Естественнонаучные и философские взгляды Канта.
И. Кант(1724-1824) родоначальник немецкой классической философии. В
докритический период выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном,
физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов
и отливов от положения луны, а также обоснование научной гипотезы о
происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта
гипотеза и сейчас продолжает рассматриваться астрономами как один из
возможных вариантов происхождения Вселенной.
Второй период творчества Канта назван "критическим". "Критиками" названы
основные произведения этого периода: "Критика чистого разума", "Критика
практического разума", "Критика способности суждения". все эти работы связаны
единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования
системы трансцендентального идеализма(так Кант называл свою философскую
систему.
Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских
проблем. До Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к
истинному познанию, как то, что затемняет и искажает истинное положение
вещей. У Канта же возникает задача: установить различие между субъективными и
объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и
структурах. Кант переосмысливает понятие субъекта и впервые в философии
ставит вопрос о всеобщности субъекта.
Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют вещи
сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают
многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами
чувственности - пространством и временем, т. е. располагаются в традиционном
измерении и фиксируются как длительность. На основе этих преобразований
формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер.
Деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий - придает
этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по
себе через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка стала
достоянием сознания субъекта, "явилась ему", и он может делать о ней
определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта,
Кант называл явлениями. Человек, по мнению Канта, может знать только явления.
Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качество и свойства их
взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Он
знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи
сами по себе для человека становятся "вещами в - себе", непознанными,
нераскрытыми.
Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить "вещи
сами по себе" и явления . Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможностей
в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка
доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, -
умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Разум - это высшая
способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед
ним цели. разум оперирует идеями. Идеи у Канта - это не сверхчувственные
сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с помощью разума(Платон).
Идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах
которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в
познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок
стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства -
понятия и категории - действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок
впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательству положения о
том, что идеям разума не может соответствовать реальный объект, что разум
опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии
- это противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмем
идею мира в целом, то, оказывается можно доказать справедливость двух
противоречащих друг другу утверждений: мир конечен и мир бесконечен в
пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного
человеческого разума пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире
"вещей самих по себе".