодолеть разрыв

гносеологической и онтологической проблематики. Наиболее полно в

домарксистской философии эта задача решалась Гегелем. Утверждая

диалектическую взаимозависимость субъекта и объекта, Гегель показал

несостоятельность их метафизического противопоставления. По Гегелю субъект и

объект по существу тождественны друг другу, т. к. в основе действительности

лежит саморазвитие абсолютного духа, который является абсолютным субъектом,

имеющим в качестве объекта самого себя. Отвергая все формы гносеологического

идеализма, марксистско-ленинская философия теоретического познания исходит из

последовательно материалистического решения основного вопроса философии, т.е.

рассматривает познаваемый материальный мир, объект реальность как

существующую вне и независимо от сознания. Опалектический материализм

исходит из положения о том, что мир познаваем, и решительно отвергает

утверждение о его непознаваемости, т.е. агностицизм. Будучи последовательно

материалистической, марксистско-ленинской теоретическое познание не есть,

однако, простое продолжение сложившейся в домарксистской философии

материалистической линии в решении проблем гносеологии. Основная особенность

диалектико-материалистического теоретического познания определяется тем, что

ее развитие осуществляется на основе материалистически истолковываемого

тезиса о единстве диалектики, логики и теоретического познания. “Диалектика и

есть теория познания (Гегеля) марксизма...” (Ленин.).

Диалектический материализм не только снимает противопоставление

теоретического познания и онтологии, но и кладет конец характерному для

немарксистской философии отрыву проблем теоретического познания от проблем

социального бытия. Сущность и природа познания носят социальный характер, и,

следовательно, не могут быть поняты в изоляции от предметно-практической

деятельности. Поэтому субъект познания производит от субъекта практики:

познающий субъект - это не изолированный от других людей индивид, а человек,

включенный в социальную жизнь, использующий общественно выработанные формы

познавательной деятельности как материальные ( орудия труда, инструменты,

приборы и т.д.), так и идеальные (язык и т.д.). Исходные знания о мире даны

человеку в чувственном познании - ощущениях, восприятиях, представлениях. В

качестве исходной основы познавательного процесса выступает чувственный опыт.

Общая схема процесса познания выражена в положении Ленина: “От живого

созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков

диалектический путь познания истины, познания объектной реальности”.

Познавательный процесс рассматривается в марксистско-ленинском теоретическом

познании не только в форме, в какой он осуществляется в голове индивида, но и

главным образом в форме соц. - исторического процесса развития знания.

Н.Л.Т.П. признает конкретно-исторический характер оснований знания,

рассматривает изменение логической структуры систем знания в процессе

развития человеческого познания.

Существуют 2 модели познания:

I) Традиционная для метафизического материализма:

 

Природа

 

- у Фейербаха (пассивная модель)

 

       
       
       
 
человек Субъект

 

Субъект познания - общественный, социально развитый элемент.

Объект познания формируется субъектом. Отношения между субъектом и объектом

является познавательским и объектом познания является практика.

II) Ныне существующая модель:

 

   
 
Практика

 

 

Объект

 

 

Субъект

 

- у Маркса (активная модель).

Cубъектом познания выступает не субъект отдельный, а общество.

Субъект познания - это человек в обществе и общество в человеке. Познать -

значит сотворить новый мир.

Как писал В.И. Ленин “Человек не только отражает мир, но и творит его”.

Человек своими действиями изменяет мир.

Рассмотрим характер образа:

 

 
   

 

объект: субъект:

1) Источник (предмет внеш- 1) Форма (бытия, сущ-я образа)

него мира)

2) Содержание.

Что такое практика и какова ее роль в познании?

Познавательная деятельность духовная, но она возникает на базе определенной

предметной деятельности. Практика носит общественный характер. Надо различать

познавательное и практическое, хотя познавательное возрастает на основе

практики.

“Если у общества возникает техническая потребность, то она продвигает знание

значительно дальше, чем десятки универсалов ” (Маркс).

 

Декарт

 

Практика сюда не входит, она является первичным элементом к обеим составляющим.

Ощущение - это непосредственное реагирование;

Восприятие - целостный образ предмета (возникает на базе ощущений);

Представление - образ предмета, который не действует на нас, а подействовал

на нас когда-то, и мы можем представить этот образ.

Понятие - образ отражающий сущность предмета.

Умозаключение- образ отражающий как сущность так и отдельные явления.

Суждение - последовательность умозаключений результатом которой

является

выделение субьектом себя по отношению к обьекту .