Гносеология: знание и познание. Субъекты и объекты познания.
Теоретические познания или гносеология - раздел философии, изучающий
взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности,
отношение знания к действительности, возможности познания мира человека.
Теоретическое познание как философская дисциплина анализирует всеобщее
основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как
знание, выражающее реально, истинное положение вещей.
В античности центральной в теоретическом познании выступала проблема
отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знание понималось в единстве
с его предметом. Исходя из того, что знание есть своеобразная копия предмета,
античная философия преимущественно изучала процесс, посредством которого
предмет переводится в состояние знания.
Тезис о единстве знания и предмета специфически сочетался с непониманием
активности субъекта в процессе познания:
- истинный объект может быть только “дан” познающему;
- все продукты его субъективной познавательной деятельности - лишь неистинное
мнение.
Крупный шаг в развитии теоретического познания был сделан европейской
философией 17-18 в., главными для которой стали проблемы связи “Я” и внешнего
мира. В этот период проблематика теоретического познания занимала центральное
место в философии.
Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания, которое было бы
исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной
совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний по степени их
ценности.
В немецкой классической философии проблемы теоретического познания
связывались с исследованием исторического развития форм практической и
познавательной деятельности. В философской системе Канта впервые
предпринималась попытка построить такое теоретическое познание, которая была
бы совершенно независима от всяких допущений о реальности - как
онтологических ( раздел философии, изучающий фундаментальные причины бытия,
наиболее общие сущности и категории сущего), так и психологических. Кант
постулировал зависимость реальности от самого познания: объект, по Канту,
существует как таковой лишь в формах деятельности субъекта.
После Канта немецкая классическая философия стремилась преодолеть разрыв
гносеологической и онтологической проблематики. Наиболее полно в
домарксистской философии эта задача решалась Гегелем. Утверждая
диалектическую взаимозависимость субъекта и объекта, Гегель показал
несостоятельность их метафизического противопоставления. По Гегелю субъект и
объект по существу тождественны друг другу, т. к. в основе действительности
лежит саморазвитие абсолютного духа, который является абсолютным субъектом,
имеющим в качестве объекта самого себя. Отвергая все формы гносеологического
идеализма, марксистско-ленинская философия теоретического познания исходит из
последовательно материалистического решения основного вопроса философии, т.е.
рассматривает познаваемый материальный мир, объект реальность как
существующую вне и независимо от сознания. Опалектический материализм
исходит из положения о том, что мир познаваем, и решительно отвергает
утверждение о его непознаваемости, т.е. агностицизм. Будучи последовательно
материалистической, марксистско-ленинской теоретическое познание не есть,
однако, простое продолжение сложившейся в домарксистской философии
материалистической линии в решении проблем гносеологии. Основная особенность
диалектико-материалистического теоретического познания определяется тем, что
ее развитие осуществляется на основе материалистически истолковываемого
тезиса о единстве диалектики, логики и теоретического познания. “Диалектика и
есть теория познания (Гегеля) марксизма...” (Ленин.).
Диалектический материализм не только снимает противопоставление
теоретического познания и онтологии, но и кладет конец характерному для
немарксистской философии отрыву проблем теоретического познания от проблем
социального бытия. Сущность и природа познания носят социальный характер, и,
следовательно, не могут быть поняты в изоляции от предметно-практической
деятельности. Поэтому субъект познания производит от субъекта практики:
познающий субъект - это не изолированный от других людей индивид, а человек,
включенный в социальную жизнь, использующий общественно выработанные формы
познавательной деятельности как материальные ( орудия труда, инструменты,
приборы и т.д.), так и идеальные (язык и т.д.). Исходные знания о мире даны
человеку в чувственном познании - ощущениях, восприятиях, представлениях. В
качестве исходной основы познавательного процесса выступает чувственный опыт.
Общая схема процесса познания выражена в положении Ленина: “От живого
созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков
диалектический путь познания истины, познания объектной реальности”.
Познавательный процесс рассматривается в марксистско-ленинском теоретическом
познании не только в форме, в какой он осуществляется в голове индивида, но и
главным образом в форме соц. - исторического процесса развития знания.
Н.Л.Т.П. признает конкретно-исторический характер оснований знания,
рассматривает изменение логической структуры систем знания в процессе
развития человеческого познания.
Существуют 2 модели познания:
I) Традиционная для метафизического материализма:
|
- у Фейербаха (пассивная модель)
|
Субъект познания - общественный, социально развитый элемент.
Объект познания формируется субъектом. Отношения между субъектом и объектом
является познавательским и объектом познания является практика.
II) Ныне существующая модель:
|
|
|
- у Маркса (активная модель).
Cубъектом познания выступает не субъект отдельный, а общество.
Субъект познания - это человек в обществе и общество в человеке. Познать -
значит сотворить новый мир.
Как писал В.И. Ленин “Человек не только отражает мир, но и творит его”.
Человек своими действиями изменяет мир.
Рассмотрим характер образа:
объект: субъект:
1) Источник (предмет внеш- 1) Форма (бытия, сущ-я образа)
него мира)
2) Содержание.
Что такое практика и какова ее роль в познании?
Познавательная деятельность духовная, но она возникает на базе определенной
предметной деятельности. Практика носит общественный характер. Надо различать
познавательное и практическое, хотя познавательное возрастает на основе
практики.
“Если у общества возникает техническая потребность, то она продвигает знание
значительно дальше, чем десятки универсалов ” (Маркс).
|
Практика сюда не входит, она является первичным элементом к обеим составляющим.
Ощущение - это непосредственное реагирование;
Восприятие - целостный образ предмета (возникает на базе ощущений);
Представление - образ предмета, который не действует на нас, а подействовал
на нас когда-то, и мы можем представить этот образ.
Понятие - образ отражающий сущность предмета.
Умозаключение- образ отражающий как сущность так и отдельные явления.
Суждение - последовательность умозаключений результатом которой
является
выделение субьектом себя по отношению к обьекту .